Северная панорама
мы из спецназа

Краповый берет Валерия Пырысева

24 октября – День подразделений специального назначения

Северная панорамаВалерий Пырысев (в центре) во время
службы в армии, 1994 год

Шурышкарцев, отслуживших в спецназе, не так уж и много, а тех, кто во время “срочки” получил краповый берет, вообще можно посчитать по пальцам одной руки. Одним из таких героев является Валерий Пырысев, уроженец села Азовы.

Что такое краповый берет, знают все настоящие юноши и мужчины. Этот форменный головной убор является высшей формой поощрения военнослужащих и сотрудников подразделений специального назначения. Он не дает никаких привилегий, ни денежных и ни по службе, однако престиж его обладателя сам по себе выше всех похвал, значков и прочих достижений. Берет является предметом исключительной гордости, доблести и профессионализма спецназовца. Валерий Пырысев, как никто другой, знает, какой ценой достаётся этот символ мужества.

Родился Валерий в 1975 году, окончил Азовскую школу. Служба в армии для него, как и для многих поселковых ребят, была тогда почётным долгом. Однако его почему-то не спешили вызывать в военкомат, хотя со здоровьем было всё в порядке: он окончил Тюменское педагогическое училище и получил специальность “учитель физкультуры”.

– Приехал в Азовы, на работу устроился, мне уже было 19, а в армию почему-то всё не призывали, – вспоминает Валерий Пырысев. -Пришлось самому проявить инициативу, кто-то из знакомых поехал в Мужи, ну и я с ним заодно. Сразу пошёл в военкомат и спросил, почему меня в армию не призывают? Оказалось, там решили, что меня из Тюмени призовут. В общем, разобрались. И через неделю долгожданная повестка пришла. Куда попаду служить, я, конечно, не знал, в районном военкомате сообщили, что определили в команду 33, а это МВД или морская пехота, в общем, элита. Когда летели из Салехарда в Тюмень, майор спросил меня, куда, мол, направили, я отвечаю: “Команда 33”. А он говорит: “О, парень, ты попал! Это железнодорожные
войска”.

Прилетели в Тюмень, на душе у меня кошки скребут, расстроился сильно. Однако когда на сборном пункте увидел офицера-краповика, немного успокоился, подумал, может, ещё не всё потеряно. Прошёл медкомиссию. До сих пор не могу забыть эти необычные вопросы от одного из специалистов комиссии, типа: чем кирпич от камня отличается, а самолет – от птицы. Потом вдруг спросил, где я учился, сказал, что здесь, в городе. А он говорит: “Ну, всё, значит, оформим в команду 33-25”. Позже объявляют, что эта команда МВД-спецназ. Я, конечно, обрадовался! Видать не зря до последнего верил, что попаду в элитные войска.

Валерий Пырысев попал служить в Ростовскую область Казачьи лагеря “ДОН-100” отряд “Росич”. Учебки у парней не было, был курс молодого бойца, после которого Валерий прошёл в группу. По его словам, не раз было пополнение, до 150 человек доходило, однако не все выдерживали большие нагрузки и переводились в другие части.

– В полку у нас была усиленная физическая подготовка, – рассказывает молодой человек. – Нагрузки постепенно увеличивались -марш-броски, занятия в тренажёрных залах, на коврах, с грушами… Прямо скажу, было нелегко. Вдохновляло только то, что дома ждут. Уйти из этой группы в другую часть для меня лично было бы позором. Поэтому держался из последних сил. Помню, есть хотелось всегда, хотя нас кормили лучше, чем в обычных частях. Давали денежное довольствие, сейчас уже точно не вспомню сколько, тогда ведь были миллионы, тысячи…

За время службы Валерия и его группу неоднократно отправляли в испытательную командировку на Северный Кавказ в Северную Осетию. Там солдаты несли дежурство на блокпостах, часто привлекались на выезды в разные районы. В то время в этом регионе было неспокойно, то в машины стреляют, то свои внутренние распри кавказцы устроят.

Тогда, в 1994 году, за выполнение боевого задания в Чечне Валерий Пырысев был награждён орденом Мужества. А краповый берет юноша получил после первых же испытаний. Хотя это было непросто.

Его группа не один месяц готовились к испытаниям. Сколько пробежали дистанций за это время тренировок, даже представить сложно. Сколько усилий пришлось приложить для достижения заветной цели! Помимо основных испытаний, были ещё предварительные -тактическая, огневая, специальная, физическая подготовка, а ещё тестирование и комплекс силовых упражнений: выпрыгивание из по-луприседа, бег, отжимание, подтягивание. А потом уже основные испытания в день сдачи.

– Мы очень много бегали, когда готовились, проходили полосу препятствий, -вспоминает Валерий, – 12-ти километровый марш-бросок по пересеченной местности, водные преграды, огненноштурмовая полоса. Экзамен на получение крапового берета сдавало 10 групп по 10 человек в каждой. Из нашей группы бежали 9 человек, добежали только четверо. В полной амуниции, как положено. Полосу я прошёл, но после марш-броска была проверка личного оружия, дали холостой патрон на проверку. У меня автомат не выстрелил, это был мой первый минус. После третьего тебя снимают с испытаний. Потом был “захват здания с заложниками”, и на одном из этапов я получил второй минус. Больше ошибок допускать было нельзя.

Далее была сборка-разборка оружия. Здесь могут дать любое оружие, например, пулемёт или снайперскую винтовку. Я справился с этим заданием. После чего были спарринги с краповиками. Они менялись каждые четыре минуты, а мне надо было выдержать 12 минут рукопашного боя, если его можно так назвать. Это было зрелище не для слабонервных. Не обходилось и без крови. В голове вертелась одна мысль – выстоять! А потом были долгие минуты ожиданий в строю. В общем, из 90 человек тогда только 25 человек получили краповый берет. Из нашей группы сдали трое – я, лейтенант и ещё один парнишка.

Северная панорама

Валерий до сих пор считает, что тот момент, когда он перед знаменем надел заслуженный кровью и потом краповый берет, был самым главным моментом в его жизни.

Сейчас Валерий Пырысев живёт и работает в городе Лабытнанги, часто ездит на родину – в село Азовы. 22 года прошло с тех пор, как он уволился с армейской службы, но за это время мужчина
не растерял своей физической формы. Он и сейчас может подтянуться 17-18 раз и пробежать километров 10-15. Два года назад Валерий совершил этакий марш-бросок, когда ходил до оленеводческой бригады за 20 км от города и потом обратно,
конечно, не в экипировке, но зато с большим рюкзаком.

– Нет ничего страшного в армии, – считает Валерий. – Ну чего сейчас можно бояться? Всё гораздо проще, чем кажется. И хочется обратиться к парням, которые собираются идти служить.

Главное – адаптироваться и вести себя правильно и по отношению к командирам, и по отношению к сослуживцам. Всем удачи и веры в свои силы!

Вениамин Горяев.

Фото из личного архива Валерия Пырысева.


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.

Яндекс.Метрика