В мае этого года почетные жители села Мужи, супруги Казанцевы, отметили сорокапятилетие совместной жизни

Дом Николая Петровича и Нины Степановны Казанцевых – аккуратный, ухоженный – спрятался за высоким красным забором. Делаешь шаг за калитку, и тут же в воображении возникают буйно цветущие клумбы и парники. Это сейчас ноябрь и вокруг сугробы снега, уверена – летом здесь именно так, живописно, уютно. И в гостях у Казанцевых тепло, спокойно и комфортно. Есть у этого дома душа, и очень она гостеприимная!

Нина Степановна – коренная северянка. В девичестве Конева, она все детство провела в чуме с родителями-оленеводами. С поступлением в первый класс стала жить у бабушки в Мужах. А вот Николая Петровича, как он сам со смехом говорит, сюда “занесло ветром”.

– Я родился и вырос на юге Тюменской области, в деревне Мокшино Абатского района, – рассказывает Николай Петрович. – Трое нас у матери было, жить в деревне тяжело, работы не было. В 1971 году поступил в профессиональное техническое училище, через два года окончил его, став радиооператором. В это время из Мужевского совхоза пришел запрос, потребовался радист. Так я сюда и попал, был мне 21 год.

– А я окончила восьмилетку, и в 1965 году устроилась на работу в совхоз, – терпеливо дождавшись окончания рассказа мужа, добавляет Нина Степановна. – Отец рано умер и я, как старшая из пятерых детей, должна была помогать маме.

Так шестнадцатилетняя Нина стала работать на звероферме. Разведение песцов и лис в те годы процветало. Только первых здесь было больше четырехсот голов, а с приплодом – почти полторы тысячи. Ценные шкурки отправляли на Вологодскую пушно-меховую базу.

– Примерно полгода я там проработала, а потом, по глупой случайности, меня укусил за руку один из песцов, – вспоминает женщина. – Месяц я была на больничном, а шрам до сих пор остался “на память”. К этому времени в Мужах построили и открыли садик “Олененок”, в народе его называли “совхозный”, и меня перевели на работу туда.

Мужи того времени супруги вспоминают с теплой улыбкой, романтизмом и легкой грустью.

– Я прилетел сюда в апреле. Помню, был выходной день, оттепель. Снега “по колено”, дороги-лежневки нечищеные, позднее начали вытаивать тротуары. Но мыслей убежать, уехать даже не допускал! Был Дом культуры, там встречали Новый год и другие праздники. По вечерам ходили в кинотеатр, – рассказывает Николай Петрович.

Молодой человек попал в большой и дружный коллектив совхоза “Мужевский”, заняв должность радиооператора. В то время в наличии была лишь одна радиостанция “РСО-30”, которая использовалась для связи с каслающими оленеводами. С апреля и до ноября, когда стада уходили далеко от поселка, единственной “ниточкой” связи с цивилизацией стал радист Казанцев.

– Были разработаны формы, шифры и согласно им оленеводы передавали свои запросы. Выходили на связь, если случались проблемы со здоровьем, тогда к ним отправлялись медики на вертолете, – рассказывает Николай Петрович. – Помню, один раз экстренно эвакуировали беременную женщину. Но такие звонки редко случались, оленеводы, их жены и дети всегда отличались отменным здоровьем!

Нину Степановну в это время отправили на десятимесячные курсы бухгалтеров. Вернувшись, стала работать сначала бухгалтером детского сада, потом перевели на расчетную группу, еще через несколько лет повысили до заместителя главного бухгалтера.

Свел молодых, конечно же, совхоз. Познакомились, вместе работали, вместе отдыхали…

– Я “резину” не стал тянуть, сразу предложение сделал, она неделю думала! – с гордостью говорит Николай Петрович. – В 1973 году познакомились, через год поженились. Свадьба была большая, праздновали дома, гостей много было. Поженились 18 мая, но нисколько вместе не маялись! Говорят, мужу да жене нельзя вместе работать. Ерунда! Конечно, редко в какой семье бывает совсем без ссор. Главное же – всегда мириться!

В этом году крепкому союзу исполнилось сорок пять лет – сапфировый юбилей. Мы перелистываем черно-белые и цветные снимки, вырезки из газет, грамоты и благодарственные письма. С особой ностальгией супруги вспоминают коллектив, в котором Николаю Петровичу довелось работать более тридцати лет, а Нине Степановне – 43!

– Всем коллективом ходили на демонстрации, устраивали субботники, походы. Помогали совхозу на покосе, убирали и сажали картошку, ездили по деревням района с концертами и выступлениями. Дружно очень жили, весело! – вспоминает женщина.

Впрочем, передовое место в жизни молодых покорителей Севера все же занимала любимая работа.

– Со временем начали в совхоз поступать стационарные и передвижные радиостанции “Лен”, устанавливал на машины и в отдаленных населенных пунктах: в Ямгорте, Овгорте, Вершина-Войкарах, Усть-Войкарах, – вспоминает Николай Петрович.

Налаженная силами молодого совхозного радиста линия связи не раз выручала жителей периферии, порой ею пользовались медики. Да и на производственных показателях круглосуточная возможность связаться с райцентром сказалась крайне положительно: теперь техника не простаивала сутками в случае поломки, всегда можно было запросить необходимые запчасти или сведущего в ремонте специалиста.

За выдающиеся заслуги в развитии диспетчерской службы совхоза “Мужевский” Николай Петрович удостоен звания “Почетный радист СССР”. Внушительная стопка грамот, благодарностей есть и у Нины Степановны. Ей в 2000, а ему в 2013 году присвоено звание “Почетный житель села Мужи”. Но говорить они об этом очень не любят и все мои вопросы о заслугах и наградах старательно и тактично избегают.

Через год после свадьбы у молодоженов родился первенец Владимир, а еще через три года – дочь Светлана. Сегодня Светлана Николаевна работает преподавателем математики в одной из школ Салехарда. Сын здесь, в Мужах, рядом с родителями. У богатых бабушки и дедушки два внука и две красавицы-внучки.

Трудно, конечно, было “поднимать” детей в суровые девяностые годы, – вдруг погрустнев, рассказывает женщина. – Наличных денег на работе не выдавали, вся зарплата – бартером. Но ничего, выжили! И из совхоза не уволились! Николай ушел на заслуженный отдых в 2004 году, я – в 2008.

Но супруги и сегодня всей душой болеют за ставшее родным предприятие, стараются присутствовать на всех юбилейных и праздничных мероприятиях. Искренне хотят сохранить все, что касается истории совхоза. Нина Степановна скрупулезно собирала воспоминания тружеников и ветеранов, обошла почти сто бывших работников, общалась с детьми и внуками. Собранные материалы легли в основу книги о Мужевском сельхозпредприятии, которая, они очень надеются, будет опубликована в преддверии следующего крупного юбилея.

В 2001 году супруги переехали в новый дом, построенный для них совхозом. В первый же год разбили на участке большой огород, теперь выращивают все, что только способно взойти в наших непростых условиях. Главный по огороду – Николай Степанович, а жена, как он сам говорит, в помощниках. Нина Степановна украдкой улыбается и против такой расстановки обязанностей, кажется, совсем ничего не имеет.

– Не могу я без дела сидеть, – говорит мужчина. – Какая радость на диване лежать? Работать надо!

Признаются, что с выходом на пенсию возникали мысли уехать из Мужей в более теплые края, но сначала не сошлись в желаниях, а потом и вовсе задумки эти бросили. Так и живут – вместе, рядом, рука об руку. И смотрят друг на друга с таким же блеском в глазах, как много-много лет назад.

Валентина Никитина.
Фото автора и из личного архива семьи Казанцевых.

Северная панорама