Северная панорама

навстречу юбилею

В ногу со временем

Продолжение истории Горковской коррекционной школы

“Школьная система должна стать человечной

и работать не на общий знаменатель,

а на конкретного ребёнка”.

Русских Альбина Георгиевна, директор школы.

Северная панорама
Алексей Белых с воспитанниками на стройке
корпуса для семейной группы

В конце 80-х наша великая страна стояла на пороге глобальных перемен. На пороге глобальных перемен стояла и наша маленькая Горковская вспомогательная школа. Жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости. Школа, как и культура, питается талантами.

Наш безусловный лидер – директор Русских Альбина Георгиевна – готовила педагогический коллектив к переходу на семейный тип воспитания.

“Семейный тип воспитания” – сегодня эти слова стали привычными в работе многих интернатов нашего округа. Время показало, что эта инновация стала одной из самых продуктивных в системе образования и воспитания детей Севера. Продуманная, разработанная, введенная в жизнь интерната система воспитания детей по семейному типу – результат тридцатилетней педагогической деятельности Альбины Георгиевны. А предпосылка – постоянное беспокойство на протяжении долгих лет за судьбы детей, обречённых на “стадное существование”, на этот ребячий “коммунизм”, от которого нивелируется неустоявшаяся душа ребёнка. Постоянно находиться в большом коллективе, жить от звонка до звонка в жёстких режимных рамках, не иметь возможности уединиться, остаться наедине со своими мыслями – непосильная психологическая нагрузка даже для взрослого человека. А как всё это выдерживают дети? Не в этом ли причины детской жестокости, негативизма, агрессивности? Не это ли казарменное содержание толкало отчаявшегося ребёнка на побег из интерната?

Перед педагогами была поставлена задача: изменить условия жизни детей, переориентировав весь учебный процесс на индивидуальные, возрастные, психофизические особенности детей.

Семейный тип воспитания был призван повысить эффективность подготовки детей к самостоятельной жизни. Ибо эта подготовка превращается в непосредственное участие каждого воспитанника в бытовых, хозяйственных, общественных, трудовых делах своей семейной группы.

И уж совсем невиданное: каждый класс – это семейная группа, имеющая своё жилое помещение, максимально самостоятельно ведущая своё хозяйство. Бытовые навыки, умение распоряжаться своими вещами, деньгами, продуктами – основа социализации воспитанников. А ещё беседы, самоподготовка, КТД, практические занятия можно проводить как в школе, так и дома. При интернатной системе такое возможно лишь в классном помещении.
В коллективе шли жаркие споры “за” и “против”, бурлили идеи, ключом била творческая энергия. К чести учителей и воспитателей школы, они поняли и приняли замысел директора, поддержали её начинание и реализовали на практике этот метод воспитания. А также хочется отметить большую поддержку этого большого и важного дела со стороны окружного отдела образования. Тогда идею Альбины Георгиевны одобрили и поддержали заведующий окроно Макаренко Петр Федорович, методисты и специалисты окружного отдела: Херсонская Галина Григорьевна, Няруй Валентина Нёликовна, Пикун Раиса Ивановна.

Переход на новую организацию жизни был постепенным. В школьном коллективе новаторами стали Белых Алексей Алексеевич, Белых Лариса Вениаминовна, Балин Алексей Михайлович, Милютин Сергей Александрович. Именно эти педагоги начали практическую реализацию идей своего директора. А впоследствии и сами внесли много новых, интересных идей, форм работы и методов воспитания.

Белых Алексей Алексеевич возглавил самую первую семейную группу, на практике доказав жизнеспособность теории воспитания по семейному типу. А через 2 года возглавил коллектив в качестве директора школы, успешно заменив Альбину Георгиевну на этом нелёгком посту.

Невероятно энергичный, целенаправленный, в чём-то даже упрямый, Алексей Алексеевич из результатов первого опыта воспитания по семейному типу создал новую систему учебно-воспитательной работы в школе. В её основе были такие принципы и подходы, формы и методы воспитательного воздействия, которые работали на всестороннее развитие учащихся, их последующую успешную реабилитацию и интеграцию в самостоятельную жизнь. Успех этой деятельности заключался именно в целенаправленной и систематической работе педагогов.

Яркий, творческий, деловой директор успешно интегрировал наработанный опыт воспитательной работы коллектива и новые требования, задав более высокую планку развития школы. Именно тогда в семейных группах были заложены такие традиции как домашний уют, воскресные чаепития, празднование Нового года, Рождества, Пасхи, задушевные беседы перед сном. Разве это было возможно в общем интернате? Общие дела, заботы сплачивали коллектив детей. Жизнь по семейным обычаям и порядкам решила проблемы плохой дисциплины, воровства, бесхозяйственности, улучшился микроклимат взаимоотношений детей и взрослых.

Северная панорама
Алексей Балин и ученик Сергей Первухин -творческий дуэт

Для стимулирования деятельности (прежде всего самих воспитанников) Алексей Алексеевич ввёл внутришколь-ное соревнование, отражающее все стороны жизнедеятельности как семейной группы, так и класса. Учитывалось всё: поведение, чистота, хозяйственная деятельность, учеба, дисциплина, внешний вид, бережливость, участие в трудовых делах, спорте, художественной самодеятельности. И это очень подтягивало детей, способствовало развитию навыков самоуправления и соуправления, формировалось общественное мнение, система поощрений и наказаний (куда без них), развивалась методика коллективных творческих дел.

Это был титанический труд директора, его бессонные ночи и дни, наполненные множеством мелких и крупных проблем, забот, взлётов и падений творческой мысли. Ошибок и гениальных решений, когда снова хотелось, засучив рукава, пробовать, экспериментировать, дерзать и вдохновлять коллектив, вести коллег к новым вершинам мастерства. И тормошил, и вдохновлял, жёстко критиковал и не жалел добрых слов и поощрений. Всегда поддерживал новые идеи, ценил преданность профессии, уважал чужое мнение.

Много сил Алексей Алексеевич отдал сплочению коллектива, воспитанию команды единомышленников. С переходом на семейный тип кардинально поменялось сознание педагогов. Такие педагоги, которые забыли свои детские годы, кто, навсегда уйдя из детства, ни разу не обернулся назад, не задумался над тем, чем болел тогда, чему радовался и к чему стремился, не вписывались в саму систему семейного воспитания. Оставались са-мые-самые: творческие, вдохновлённые, трудоспособные, профессионалы с большой буквы.

Ледовый корт, досуговый центр, система трудового воспитания и обучения, хозяйственная деятельность самих детей (огородничество, животноводство) сохранение национальных традиций, обычаев и языка, краеведение, организация летнего отдыха (а это по 2 смены в лагерях на Чёрном море), педагогическое и методическое творчество, большое строительство новых корпусов для семейных групп и мастерских, здоровьесберегающие технологии нового уровня, создание службы сопровождения – этим жил коллектив школы под руководством Алексея Алексеевича Белых.

Балин Алексей Михайлович пришёл в школу молодым специалистом, учителем физкультуры и состоялся в профессии, как творческий, методически грамотный, авторитетный, целеустремлённый педагог. Его увлекли идеи воспитания по семейному типу. У него получилось совместить работу учителя физкультуры и воспитателя семейной группы, дополнив и обогатив один опыт другим.

Конечно, и дети ему доставались самые сложные, и группы самые многочисленные по составу. Но кто же ещё, если не Алексей Михайлович, мог наладить дисциплину, организовать, ориентировать на добрые дела, увлечь спортом и творчеством, научить отвечать за свои поступки? Его мужское слово, его мнение всегда были на высоте. Порой и взгляда хватало, чтобы озорники и неслухи поняли, что делают что-то не то.

Авторитет воспитателя не появляется на пустом месте, надо самому быть интересным, многое уметь, понимать интересы и желания ребёнка, основу его поступков. Спорт, участие в соревнованиях, походы и выезды в лес, рыбалка, сбор ягод, школьный музыкальный ансамбль – формы работы Алексея Михайловича, интересные самому и интересные детям. Эти формы работы он рассматривал и оценивал как способ организации коллективности группы, средство укрепления сознательной дисциплины, стимулирование на саморазвитие и самовыражение, формирование характера и привычек. Со стороны кажется – простой путь успешности воспитания. Но сколько сил, энергии, нервов и терпения, личной заинтересованности в успехе надо иметь, чтобы добиться поставленной цели, заработать авторитет, стать учителем и другом. Каким он и был для многих наших воспитанников.

Надёжность, непререкаемый авторитет, душевная щедрость – таким вошёл в историю школы Милютин Сергей Александрович. Начинал воспитателем семейной группы, затем нашёл себя и свой талант, своё предназначение в педагогике как учитель столярного дела. С первых дней работы, с первых шагов в профессии определился профессиональный почерк и подход к делу. Для детей Сергей Александрович стал как отец. Добрый, справедливый, честный, заботливый, готовый поддержать, направить, помочь и, в то же время, требовательный, строгий, не приемлющий лени, лжи, иждивенчества и, как отец, строго спрашивающий. Его слово и мнение было законом. Его оценкой дорожили самые отъявленные школьные хулиганы. Никто и никогда не видел его в плохом настроении, не слышал повышенного голоса. Спокойно, с улыбкой на лице, но, бывало, и со сталью в голосе, общался Сергей Александрович с воспитанниками. Это был безусловный педагогический авторитет.
Для женщин-коллег он был надёжным плечом, верным помощником, “палочкой-выручалочкой” в решении хозяйственных проблем. Мастер на все руки, Сергей Александрович мог починить, исправить, помочь изготовить любое наглядное пособие, приспособление, сооружение, будь то полочки для цветов, декорации, сушилки для обуви и одежды, колодки для бурок и шапок по заказу кабинета НПИ. Научился ремонтировать обувь, вшивать замки в куртки и сапоги -несомненное подспорье во всегда скудном материальном обеспечении воспитанников. Да и ребят приучал смотреть на вещи практичным мужским взглядом, чувствовать себя хозяином в доме, мастером. С его лёгкой руки уроки столярного дела наполнились новым содержанием, получили более практическую направленность.

Сергей Александрович стал одним из авторов-разработчиков замечательной программы “Рыбалка”. Как говорится, сам придумал – сам воплотил в жизнь прекрасные идеи трудового воспитания, основанные на традициях жизни северян. Для ребят это были не просто уроки в реальных трудовых условиях. Это были уроки жизни, наполненные тяжёлой работой, воспитывающие волю и характер, закаляющие душу. Уроки нравственности, уроки неравнодушия, уроки любви к своей малой родине.

На простых жизненных ситуациях, без лишнего красноречия на таких уроках формировались и закреплялись лучшие черты человека. И в мастерской педагога жили прирученные белочки, а однажды нашли краснокнижного орлана-белох-воста. Со сломанной ногой он не смог улететь на юг, ребята с педагогом приютили его, выходили, выкормили, назвали Гошей. А весной выпустили. Приносили дети в мастерскую и котят, и собак, а потом всем миром пристраивали в добрые руки. Что тут скажешь – человек должен быть Человеком. И это главное!

Продолжение следует…

Н.К.Русских,

учитель Горковской МС(К)ОШИ.

Фото из архива школы.

   На главную страницу “Северной панорамы”


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.

Яндекс.Метрика