Северная панорама

17 января – день детских изобретений

Учёба и труд рядом идут

Под руководством Александра Усольцева ученики Мужевской СОШ
после занятий конструируют роботов и моделируют планеры

Северная панорама Никто не сомневается в изобретательности детей, но мало кто знает, что такие новшества, как шрифт Брайля, батут, “фруктовый лёд”, робот с функцией сканирования и измерения помещений, даже снегоход – появились благодаря юным изыскателям. Детская смекалка, фантазия и упорство в достижении своих целей могут дать большие результаты не только в развитии самого ребёнка, но и в жизни окружающих.

Более 20 лет Александр Усольцев занимается развитием технического творчества, конструкторской и изобретательской деятельности, а также художественного роста учеников Мужевской средней общеобразовательной школы имени Н.В. Архангельского. Вклад в развитие системы образования учителя технологии и черчения, педагога дополнительного образования, участника и призёра окружных и районных конкурсов не раз был отмечен почётными грамотами и дипломами. Александр Геннадьевич разработал и внедрил уникальные программы научно-технической и художественно-эстетической направленности, много лет руководит студией технического моделирования и конструирования, вокально-инструментальной студией, студией робототехники Мужевской СОШ.

На кружках по техническому моделированию и робототехнике мальчишки после уроков конструируют и программируют небольших роботов, собирают модели самолётов, планеров, судов, даже трудятся над созданием совершенно новых транспортных средств. Например, поставили колёсный транспорт на лыжи, а в прошлом году вместе с руководителем кружка старшеклассники соорудили балансирующее устройство, работающее по принципу гироскутера.

Крупные достижения наших юных изобретателей, конечно, требуют терпения и времени. В этом году закончилась трёхлетняя работа над сборкой 3D-принтера. Принтер полностью функционален, в частности, с использованием пластиковой “нити” ребята печатают на 3D-принтере детали крепления для сбора моделей лётных средств. Все модели самолётов и планеров рабочие. Есть в коллекции модели и с механическим управлением, работающие, например, от инерции раскручивающейся резинки, и с радиоуправлением.

– Сейчас с ребятами занимаемся ещё одним серьёзным проектом – переделываем скутер на гусеничный ход, -рассказывает Александр Усольцев. – Проект длительный и займёт по примерным оценкам около двух лет. Мы уже поставили впереди лыжу, вместо заднего колеса будет установлена гусеница.

Популярное направление робототехники сейчас быстро развивается, и мужевские ребята с малых лет с большим интересом погружаются в процесс программирования роботов для выполнения ими различных задач.

– Я собрал робота, который может играть в футбол, а однажды он победил в соревновании, где за минимальное время нужно было сбить все кегли, – рассказывает участник кружка Андрей Кивит. -Сборка заняла примерно полчаса. Это роботы-“пятиминутки”, которые собираются из конструктора.

– Своим роботом я управляю с компьютера. Варианта управления два – нажимать кнопки в программе или управлять с клавиатуры, как в компьютерных играх. Мне удобнее второй вариант, -объясняет юный изыскатель Даниил Ануфриев. – Мой робот готов даже к боям.

На кружке для проведения соревнований по робототехнике Александр Геннадьевич использует игровое поле, на котором можно размещать различные атрибуты для таких игр, как футбол, биатлон или баскетбол. Мальчишки же программируют своих роботов для успешного прохождения испытаний. Усердная работа не напрасна: наши старшеклассники во главе с Александром Усольцевым выезжали в г.Салехард на окружные соревнования по робототехнике, где завоевали призовые места. Тогда перед участниками стояли определённые задачи: нужно было пройти испытания, собрать объекты, автономных роботов. Ученики Мужевской школы успешно прошли кегель-ринг: по кругу стояли кегли, и роботы должны были за минимальное количество времени сбить эти кегли.

– Интерес к робототехнике у ребят развиваю за счёт игровых моментов, – продолжает педагог. – Мы берёмся за всё, что интересно. Бывает, у мальчишек не хватает терпения, ведь работа с техническими средствами требует выдержки, но я никогда не тороплю детей – лучше подождать месяц-другой, заняться чем-то другим, а уже потом возобновить работу. Наверное, самое главное качество у ребят на кружках -это целеустремлённость.

Руководитель научно-технических студий ставит перед юными Кулибиными определённые задачи, которые те должны выполнить максимально быстро и качественно. Участники образовательного процесса сами выбирают путь, которым они достигнут цели – в поиске вариантов, наверное, и заключается развитие изобретательского мышления детей.

Александр Геннадьевич -глубоко творческий педагог, и его творчество находит отражение также и в искусстве: учитель руководит школьным ансамблем. За долгие годы существования коллектив и название ансамбля, конечно, не раз изменились, сейчас группа называется “Little Bloomer”. Успехи школьного музыкального коллектива в разные годы отмечались на муниципальных и окружных конкурсах и фестивалях.

– Ребята уже самостоятельные, сами готовят свои выступления. Группа находится в постоянном творческом поиске, экспериментирует, впитывает современные музыкальные тенденции, – заключает Александр Усольцев.

Среди воспитанников Александра Геннадьевича есть обладатели гранта губернатора ЯНАО, грантов главы муниципального образования в рамках реализации Приоритетного национального проекта “Образование”. Его выпускники применяют полученные знания при обучении в высших и средних специальных учебных заведениях, внося толику детского творчества во взрослую жизнь.

Элина Шмидт.

Фото

Татьяны Паршуковой.


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.

Яндекс.Метрика