Приятным сюрпризом к профессиональному празднику для педагога Горковской средней школы Юлии Юрьевны Шаховой стала поездка в Москву. 4 октября в Государственном Кремлёвском дворце состоялся праздничный концерт, посвященный Дню учителя, и торжественная церемония закрытия Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019»

В этом году конкурс отметил свой юбилей – 30-летие, поэтому на церемонию подведения итогов были приглашены все тридцать победителей этого конкурса. Также участниками мероприятия стали педагоги, подготовившие выпускников по предметам ЕГЭ на 100 баллов, учителя у которых ученики стали призерами, победителями Всероссийской олимпиады школьников, педагоги, ставшие победителями профессиональных конкурсов, лучшие руководители школ, представители профсоюзов.

– В нашей делегации из Ямала было девятнадцать человек, возглавили ее руководитель окружной профсоюзной организации Ольга Березина и директор департамента образования ЯНАО Марина Кравец. Я была представителем Шурышкарского района. К мероприятию мы с коллегами подготовились – наша группа была в галстуках с символикой округа, и это нас выгодно отличало от представителей других регионов. Концерт произвел на меня большое впечатление, я ощутила в Кремлевском дворце мощь нашей страны, единение и силу русского народа, – делится впечатлениями Юлия Шахова.

Со сцены Государственного Кремлевского дворца педагогов с их профессиональным праздником поздравляли самые яркие российские артисты: Валерия, Лев Лещенко, Александр Буйнов, Лолита, Игорь Николаев, Вячеслав Добрынин, Алексей Глызин и другие. С приветственным словом ко всем присутствующим обратилась министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. Она поздравила педагогов с профессиональным праздником и отметила, что в этом году в конкурсе «Учитель года – 2019» были представлены все регионы нашей страны, конкурс молодеет год от года и имеет живой отклик, охватывая все предметные области.

Также на церемонии проходило награждение педагогов в номинациях “За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении” (для учителей госпитальных школ), “Педагог-дефектолог России – 2019”, “Педагог-психолог России -2019”.

Победителем всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019» стала учитель русского языка и литературы Лариса Арачашвили из Волгоградской области. К слову, на это звание по итогам нескольких туров отбора претендовали пять призеров конкурса – учителя из Волгограда, Санкт-Петербурга, подмосковного Подольска, Казани и Саратова.

– Момент объявления результатов был волнительным, как для участников, так и для всех присутствующих, – говорит Юлия Юрьевна. – Я вспомнила свое участие в конкурсе «Учитель года – 2015», правда, на муниципальном этапе. Тогда я стала абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства.

Еще в детстве маленькая Юля решила, что будет учителем. Родилась она в многодетной семье старшим ребенком и вся забота о младших братьях и сестре легла на ее плечи.

– Скорее всего, это обстоятельство и повлияло на выбор моей профессии. Частенько приходилось приглядывать за младшими, нянчиться с ними, помогать им делать уроки, – рассказывает моя героиня. – Также образцом для подражания стала для меня моя первая учительница – Вера Николаевна Малькова. В классе ее любили все ребята. Для нас она была не просто наставником, а другом, к которому мы каждое утро бежали на уроки.

Во время учебы в школе Юля Созонова всегда находилась в гуще всех школьных событий. Училась с большим желанием и с благодарностью вспоминает свой дружный класс, классную руководительницу в старшем звене Людмилу Григорьевну Михальцову.

– Однажды мы с классом пошли в поход в Кушеват с ночевкой. И сейчас, по истечении времени, я считаю, что Людмила Григорьевна совершила подвиг. Ведь нас было 25 человек, а из взрослых – она одна. Это была большая ответственность, – отмечает педагог.

Ученица прошла все этапы коммунистического воспитания: октябренок, пионерка, комсомолка, председатель пионерской дружины.

– Учась в начальных классах, мы с ребятами собирали багульник, а затем сушили его в кабинетах. Уже в среднем звене ходили на уборку корнеплодов, потом жгли костер, жарили картошку, – вспоминает Юлия Юрьевна. – Тогда, в советское время, было очень развито тимуровское движение. Мой класс оказывал помощь одинокой бабушке Донне Семеновне Семяшкиной. Мальчишки кололи у нее дрова, а мы, девчонки, складывали в поленницу, также убирали у нее во дворе снег, а потом она нас обязательно угощала конфетами и читала интересные статьи из газеты. Очень была добрая женщина.

После окончания школы в 1992 году девушка поступила в город Тобольск в педагогическое училище, затем, по его окончании, в государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева.

– Учителем биологии я стала случайно. Первоначально я поступила на математический факультет, успешно сдав вступительные экзамены. Потом подружка меня «переманила» на биологический факультет. И я нисколько об этом не жалею. Занятия здесь были намного интереснее, часто проводилась полевая практика. Жили мы в общежитии с девочками дружной командой, вместе готовились к зачетам, коллоквиумам, помогали друг другу. Во время учебной практики вместе с методистами подробно анализировали занятия. Педагоги высказывались о плюсах и минусах проведенных уроков, советовали, как можно сделать лучше, предлагали идеи, но при этом всегда выслушивали наше мнение, -рассказывает Юлия Юрьевна.

В 1997 году, получив диплом, она вернулась на родину и стала работать в школе.

– Меня сразу закрутила школьная карусель: уроки, планы, дети, мероприятия, – делится воспоминаниями учитель. – И, как оказалось, настоящая учеба началась только тогда. Это постоянный поиск новых знаний, волнение за результат собственных воспитанников, кропотливый и планомерный труд, который не заканчивается со звонком с урока. Наставников своих вспоминаю с большой благодарностью – Татьяну Ивановну Смычагину, Людмилу Григорьевну Михальцову, Любовь Петровну Липатникову. Они помогали мне во всем.

Вернувшись в родное село, молодая девушка вышла замуж за своего одноклассника. В их семье родилось трое детей. Сейчас два сына учатся в высших учебных заведениях. Старший Александр – студент Тюменского государственного университета по специальности «физическая география, ландшафтоведение», средний сын Никита учится в Тюменском индустриальном университете по направлению «мерзлотоведение». Младшая дочь Даша в этом году пошла в первый класс Горковской СОШ.

За плечами Юлии Юрьевны – двадцатидвухлетний педагогический стаж, три выпуска, неоднократно подтвержденная высшая категория, победы в профессиональных педагогических конкурсах разных уровней, победители и призеры школьных, муниципальных, окружных олимпиад.

В 2010 году за добросовестный труд и высокие результаты в работе по воспитанию и обучению учащихся она была отмечена званием Почетный работник общего образования Российской Федерации.

В этом году Юлия Юрьевна приняла участие в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям образовательных организаций ЯНАО за достижения в педагогической деятельности и стала победителем. 26 ямальских учителей из 62 были признаны лучшими по итогам конкурса.

– Подготовка была очень большая. Надо было собрать материалы за последние три года, систематизировать их в соответствии с требованиями, – отмечает педагог. – Но, несмотря на занятость и большую кропотливую работу при подготовке, участвовать в таких конкурсах необходимо. Ведь на нас смотрят не только коллеги, но и ученики. Если педагог активный, целеустремленный, то это стимулирует и учащихся на лучшие результаты.

По словам Юлии Юрьевны, учитель должен быть обязательно влюблен в свой предмет и в тех, кого он обучает. А в наше современное время он еще обязательно должен быть мобильным. «В быстро меняющемся мире мы, учителя, должны научить детей в нем жить», – подытоживает педагог.

Татьяна Созонова.
Фото из личного архива Ю.Ю.Шаховой.

Северная панорама