Особый подход педагогов и оснащение здания Центра воспитания и дополнительного образования в Мужах помогает социализироваться детям с ограниченными возможностями здоровья

– Для нас все дети равны, – отмечает директор учреждения Любовь Кондыгина, рассказывая о том, с каким удовольствием дети с особенностями здоровья посещали занятия в прошлом году – наряду с другими ребятами участвовали в объединениях «Робототехника», «Волонтёры» и «Волшебные лоскутики».

Эти трое детей не имеют значительных ограничений жизнедеятельности. Вместе со всеми они активно вовлекались во время обучения в Центре воспитания и дополнительного образования в каникулярные мероприятия, новогодние утренники, мероприятия «Мисс Осень» и «Мисс Зима». Тем не менее, педагоги учитывают особенные интересы каждого «особенного» ребенка.

Например, если учащемуся с ограничениями по здоровью нравится делать что-то руками, то для него организуют направление, в котором большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Равный доступ к образованию, воспитанию, развитию детей с ОВЗ обеспечивается с помощью индивидуальных образовательных маршрутов к дополнительным общеобразовательным программам. Они способствуют социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

– Это повышает социальную защищенность «особых» детей на всех этапах социализации, социальный статус, формирует гражданственность и способность активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих интересы таких детей, – уточняет Любовь Васильевна. – В учреждении посредством организации воспитательных мероприятий были созданы условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, которые позволяли им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора.

Хотя сейчас в ЦВиДО не учатся дети с нарушениями слуха, зрения или использующие для передвижения коляску, здание готово принять обучающихся с такими особенностями. Установлено светодиодное табло (световой маяк), предназначенное для отображения сменяемой двухвариантной информации для слабовидящих людей и позволяющее таким детям ориентироваться в пространстве и сделать помещение доступным для инвалидов по зрению и слуху. Комфортность и безопасность при перемещении людей с ограниченными возможностями обеспечивает и система навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.). Для маломобильных групп населения входная площадка оборудована кнопкой вызова персонала, установлен вертикальный кресельный подъёмник для удобного и безопасного преодоления лестниц. Ширина коридоров, дверных проёмов позволяют беспрепятственно посещать занятия на инвалидной коляске.

– Все, что нужно, установили к прошлому учебному году. Есть заявка на дополнительное оборудование. Хотим приобрести желтую тактильную плитку на пол, настенные поручни для коридора и уборной. Ждём, когда выделят деньги по программе, – заключает руководитель образовательного учреждения.

Понятие «инклюзивное образование» закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Можно с уверенностью сказать, что для равного доступа к образованию в МБУДО «Центр воспитания и дополнительного образования с. Мужи и Шурышкарского района» необходимые специальные условия организованы.

Подготовила Элина Витязева.
Фото Вениамина Горяева.