Северная панорама

красная книга


Белый журавль Ить и его пёстрая команда

Стерхи вернулись на родную землю – в Шурышкарский район

Северная панорамаПроколка из моржового клыка в виде фигуры журавля. Усть-Полуй, III-I вв.
до н.э.

Шурышкарский район всколыхнула новость – в Куноватский заказник опять привезли стерхов! 12 июня, в День России, четырех годовалых особей белого сибирского журавля выпустили где-то в глуши куноватских болот. По правде сказать, на этом самом болоте, на топкой трясине, когда-то на свет появились их родители – белоснежные красавцы с черной “оторочкой” огромных крыльев. Но теперь они живут в Окском государственном природном биосферном заповеднике, расположенном в Брыкином бору, в Рязанской области. Живут в неволе, потому что в живой природе им слишком многое угрожает. Живут, чтобы жить, и чтобы у их потомства был шанс вернуться в изначальную среду обитания, на то самое болото.

Лишь один из четырёх молодых стерхов уже имеет белое оперение. Он самый крупный в компании, весит 6,7 кг, а длина клюва – 19,5 см. Его имя -Ить, и он является “вожаком” этой небольшой стаи. Другой, пока еще по-детски пестрый, самец по имени Уверь почти на 1 кг меньше Итя. И клюв его короче на целый сантиметр. Двух самочек зовут Остер и Несьеган, и они еще миниатюрнее своих кавалеров и защитников. Самая маленькая в стае – Несьеган: весит всего 4,9 кг, а длина клюва – чуть больше 17 см .

В мифологии северных хантов, коренных жителей Шурышкарского Двуобья, белый журавль “нови тор” -священная птица. Его никогда не добывают и не употребляют в пищу. Он является одним из образов Мир-ванты-хо (“За миром смотрящий”)- младшего из сыновей небесного бога Торума. Другое его имя Ас-тый-ики – “Старик вершины Оби” – указывает на место у слияния Оби и Иртыша (район города Ханты-Мансийск), где находилась его “резиденция”.

В современной орнаментальной традиции хантов и манси журавль изображается двухголовым. Объясняется это тем, что “он на две стороны смотрит”, т.е. способен одновременно охватывать своим взором все окружающее пространство, всезнающий и всевидящий”, как и божество, которое он воплощает в себе – “За миром смотрящий” Мир-ванты-хо. При этом древних изображений журавля в Западной Сибири известно очень мало. Наиболее ранние из них связаны с существованием в III-I веках до новой эры производственно-культового комплекса Усть-Полуй в черте современного Салехарда. Здесь были найдены в разное время две вещи – костяной гребень, украшенный двумя журавлиными головками, и изумительно красивая проколка из моржового клыка в виде фигурки журавля, будто стоящего на прямых ногах с выгнутой назад длинной шеей и приклоненным к спине клювом.

Точно в той же манере выполнена бронзовая фигурка журавля, изготовленная местным мастером между IX и XII веками, которая хранится в фондах Шурышкарского районного музея. Внутри она полая и отлита в виде “трубочки”, которая нанизывалась на кожаный ремешок и подвешивалась на одежду или, например, женскую сумку. Поэтому ученые называют подобные изделия “пронизками”. С двух сторон фигурки имеются петельки, в которые вставлены “шумящие” подвески-колокольчики. К сожалению, эта фигурка происходит из случайных сборов, поэтому нам неизвестно, где именно ее нашли.

Вероятно, древние художники таким образом изображали танцующего журавля. Как известно, белые журавли исполняют завораживающие брачные танцы, которые включают в себя подпрыгивание, хлопанье крыльями, подбрасывание веточек и наклоны.

Танец журавля является обязательной частью большого и сложного обряда хантов и манси, известного, как “медвежьи игрища”. Основные церемонии устраиваются у шкуры медведя, снятой с головой и лапами и уложенной особым образом на почетном месте. Медведь – гость на этом необычном празднике, и его посещают разные мифологические персонажи. Последним среди них приходит журавль. Его изображает актер, одетый в суконный или меховой “гусь” (мужская глухая одежда). При этом “гусь” надевается не до конца, в капюшон продевается специальное деревянное устройство в виде шеи журавля с подвижным клювом. Актер приводит его в действие при помощи подвязанной веревочки. Пустые рукава укладываются на спине, подобно крыльям, а подол одежды собирается сзади и завязывается в пучок, изображающий журавлиный хвост. Актер повторяет грациозную походку птицы, наклонившись вперед, высоко переступая ногами, будто перешагивая через болотные кочки, и поворачиваясь в разные стороны. Управляя “клювом”, он издает при этом очень похожие на клёкот журавля звуки.

Танец сопровождается песней, в которой поется о том, что медведь разорил журавлиное гнездо и погубил птенцов. В наказание за это журавль разрушает медвежий дом – в танце актер журавлиной головой сдвигает с места медвежью голову, срывает с нее украшения, разбрасывает стоящие перед медведем угощения, переворачивает его “гнездо”.

Казалось бы, странно, что именно журавль в представлениях хантов противостоит медведю – сильнейшему из священных представителей лесного мира. Но наблюдения за этой удивительной птицей расставляют все по своим местам. Оказывается, практически единственный враг белого журавля – человек, если быть точнее, человек вооруженный. В дикой природе никто не может ему противостоять. Характер у стерха далеко не ангельский. Взрослый журавль при весе до
8,5 кг и росте около 1,4 м имеет размах крыльев до 2,3 м. Ученые-орнитологи изучали поведение стерхов в Ку-новате, ведя свои наблюдения из специальных “засидок”, которые устраивались на высоких деревьях на краю “журавлиного” болота. Оттуда в бинокли они целыми днями следили за своими подопечными и порой становились свидетелями удивительных сцен.

Однажды они наблюдали, как на болото, где на своем гнезде пара стерхов высиживала потомство, выбежал взрослый лось, его гнал из леса медведь. Заметив угрозу, журавль-отец сначала медленно пошел навстречу лосю, а затем, приподнявшись на цыпочки, вытянув шею и раскинув огромные бело-черные крылья, буквально побежал на него. Журавль в этот момент казался огромным и очень грозным. Испуганный лось развернулся было обратно, но, увидев медведя, стал метаться в поисках безопасной траектории. Поединок трех главных обитателей куноватской тайги завершился победой журавля, который прогнал со своего болота обоих незваных гостей.

Белый журавль, как говорят специалисты, очень агрессивная птица

– настоящий лесной “дракон”. Он всецело доминирует на своей территории. Человека с характером стерха можно было бы так описать: задиристый, жестокий, самоуверенный, бесстрашный. Человеку трудно приходится с таким неуживчивым нравом, но именно такова стратегия выживания этих удивительных птиц. Белый журавль всегда сильнее всех, его все вокруг боятся.

Когда наша “четверка” оказалась, наконец, на свободе, на близкое расстояние к ним подлетел местный серый журавль, давая понять, что место занято. Недолго думая, вожак стаи – белый Ить, полетел к нему и сходу напал. Молодые стерхи пока одного роста с серыми журавлями, лишь к концу лета они станут заметно крупнее их. Но короткий поединок завершился победой “наших”, как говорят окские орнитологи. По их мнению, хотя на этом болоте 7 лет не видели стерхов, серые журавли их не забыли, и, зная грозный нрав белых сородичей, решили с ними не соперничать.

Жесткое доминирование проявляется в характере стерхов с самого рождения. Зачастую в кладке оказывается по два яйца, но выживает только сильнейший – он избавляется от более слабого. На этом изначально была построена стратегия работы орнитологов по сохранению популяции стерха: из гнезда изымали одно яйцо и выхаживали обреченного на гибель птенца в неволе или подкладывали в гнездо серых журавлей.
Северная панорамаБронзовая подвеска в виде фигуры журавля из фондов Шурышкарского районного музея. IX-XII вв.

Итак, вновь прибывшие пары Ить и Остер, Уверь и Несьеган освоились на болоте их предков. Здесь они провели первое в жизни самостоятельное лето. Но вить гнезда в этом году и еще три-четыре следующих лета эти пары не будут. Белые журавли созревают для выведения потомства только к 4-5 годам. Специалисты-орнитологи надеются, что в сентябре молодые стерхи присоединятся к стае серых журавлей и вместе с ними улетят к местам зимовий – на южные берега Каспийского моря, чтобы затем вернуться обратно.

Анна Брусницына, зав. отделом музейного проектирования Шурышкарского музейного комплекса имени Г. С.
Пузырёва. По рассказам очевидцев – Сергея Попова и Дмитрия Замятина -и материалам Окского государственного
природного биосферного заповедника. Иллюстрации из музейного архива.

   На главную страницу “Северной панорамы”


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.

Яндекс.Метрика