Почему одни люди пьют и не спиваются, а другие «сгорают» за несколько лет? Возможно ли культурное потребление алкоголя или это самообман на пути к полной деградации личности?

Из-за алкоголя люди сначала теряют работу, потом социальный статус, а в итоге деградируют и гибнут. Как правило, сначала они выпивают не больше других, но наступает момент, когда даже минимальное потребление спиртных напитков влечёт многодневный запой. Наркологи определяют алкоголизм как болезнь, причина которой в изначально нарушенной биохимии.

Химическая зависимость от алкоголя может быть предопределена от рождения в нехватки в организме трансмиттеров (нейромедиаторов) – веществ, участвующих в передаче сигнала по нервной системе. Самые известные трансмиттеры – эндорфины, которые вырабатывает сам организм. Они повышают настроение, и если их синтез нарушен либо слишком активно работает система удаления, эндорфинов в организме не хватает. Это вызывает дискомфорт, который человек пытается восполнить приёмом психоактивных веществ. Однако в России, Европе и США предрасположенных к алкоголизму из-за врождённой нехватки эндорфинов людей всего около двух процентов.

Однако алкоголизм очевидно беда более массовая.

Кандидат медицинских наук Алексей Шевцов, работавший в НИИ наркологии и защитивший там диссертацию по проблемам алкоголизма в семье, убеждён, что здесь важен аспект психологических проблем:

– С точки зрения психотерапии любой симптом (злоупотребление алкоголем, поиск экстремальных ситуаций, слишком раскрепощённое сексуальное поведение и т.д.) – способ адаптации. То есть человека в жизни что-то не устраивает, и он ищет какую-то отдушину.

Самый доступный и дешёвый способ адаптации – алкоголь. Он снимает тревогу, раскрепощает человека. Но велика вероятность, что когда-то этот способ станет единственным. То есть сначала у человека есть выбор: можно почитать книжку, покататься на лыжах, пообщаться с друзьями, а можно немного выпить. И если человек большей частью предпочитает именно выпить, то сам не заметит, как через несколько лет уже перестанет выбирать.

Злоупотреблением в России считается приём алкоголя раз в два дня и чаще, независимо от крепости напитка и количества выпитого. Рюмку водки или коньяка, бокал вина или кружку пива многие считают безопасной дозой, но наркологи утверждают: при регулярном потреблении такой дозы может сформироваться зависимость, когда человек уже не может это контролировать.

Как любое хроническое заболевание алкоголизм состоит из улучшений и обострений. Обострение – запой, то есть неконтролируемое употребление. Единственный универсальный способ прервать запой – физическое ограничение. Продержат ли человека какое-то время в вытрезвителе или под домашним арестом, он перестаёт пить. Наступает похмелье, после которого физическое самочувствие улучшается, но продолжаются мучительные психологические симптомы: бессонница, тревожность. Однако со временем и эти симптомы уменьшаются, и влечение к алкоголю снижается. В наркологии это называется период относительного благополучия. Хотя даже тогда влечение бывает заведомо выше, чем у большинства людей, но в этом состоянии больной может себя контролировать.

Но стоит появиться соблазну, и неизбежен срыв. Позвал сосед в гости – пойдёт человек с искренним намерением выпить одну рюмочку, а получится как обычно, ведь с первой же рюмки увеличивается тяга, и человек теряет контроль.

И даже без соблазнов примерно через месяц наступает очередное обострение, появляются тревожность, бессонница, неусидчивость, человек не осознаёт, что ему хочется выпить, но чувствует, что чего-то не хватает, а уже через день-два только ищет повод. Если близкие этого не допустят, вскоре обострение пройдёт. Следующее обострение будет менее интенсивным, а через полгода обострение впервые пройдёт без изменения самочувствия человека. Но влечение останется, и для людей, прошедших через эти стадии, полное воздержание необходимо.

Подготовил врач-нарколог В.С. Самсонов.