Моё далёкое детство прошло на берегу Большой Оби, в деревне Хашгорт, в окружении векового кедрача.

Мама Евдокия Романовна Тырлина, скромная и трудолюбивая женщина, славилась своим мастерством по шитью из меха. Одежда, обувь – всё по канонам: правильно подобранные орнаменты, стежок к стежку. Ягушки, малицы, гуси, кисы, тутчаны, украшенные старыми монетами – всё сохранилось в памяти.

Бывали долгие зимние вечера, когда за окном до -50 градусов, а в избе тепло и уютно. Пахнет дровами, мехом, и мы, маленькие, усевшись на полу, наблюдали, как в маминых руках плясала игла, отсвечивая остриём на фоне керосиновой лампы. Слушая сказки, мы помогали маме, вытягивая жилы оленя в тонкую нить. И это тоже была сказка…

Удивительно, но мама успевала не только обшивать семью, а ведь нас, детей, у неё было одиннадцать (!), но и брала заказы.

Редкое фото семьи – Евдокия Романовна и супруг Василий Степанович Тырлины (справа) с его братьями Маратом и Геннадием Тырлиными

В нашей небольшой деревне свято хранили обычаи. Мама, соблюдая традиции предков, всегда старалась нас удивить. На Вороний день ранним утром она развешивала сушки, баранки на кедре, а нам объясняла, что это ворона клювиком своим оставила угощение-сюрприз. И это было незабываемое для детей чудо! Когда я стала постарше, то увидела однажды лестницу у того самого кедра и всё поняла. Мамина любовь к нам была безгранична.

И всё успевала она – шить, рыбачить, работать на покосе, собирать дикоросы, ухаживать за скотиной.

Ушла из жизни наша мама, когда мы ещё были детьми. Отец женился во второй раз. К нам в дом пришла женщина из села Шурышкары. Жизнь продолжалась, проводились праздники, но маминого тепла никто не смог заменить.

Прошли годы, все разлетелись из отчего дома. Мамины вещи сохранил старый лабаз. «Почерк» шитья с правильно подобранным орнаментом и особым, как ручеёк, стежком – мелким, родным – и по сей день радует глаз, вызывает восхищение у людей, когда мамины работы выставляют на национальных праздниках. И тогда, глядя на её рукоделие, чувствую тепло, будто снова прикоснулась к рукам матери.

Убеждена, что великий труд предков всегда будет присутствовать в наших сердцах, а мы в свою очередь будем передавать его потомкам.

Зинаида Айхо.
Фото из семейного архива.