Северная панорама

дети войны

“Война – это смерть и голод”

Альберт Андреевич Фёдоров вспоминает
своё военное детство и отца-фронтовика

Северная панорамаФёдоров Андрей Васильевич

– Мои самые яркие воспоминания из военного детства – это голод, голод, голод… В 1941-м, когда началась война, мне было семь лет.

Помню, как отца (Андрея Васильевича, 1911 года рождения) провожал на фронт. В тот июльский день пыль стояла в селе. В центре Мужей, у старой церкви, формировалась большая колонна мобилизованных, отсюда, сопровождаемая духовым оркестром, родственниками, односельчанами она направилась на пароход. Уезжали в Омск, на учебный пункт. Не могу сказать, сколько их тогда было в той колонне. Помню, бежал за отцом, просил его привези мне револьвер. Мы, дети, еще не понимали, не осознавали, что такое война. Думали, что они идут “на войнушку”, а они шли на Войну, Войну, Войну.

Помню приходившие от отца с фронта открытки с изображением Александра Невского и словами “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет”. Писал он первый год, что на “Синявинских болотах” оборону Ленинграда держали. Кстати в “Книге памяти” есть такие материалы – он был лейтенантом в пехоте.

Прошёл отец всю войну, но ни одна пуля не задела. Вспоминал, что, когда вставали и шли в атаку, рядом падали и
умирали молодые солдаты, по 18-20 лет, и кому за 30 лет было, и его как-то пули миновали. Он и после войны мало что рассказывал о пережитом и увиденном на фронте. Орден “Красной звезды” получил на Курской дуге. Был награжден медалью и отпуском на десять дней

– “языка взяли”. После снятия блокады Ленинграда перебросили в Винницу, затем в Одессу, а закончил войну в Румынии.

Как встречали отца с фронта? Весть разнеслась по селу, что пароход едет с солдатами. Это уже был 1946 год, мне было 13 лет. Не сразу же после капитуляции Германии демобилизовали из армии, была еще и Японская война, правда, отец там не воевал.

– Прибежал я на берег, вижу, сидит мужчина – отца, конечно, узнал. Правда, ожидал его увидеть в форме настоящего офицера – при погонах в шинели. А он сидит. в телогрейке. Спрашиваю: “Как это офицер – и не в форме?”. А он говорит: “Поменял на мешок картошки”. Такие вот были голодные послевоенные годы.

Потом чуть легче стало, в 1947 году карточную систему отменили, появился хлеб, но он еще оставался очень дорогим. Из четверых братьев и трех сестер я был самым старшим. После войны
отец занимался самым мирным делом -работал учителем начальных классов.

Записал Вениамин Горяев.

   На главную страницу “Северной панорамы”


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.

Яндекс.Метрика