на встречу юбилею Продолжение цикла публикаций об истории Горковской коррекционной школы к 50-летию образовательного учреждения “Труд становится великим воспитателем, когда он входит в ВА. Сухомлинский. Много сил было положено на создание системы трудового обучения и воспитания детей Горковской коррекционной школы. По существующей тогда программе трудового обучения было достаточно одного профиля трудовой подготовки с минимальным набором трудовых умений. Можно было организовать и так, но разве это интересно? Прежде всего, детям: повторять одну и ту же трудовую операцию, не видя уровня её практического применения? А педагогу? Новые идеи принёс в школу первый учитель трудового обучения по столярному делу Белкин Павел Матвеевич (1974-1988). Имея большой опыт работы в средней школе, он, практически с нуля, создал прекрасно оборудованную мастерскую, адаптировал учебные программы, а главное – увлёк мальчишек столярным делом. Урочного времени на все идеи не хватало. Поэтому ребята много занимались в кружке, совершенствуя свои навыки работы с древесиной, создавали настоящие, нужные для школы изделия – полочки, вешалки, даже парты для классов, учились сами ремонтировать мебель и школьное имущество. Но самым интересным была чеканка по металлу – невиданное в те времена в посёлке увлечение самого Павла Матвеевича, секретам которого он и обучал наших мальчиков. А ещё внеурочная работа на всех стройках, которые тогда велись в школе – тоже ведь надо научиться и конопатить, и дранку приколотить. А весной – работа на пирсе Горковского рыбозавода, который охотно принимал помощь воспитанников по сколачиванию ящиков для рыбы, по проведению несложных ремонтных работ в сушильном цехе. В 1978 году было решено расширить профили трудового обучения для мальчиков. Была открыта вторая трудовая мастерская – мастерская по слесарному делу. Учителем слесарного дела был принят Лягунов Александр Гаврилович (1978-1993). Мастер токарных и слесарных работ, Александр Гаврилович увлёк мальчишек секретами обработки металла, научил создавать нужные в хозяйстве вещи, такие как крючки, вешалки, накладки для замков, щеколды, дверные петли, вешалки для одежды, металлические кашпо для цветов. Мальчишки научились плести цепочки из проволоки и сами создавали себе украшения для Наши женщины – трудовики тоже не отставали от своих коллег – мужчин. Творчества и новых идей хватало. Традиционно в нашей системе девочек обучают швейному делу. Начинала эту работу Попова Александра Степановна. На её плечи легла ответственность оборудовать мастерскую, адаптировать существующие программы, дополнив их разнообразными видами швейного ремесла. А ещё сделать уроки швейного дела интересными и увлекательными для воспитанниц. Кроме азов швейного дела девочки учились ремонтировать одежду, перешивать вещи, украшать свои наряды вышивкой, самосвязанными кружевами и аппликацией. В то время появилась хорошая традиция – выпускницы сами шили себе платья на выпускной вечер. А кому хочется на своём выпускном быть в неудачном наряде? Вот и старались. И пусть шили из ситца или штапеля, но зато фасоны по последнему слову моды. Это ли не стимул? А в жизни потом очень многим пригодилось такое мастерство! Но время течёт неумолимо. На смену Александре Степановне пришла Беляе-вских Тамара Григорьевна. И снова количество усилий перешло в их качество. При Тамаре Григорьевне швейное дело получило новое направление – усилилась его практическая направленность. Довести до совершенства трудовые навыки помогает многократное повторение трудовой операции – так требует методика. Виды швов, их качество отрабатывались на пошиве постельного белья для всего интерната. Зачем покупать в магазине, когда можно сшить самим? Такую задачу ставила Тамара Григорьевна. И ведь шили для всех и наволочки, и пододеяльники. И даже заказы из посёлка брали. Тамара Григорьевна придумала ещё и заправочные наволочки – специально пошитые и украшенные кружевом ручной работы, которое тоже делали девочки на кружках, на уроках и даже в свободное время. И сразу стало уютнее в спальнях интерната, хотя и ворчали мальчишки по утрам, заправляя свою подушку в эту красивую наволочку. Эта традиция сохранилась в группах и по сей день. Спасибо Тамаре Григорьевне! А ещё старшие девочки шили одежду для младших воспитанников – домашние платья, рубашки, брюки, юбки. Это позволяло хоть немного экономить школьный бюджет, да и дети были заняты полезным делом. И не нужно было тратить много слов убеждения, чтобы доказать важность трудовой подготовки. Мотивация возникала естественным путём, девочки видели, что их изделия востребованы, их труд нужен школе, они успешны в этой деятельности. Традиционно к каждому празднику шились костюмы. Обычно из подручных материалов, но как красиво, качественно и со вкусом! Практически сразу же в школе организовали костюмерную – там хранили все костюмы. И никогда не было проблемы: во что нарядить ребёнка в том или ином номере праздничного концерта. Работа кипела и спорилась. И снова пришла идея расширить профиль трудового обучения для девочек. Наверное, школа как магнитом притягивала к себе творческих людей с их необычными идеями. В 1973 году в школу была принята Сязи Антонина Макаровна – ныне учёный -этнограф, автор многих научных трудов по культуре народа ханты, хранительница народных традиций и обычаев. А в те времена – выпускница СПУ. Именно она принесла идею обучения воспитанников школы-интернат, оторванных на долгие годы обучения от своих национальных корней и традиций, основам национально-прикладного ремесла. И ведь как в точку! Конечно, идея была поддержана. И с лёгкой руки Антонины Макаровны в учебном плане появились уроки национально-прикладного искусства. Девочки учились плести из бисера, выделывать шкурки, работать с мехом и сукном, шить бурки, создавать неповторимые по красоте национальные узоры, осваивая именно традиционные народные техники. Да и методика была с национальными традициями – этнопедагогика на практике! Работая, девочки слушали и воспринимали основы культуры своего народа, перенимали секреты общения. Этот опыт стал инновационным на уровне округа, а Антонина Макаровна получила хороший старт для своего творческого успешного развития. В 1977 году педагога сменила творческая, умелая рукодельница, мастерица на все руки Копорулина Галина Ивановна. Именно Галина Ивановна стала принимать активное участие в творческих конкурсах и выставках различного уровня. Это сейчас дело привычное и распространённое, а тогда конкурсы, выставки были делом редким и очень ответственным. Проводились они на различных уровнях, вплоть до Москвы, и представить себя, свою работу нужно было уметь. Но справились! Всегда привозили призовые места, грамоты и подарки. Мотивация учениц тоже была на высоте. Большой популярностью пользовалась наша мастерская и в посёлке, и в районе. Не было отбоя от заказов на пошив шапок, бурок, изготовление вязаных изделий, поделок из бисера. Мастерская НПИ была похожа на мини – музей, настолько эстетично, продуманно, тематически выверено была оформлена её экспозиция. Педагоги трудового обучения коррекционной школы еще в начале своего пути были уверены в том, что ребенок (особый ребенок), погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым в обществе. Каждый воспитанник должен был получить настоящую трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности. Продолжение следует… Н.К. Русских, педагог Горковской МС(К)ОШИ. Фото из архива школы. “Северная панорама”. При использовании материалов ссылка на “Северную панораму” обязательна.
|