10 февраля исполнилось бы семьдесят пять лет всемирно известному мастеру декоративно-прикладного искусства, скульптору малых форм Геннадию Ефремовичу Хартаганову. В этот день на его малой родине, в Шурышкарском районе, проходили мероприятия, посвящённые жизни и творчеству художника. В Салехарде в честь юбилея мастера открылась выставка деревянной скульптуры «Мой прапрадед Ханты-Питлярский сор»

Плавные, мягкие, округлые формы малых скульптур Геннадия Ефремовича Хартаганова узнаваемы среди всех работ других мастеров. Гладкие линии человеческих фигурок, животных и птиц Крайнего Севера придают им спокойствие, безмятежность, гармонию. Простые в своем облике герои надолго приковывают взгляд искушенного ценителя искусства. Единство природы и человека в мировоззрении народа ханты он воплотил в дереве. Автор скульптурных композиций и национальной утвари народа ханты использовал в своем творчестве в качестве материала березу, кедр, липу, бересту, умел правильно добывать и обрабатывать необходимые природные материалы.

В юбилейный день рождения мастера в главном музее Ямала открылась выставка, посвященная его творчеству. Здесь – самые знаменитые его работы: запечатленные в труде рыбаки и оленеводы, пугливые куропатки, застигнутые в момент поимки добычи совы и орлы, взлетающие белокрылые стерхи и много других сюжетов, почерпнутых художником из самой природы.

На церемонии открытия выставки, посвященной Геннадию Хартаганову, присутствовали его родные, друзья, коллеги по «творческому цеху» и все те, чьи сердца тронуло его искусство. Теплые слова признаний мастеру выразили президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Сергей Николаевич Харючи, президент ассоциации «Ямал – потомкам!» Эдуард Хабэчевич Яунгад, первый заместитель директора департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Роман Витальевич Пикун, писатель, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Тюменской области Анатолий Константинович Омельчук, член союза российских писателей, почетный гражданин ЯНАО Нина Николаевна Ядне, член союза писателей Анна Павловна Неркаги и многие другие именитые гости мероприятия. Прозвучал поздравительный адрес от председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергея Мироновича Ямкина. После торжественной части для гостей провели экскурсию.

– Сделать выставку – это целый процесс. Начинается он с создания концепции, а для этого необходимо знать и понимать автора, – отмечает куратор выставки Алена Юрьевна Жданова. – Помню его выставку в музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского, которая состоялась в 2010 году. Тогда он каждый день приходил на свою выставку, общался с посетителями, обращал внимание детей на детали. Ему очень нравилось такое общение, но уже через неделю хотел домой: Геннадий Ефремович – тот художник, который черпал вдохновение в месте, где жил – в Питляре.

Бесконечной любовью к природе и людям родного Питляра пропитана каждая работа мастера декоративно-прикладного искусства. Геннадий Ефремович родился в 1945 году в Ханты-Питляре в многодетной семье передового рыбака и охотника колхоза «Голос рыбака» Ефрема Семеновича Хартаганова. Отец будущего художника участвовал в Великой Отечественной войне, получил ранение на Ленинградском фронте. Не имея специального образования, Геннадий Ефремович освоил резьбу по дереву самостоятельно: отец сам делал нарты, лодки, мальчик с детства учился его мастерству. Мама Евдокия Егоровна работала в колхозе полеводом, была депутатом района.

В 1950-е годы семья вместе с другими жителями деревни в связи с закрытием колхоза переехала в соседнее село Питляр.

– Он очень любил природу. Природа для него была жизнью. Они семьей собирали ягоды, – вспоминает Геннадия Ефремовича его одноклассница Галина Александровна Ивлева. – Всегда был скромным, тихим. Дружил с моим братом Анатолием, они вместе занимались резьбой по дереву.

После окончания школы в 1961 году Геннадий Хартаганов поступил в зооветеринарный техникум в Салехарде, но из-за материальных трудностей вернулся к родителям. С 1966 по 1969 год проходил службу в мотострелковых войсках Советской Армии. После возвращения домой стал все свободное от работы время отдавать творчеству. Работал плотником в совхозе «Горковский», принимал участие в строительстве новой школы. С 1978 года стал методистом отдела культуры Шурышкарского района. В 1991-1997 годах вместе с супругой Лидией Павловной организовал в Питляре Детскую художественную школу и преподавал там резьбу по дереву, обработку бересты и лепку, в конце 90-х работал в мастерской при сельском Доме культуры мастером художником, в 2000 вышел на пенсию.

Всю его жизнь пронизывало искусство. С середины 1970-х Геннадий Ефремович активно участвовал в художественных выставках окружного, российского, мирового уровней. Уже тогда его творчество было замечено в России и за рубежом. Персональные выставки проходили в Германии, Чехии, Словакии, Канаде и, конечно, на Ямале.

Непосредственно с именем Геннадия Хартаганова связано становление среди ханты профессиональной художественной скульптуры из дерева. Но не всегда все было гладко, случались и трудные для популяризации национального творчества годы.

– С Геннадием Ефремовичем нас свела судьба, пожалуй, в самый сложный для страны период. Это были переломные 80-90-е годы. Страна рушилась, по большому счету никому дела не было до творческих людей, – рассказывает Сергей Николаевич Харючи. – Когда он начинал публично говорить о будущем творчества, все говорили – вот нашел время и проблему, когда тут в рот нечего положить. Тем не менее, Геннадий Ефремович методично продолжал свое дело.

Подтверждает это ровесник и друг Геннадия Ефремовича, член союза писателей, поэт, фольклорист, уроженец деревни Послово Шурышкарского района Леонтий Антонович Тарагупта:

– Не разрешали, не признавали это искусство – самобытное. Он воскрешал то, чего не было и триста лет назад – открыл то, что мы начали забывать. Он никогда не гонялся за славой, а хранил и воплощал саму суть человека.

Но слава не могла не настигнуть гениального ямальского художника. В 90-е Геннадий Хартаганов стал членом союза художников России. Ему были присвоены такие звания, как мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел ЯНАО, народный мастер России, лауреат специальной премии губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа «За успехи в создании, сохранении и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера» в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», почетный гражданин Ямала. Кроме того, за вклад в развитие ДПИ и культуры народов Крайнего Севера, за многолетний добросовестный труд художник был отмечен региональными и ведомственными наградами: в его портфолио есть почетные грамоты Министерства культуры Российской Федерации, Государственной Думы ЯНАО, губернатора ЯНАО, благодарности ямальского Законодательного Собрания, Председателя Тюменской областной Думы и многие другие.

Скульптуры малых форм и национальная утварь рук питлярского художника побывали на выставках в самых разных городах планеты – от Берна до Пекина. Его произведения вошли в реестр уникальных и высокохудожественных изделий народных художественных промыслов и ремесел Ямала, находятся в Салехардском окружном краеведческом музее, Ханты-Мансийском окружном центре культуры и искусства народов Севера, в музеях других городов страны, в частных собраниях России, Канады.

Полностью погрузиться в самобытное искусство мастера стало возможно на выставке к 75-летию со дня рождения Геннадия Хартаганова. Не только благодаря уже готовым предметам, но и с помощью вовлечения в процесс их изготовления. Небольшой уголок – мастерская с брусочками дерева, инструментами резчика, ароматными стружками создает впечатление, будто Геннадий Ефремович только вышел из-за стола, и не до конца еще перенесенные на дерево бумажные эскизы ждут, когда руки великого мастера продолжат творить искусство.

Эта мастерская – отражение той, что по сей день стоит в Питляре. Там, в небольшом деревянном домике, Геннадий Ефремович, уже будучи всемирно известным деятелем искусства, оттачивал чистейшие линии новых и новых малых скульптур.

Разумеется, это слишком тесное помещение для передачи наследия гения будущим поколениям.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации Анатолий Константинович Омельчук предложил открыть в Салехарде музей-мастерскую имени Г.Е. Хартаганова.

– Величие наших современников, наверное, не сразу познается, но та небольшая дистанция, которая прошла после смерти Геннадия Ефремовича, уже позволяет сказать, что Ямал – родина великого, мирового уровня мастера. Геннадий Ефремович – не величина только хантыйского национального искусства, его творчество – это сокровищница в первую очередь Ямала, но также и всего человечества, – отметил он в приветственной речи. – Он сумел передать естественное, первобытийное отношение человека к природе. Как продлить творчество Геннадия Хартаганова? В округе должен появиться музей-мастерская. Быть может, здесь и сейчас мы начнем эпопею создания в Салехарде нового культурного центра.
Идею поддержали присутствующие в зале светила в мире искусства.

Предельно скромный творец, быть может, не познал бы пика признания своего таланта без любви, поддержки и веры в него семьи – супруги, детей, внуков.

– Я всегда говорю, что мастер не один на свете, у него надежный тыл – Лидия Павловна, дети, внуки. Геннадий Ефремович от природы душевный был, добрый, мягкий человек, скромный-скромный, – говорит член союза писателей и друг семьи Нина Николаевна Ядне. – Слава богу, что Лидия Павловна все свое время, ум, энергию, доброту вкладывает в сохранение наследия своего мужа – великого художника и мастера.

Лидия Павловна и Геннадий Ефремович Хартагановы вместе прожили счастливые пятьдесят лет. Любовно она хранит в памяти первую встречу с молодым, только вернувшимся из армии парнем.

– Во время весенних каникул, когда я училась в десятом классе Шурышкарской школы, подружка, Вера Сергеевна Родямова, пригласила меня на соревнования по теннису – поддержать ее. В те времена мы все спортсмены были, у меня первый разряд был по лыжам, а вот в теннис не играла, – делится Лидия Павловна. – Смотрю, солдат молоденький в спортзал зашел, к нему Вера подбежала. Оказалось, он только после армии приехал, отметился в Мужах, и приехал забрать в Питляр свою двоюродную сестру – мою подругу.

Случайное знакомство послужило началом создания большой крепкой семьи. В 1969 году пара связала себя узами брака. Активистка, Лидия Павловна возглавляла пионерские дружины, профкомы, никогда не сидела без дела, но всегда находила время дарить супругу вдохновение и любовь, поддерживать его идеи и начинания.

В семье Хартагановых родились четверо детей – двое сыновей и две дочери. Все они, конечно, уже сами семейные. У старшей дочери, Оксаны Геннадьевны, так же, как и у родителей, четверо детей, у младшей Натальи двое. Трое дочерей и сын у Евгения Геннадьевича, пятеро детей у Павла Геннадьевича. У младшего сына, Павла, как говорил Геннадий Ефремович, рука мастера, в молодости он перенимал опыт отца. Родовые охотничьи и рыбоугодья, по тропам которых ходили предки Хартагановых, отец передал сыну. Как отмечает Лидия Павловна, сегодня Павел Геннадьевич – единственный в Питляре профессиональный охотник и рыбак.

Наследие семьи Хартагановых – пятнадцать внуков и два правнука. И есть среди них те, кто вполне может продлить и наследие культурное. С малых лет в дедушкиной мастерской занимались внуки Дарина и Сергей.

– Дариночка хорошо рисует, я даже в экспозиции ее работы выставила, – обнимает Лидия Павловна внучку.

Девочка живет с родителями в Питляре и признается – все персонажи, которых одушевлял дедушка, ей знакомы. Птицы и люди с малой родины Геннадия Ефремовича теперь находят новое художественное пространство – в живописи.

Закончилась экскурсия по жизни и творчеству Геннадия Ефремовича Хартаганова. Жаль, что не случилось ему самому присутствовать на празднике. 6 марта прошлого года его не стало. Но будут жить вечно чистые линии его мастерства.

Лидия Павловна Хартаганова благодарит правительство округа в оказании помощи при организации праздничных мероприятий в честь 75-летия со дня рождения Геннадия Ефремовича Хартаганова. «Я безгранично рада, что состоялась эта замечательная выставка, и хочу выразить благодарность всем, кто принял участие в ее подготовке, – также сказала Лидия Павловна. – Геннадий Ефремович будет вечно жив в сердцах поклонников его творчества».

Элина Витязева.
Фото Татьяны Паршуковой.