Северная панорама
актуальное интервью


Избирательная кампания набирает обороты

Северная панорамаЕкатерина Шахова:
“Сейчас в территориальной избирательной комиссии идет процесс регистрации кандидатов”

В нынешнем году в единый день голосования 13 сентября жители нашего района примут участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва и депутатов Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район третьего созыва.

Любая избирательная кампания стартует с момента официального опубликования в средствах массовой информации решения соответствующего представительного органа власти о назначении даты выборов. Постановление Законодательного Собрания ЯНАО о назначении даты проведения выборов депутатов Законодательного Собрания ЯНАО было опубликовано 10 июня 2015 года, с этого дня и началась кампания по выборам окружных депутатов.

23 июня на очередном заседании Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район было принято решение о назначении на 13 сентября 2015 года выборов районных депутатов. 27 июня решение было опубликовано в районных СМИ. И с 28-го июня по факту уже начался этап выдвижения, то есть, кандидаты уже имели право на следующий день после опубликования решения заявлять о своем желании баллотироваться в депутаты.

Сейчас практически завершились два важных этапа избирательной кампании – выдвижение кандидатов и подача документов на регистрацию. Этап подачи документов на регистрацию заканчивается официально 31 июля. Но в нашем случае можно уже говорить о завершении этого этапа, так как все, кто уведомил комиссию о выдвижении, уже подали документы для регистрации.

Всего в Районную Думу третьего созыва выдвинулось 22 кандидата. Из них 15 человек выдвинуты местным отделением партии “Единая Россия”, один кандидат выдвинут региональным отделением ЛДПР, и шесть – самовыдвиженцы. Если посмотреть по избирательным округам, то в первом, Мужевском, на шесть мандатов выдвинуто семь кандидатов – шесть кандидатов от партии “Единая Россия” и один самовыдвиженец. По второму, Горковскому избирательному округу, на четыре мандата претендуют шесть кандидатов. Из них один – от ЛДПР, один самовыдвиженец и четверо – от “Единой России”. И в третьем, Овгортском округе, девять кандидатов на пять мандатов. Здесь четверо самовыдвиженцев и пятеро – от “Единой России”.

Регистрация кандидатов – это уже следующий этап. На этом этапе мы сейчас и находимся. На конец июля зарегистрировано 20 кандидатов. По остальным кандидатам решение о регистрации будет приниматься в первые дни августа, когда поступят результаты проверки сведений, представленных кандидатами при выдвижении. Отмечу, что проверка проводится очень серьезная, проверяются все представленные сведения – это и наличие гражданства, паспортные данные, сведения

об образовании, сведения о доходах, имуществе, транспортных средствах, акциях и ценных бумагах и т.д. И что немаловажно – проверка кандидата на наличие судимости.

Если в результате проверки обнаруживаются недостоверные данные, представленные кандидатом, то они доводятся до сведения избирателей.

– Как проходило выдвижение кандидатов от партии?

– Здесь процедура такова: партия, выдвигающая кандидатов, обязана уведомить избирательную комиссию о дате и месте проведения конференции, либо собрания (согласно уставу). Территориальную избирательную комиссию уведомили “Единая Россия” и ЛДПР. Местное отделение “ЕР” проводило заседание по выдвижению своих кандидатов в Мужах, а ЛДПРовцы собирали окружную конференцию в Новом Уренгое.

– Все, кто желал выдвинуться, уложились в сроки?

– Успели все, кто выразил желание участвовать в избирательной кампании. Во- первых, потенциальные кандидаты, наверняка, принимали это решение не в последний день. Они заранее познакомились с избирательным законодательством, уточнили сроки выдвижения и пр. Тем более, что информации было достаточно в СМИ, постоянно выходит приложение к районной газете “Вестник избирателя”,
действует сайт Территориальной избирательной комиссии, решения комиссии, информационные материалы размещаются на стенде Территориального избиркома, а также с первого июля на период выборов начала действовать “горячая линия связи с избирателями”. Поэтому все, кто выразил желание выдвигаться, уложились в установленные законом сроки. Причем, надо отметить, что документы кандидатами подготовлены более качественно по сравнению с прошлыми выборами этого уровня. Более тщательно самовыдвиженцы подошли к оформлению подписных листов. Подписей надо было собрать немного – от 10 до 14, но для этого кандидатам необходимо было создать избирательный фонд, открыть специальный избирательный счет в Сберегательном банке РФ. Оплата подписного листа может производиться только через избирательный фонд, что влечет за собой и финансовую отчетность.

– Вся организационная работа по выборам районных депутатов ложится на Территориальную комиссию?

– Территориальная избирательная комиссия Шурышкарского района сформирована для проведения выборов федерального и регионального уровня. Но для того, чтобы не формировать параллельно избирательную комиссию муниципального образования Шурышкарский район, которая бы занималась муниципальными выборами районного уровня, ее полномочия возложены на территориальную комиссию еще при формировании. Поэтому ТИК имеет право выступать в качестве организующей комиссии на выборах районного уровня – главы района и депутатов Районной Думы.

При проведении выборов депутатов образуются избирательные округа, по количеству которых формируются еще и окружные избирательные комиссии. Процесс довольно сложный: это и соблюдение представительства партий, и людской ресурс (нужна соответствующая подготовка) и финансовая составляющая. Исходя из этого, полномочия окружных избиркомов при проведении выборов депутатов Районной Думы было решено также возложить на Территориальную избирательную комиссию Шурышкарского района. То есть, сейчас Территориальная избирательная комиссия действует и как территориальная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания ЯНАО, и как избирательная комиссия муниципального образования Шурышкарский район, и как три окружных избирательных комиссии по выборам депутатов Районной Думы МО Шурышкарский район третьего созыва.

– Какую функцию выполняют участковые избирательные комиссии?

– Участковые комиссии сформированы в марте 2013 года сроком на 5 лет, и они приступают к работе за месяц до дня голосования. На них ложится организация подготовки дня голосования, работа по уточнению списков избирателей, рассылка приглашений и т.д. Участковые комиссии работают с бюллетенями, проводят досрочное голосование в помещении комиссии, а также в труднодоступных и отдаленных местностях.

– В нынешнюю выборную кампанию изменилась схема избирательных округов. В чем особенности новой “нарезки” округов, и с чем это связано?

– Выборы депутатов Районной Думы третьего созыва проводятся по другой схеме. Если предыдущие выборы в 2010 году проводились по одномандатным округам, т.е. 15 депутатов избирались в 15-ти одномандатных округах, на которые была разбита территория района, то на эти выборы и на ближайшие десять лет депутаты утвердили новую схему избирательных округов. При сохранении прежней мажоритарной системы относительного большинства, район разделен на три многомандатных округа. В Мужевском многомандатном избирательном округе №1 распределяется шесть мандатов, в этом округе только избиратели райцентра. В Горковский избирательный округ № 2, где распределяется четыре мандата, включены избиратели Горок, Азовы и Лопхарей. И в избирательном округе №3, Овгортском, где распределят пять мандатов, жители Овгорта, Питляра, Шурышкар и Восяхово.

Вообще нарезка избирательных округов никак не связана с представительством населенных пунктов в Районной Думе. Главный принцип – равномерное представительство избирателей на каждого депутата по округам. Все избиратели – жители одного района, выбирающие районный представительный орган. Поэтому не совсем правильно говорить, что каждое село должно иметь в Районной Думе своего представителя. Кроме того, при нынешней схеме у каждого избирателя при голосовании будет больше возможностей для выражения своих предпочтений.

– Какова роль органов местного самоуправления при проведении выборов?

– При проведении выборов органы местного самоуправления исполняют полномочия, которые определены федеральным законодательством. Продажные. Это и образование избирательных участков, которые утверждаются постановлением главы района, и определение мест для размещения печатных агитационных материалов. К тому же при администрации муниципального образования сформирована Рабочая группа по оказанию содействия избирательным комиссиям всех уровней в период подготовки и проведения выборов.

Вопросы задавал

Николай Рочев.

Фото Татьяны Паршуковой.

1 августа 2015 года № 31


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.