Северная панорама
Северная панорама

событие года

80 лет – классная работа!

Система образования Шурышкарского района
отметила солидный юбилей педагогическим марафоном,
фестивалем технопарков и квест-игрой

Северная панорама

Презентационная площадка

Сделанные детскими руками женские украшения из бисера, берестяные браслеты и люльки, подвески и картины, а также множество подвесных баннеров красочно представляют разнообразие практической деятельности школ и детских садов района – от здоровьесберегающих технологий и вовлечения учеников в здоровый образ жизни до робототехники и агротехно-логических инноваций. В фойе на втором этаже Мужевской СОШ два дня встречала гостей презентационная площадка образовательных организаций Шурышкарского района “Школа инновационного образовательного пространства”. Здесь же – увесистые личные дела педагогов, воспитавших в прошлом не одно поколение успешных выпускников местных школ: Нина Ивановна Максарова, Лидия Гавриловна Валеева, Матрёна Серафимовна Конева, Татьяна Васильевна Ануфриева…

Именами учителей, воспитателей, руководителей слагается 80-летняя история системы образования Шурышкарского района. Первая школа была открыта в Мужах в конце XIX века при церкви, в ней дети обучались грамоте, в классы ходило около 50 учеников. Начало же системы образования района ведётся с 1938 года, когда при исполкоме был создан районный отдел народного образования. Тогда уже порядка 600 детей посещало 15 школ района.

В наше время систему образования района представляют 15 образовательных организаций, из них 9 общеобразовательных, включая школу-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, 5
детских садов и Центр воспитания и дополнительного образования в с.Мужи. 383 педагога ежедневно занимаются обучением и воспитанием детей, среди них есть обладатели званий “Отличник народного просвещения РФ”, “Почётный работник общего образования РФ”, “Заслуженный учитель России”.

Северная панорама

Развитие образовательной сферы невозможно без обмена опытом и научными разработками. Уже четвёртый год Управление образования Шурышкарского района проводит среди коллег Марафон педагогических идей. В этом году занятия были посвящены юбилею и проходили под названием “Формирование единого образовательного пространства в образовательных организациях Шурышкарского района”.

5 февраля прошёл предварительный отборочный этап марафона на базе школ в Мужах, Горках и Шурышкарах. Финалисты провели открытые уроки и мастер-классы 8 февраля в Мужевской школе и на базе детского сада “Оленёнок”. Открытые занятия оценивали независимые эксперты -участники окружного конкурса педагогического мастерства директор Горковской С(К)ОШИ Екатерина Дитц и заместитель директора Мужевской СОШ по методической работе Оксана Ворсина, а также председатель Шурышкарской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Людмила Балина.

Звонок на открытый урок

По звонку в Мужевской средней школе начались открытые уроки. Ученики с 1 по 7 класс побывали на привычных школьных предметах с необычным подходом преподавателей к занятиям.

На уроке учителя начальных классов Татьяны Медведевой из Питлярской СОШ нарядные второклашки работали над темой “Россия – многонациональная страна”. Малыши вспоминали патриотические слова из 6 букв, государственные символы России, собирали из пазлов герб страны, создавали собственный флаг, изучали на куклах различные национальности. Важна для усвоения педагогического материала рефлексия – после урока дети отвечали на вопросы учителя о том, что нового они узнали, какие у них возникли трудности, пригодятся ли новые знания, как они оценивают свою работу на уроке.

Северная панорама

Ираида Гаврилова и Елена Иванова из Шурышкарской школы провели интегрированный урок биологии и русского языка “Корни”. Много форм работы с детьми использовала на своём уроке учитель иностранных языков Александра Егорова из Горковской средней школы – дети изучали вопросительные предложения, активно работали, легко понимали учителя и материал.

Необычный интегрированный урок провели педагоги Горковской коррекционной школы: Наталья Русских и Светлана Евстратова, учителя математики и русского языка и чтения соответственно, решили вместе с учениками не просто перечитать произведение Пушкина “Сказка о царе Салтане”, но и пересчитать его. Пятиклассники вспоминали текст сказки, рассматривали картины знаменитых художников по произведению, слушали музыкальные отрывки, конструировали из фрагментов образ Царевны-Лебедь. Но особенно удивительным для ребят было вычислять возраст сказки, рост князя Гвидона, который им тут же продемонстрировали – выше обычного человека, настоящий богатырь.

– В педагогике разработаны особые приёмы, направленные на то, чтобы ученик получал знания во взаимосвязи с другими предметами. Но интегрированный урок – это, прежде всего, интересно, – поясняет Светлана Евстратова. – Используя нетрадиционные уроки, современный учитель способен
сделать ученика соавтором урока.

Северная панорама

Учитель начальных классов Мужевской СОШ Лариса Галкина провела учеников 2б класса по Стране больших букв. В конце урока дети рассказывали, что нового они узнали: Игорь

– что имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы, Саша – с большой буквы пишутся и названия изданий, а Ариана похвалила одноклассников за хорошую работу.

Желающих посмотреть педагогическую практику своих коллег было много. Немало собралось и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, чтобы посмотреть лучшие открытые занятия педагогического марафона на базе детского сада “Оленёнок”.

Дошколята учились делать мыльные пузыри, пытались разбудить вулкан на занятии, побывали в роли строителей и маляров, развивали речь посредством игровых технологий, путешествовали по “Стране знаний”.

– Я искала интересную идею, и мне пришла в голову мысль использовать для занятия мыльные пузыри, ведь дети с радостью пускают их, ловят, играют ими, – рассказывает воспитатель Горковского детского сада “Северяночка” Татьяна Филиппова. – Для успешной работы с детьми воспитатель должен уметь заинтересовывать ребенка, играть, входить в роль, воплощать неожиданные ситуации, менять локации – на одном месте детям становится неинтересно.

Учителя в роли учеников

Биоэнергопластика. Слово необычное и на первый взгляд совершенно непонятное. Так учитель-логопед детского сада “Буратино” Наталья Ершова назвала разработанный ею здоровьесберегающий метод, который оказывает положительное действие на речевое развитие детей. Метод основывается на связи мелкой моторики рук с развитием речи.
– В момент выполнения артикуляционного движения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы, – объясняет педагог. – Тем самым движение руки помогает движению артикуляционных органов.

Также воспитатели учились у своих коллег использовать в работе технологии ТРИЗ, создавать изделия из бересты, шумовые музыкальные инструменты для развития творческих способностей дошкольников.

Северная панорама

В школе преподаватели учились у участников педагогического марафона готовить интегрированные уроки в рамках современных требований федерального образовательного стандарта, использовать облачные технологии для групповых работ в классе, ускорять анализ объёмных цифровых отчётов при помощи визуализации в известном компьютерном приложении и даже осваивали основы национальных танцев народа ханты.

Со всех сёл района, от каждой образовательной организации съехались представители учреждений для того, чтобы обменяться позитивным опытом формирования образовательного пространства. Порядка 100 участников собрались на мероприятиях, посвящённых 80-летию системы образования.

– Мы тщательно готовились к мероприятию, были предусмотрены меры для того, чтобы не нарушить учебный процесс, занятия в образовательных организациях не прекращались, – комментирует начальник Управления образования Администрации МО Шурышкарский район Елена Усольцева.

– Ранее прошёл отбор открытых уроков и мастер-классов, в Мужи привезли только самые лучшие. Выходить с открытым уроком на педагогическую общественность очень сложно, потому что их оценивают опытные коллеги. Все мероприятия получили высокую оценку педагогов.

Интеллектуальные игры

На следующее утро, после насыщенного рабочего дня, все приглашённые учителя, воспитатели, гости праздничных мероприятий получили на руки ведомости оценки знаний образца 70-х годов. Каждый участник квест-игры “80 лет как один день” должен был пройти 5 предметов-локаций, которые представляли собой исторические школьные вехи с заданиями для игроков. В организации квеста неоценимую помощь оказали сотрудники и волонтёры Шурышкарского районного музейного комплекса.

Педагоги с лёгкостью мастерили указки из мягкой газеты, пели пионерские песни, расшифровывали неразборчивый почерк учеников, одновременно делали несколько дел, решали задачи и писали заметки в дневники школьников. Затруднения вызвали задания, связанные с историей системы образования: вспоминали руководителей отрасли, самых ярких представителей профессии, выдающихся выпускников.

Северная панорама

– Квест интересный, но иногда возникали сложности, – делится впечатлениями воспитатель детского сада “Северяночка” Эльвира Антонова. – Родом не из этого района, поэтому я знаю не всех ветеранов-педагогов, но коллеги, конечно, старались помогать.

После преподавателей в квесте участвовали старшеклассники.

– Мы пока прошли только две локации, и самое сложное было сделать указку из газеты – газета мялась и не держала форму, – рассказывают ученицы 9а класса Камилла Темирбаева и Алина Касимова. – Очень интересно услышать историю школ, в каждом кабинете – разная эпоха.

Тем временем в фойе первого этажа школы развернулся фестиваль интеллектуально-образовательных технопарков “Наука 0+”: преподаватели и дети привезли на выставку свои достижения. Здесь шахматный турнир соседствовал со студией монтажа мультфильмов, опыты по физике – с проектами кружков робототехники и автодела, а изделия из бересты – с сувенирными куклами-шкатулками.

Торжественный вечер

Тяжёлый труд работников системы образования невозможно переоценить. Педагоги посвящают всестороннему развитию детей всю свою жизнь -их работа не заканчивается со звонком, она продолжается и дома, в научных изысканиях, в профессиональном поиске и совершенствовании, в участии в конкурсах и разработке педагогической методики.

На торжественном мероприятии, посвящённом 80-летию системы образования Шурышкарского района, помимо яркого душевного концерта гостям подарили слова благодарности за нелёгкий труд. Глава района Андрей Головин, председатель Районной Думы Любовь Кондыгина и начальник Управления образования Елена Усольцева поздравили педагогов с большим светлым праздником и вручили более 40 почётных грамот и благодарственных писем окружного и муниципального уровней. Глубокую признательность принимали ветераны педагогического труда, воспитавшие не одно поколение шурышкарцев.

80 лет – это уже история. Но история на этом не заканчивается, и воспитателей, учителей, руководителей, учеников и родителей впереди ждёт много нового и интересного.

Элина Шмидт.

Фото Татьяны Паршуковой и из архива Управления образования.


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.

Яндекс.Метрика