Из них десять лет – в роли ученицы, сорок лет – в роли учителя. В этом году учитель начальных классов Горковской средней школы Людмила Андреевна Кузеванова отмечает юбилей педагогического стажа

Заглянув в кабинет, где проходят уроки у первоклассников, можно увидеть такую картину: Людмила Андреевна подходит то к одному ученику, то к другому, помогая им одеться, обуться, сложить всё необходимое в рюкзаки. Ребята пришли после физкультуры и теперь собираются идти домой.

– Сейчас у детей адаптационный период, ведь ещё недавно они ходили в детский сад, – говорит учитель. – Им сейчас очень нелегко, поэтому моя самая главная задача – сделать всё, чтобы им нравилось ходить в школу, чтобы они чувствовали заботу и поддержку, на уроках не боялись задавать вопросы, были активны и жизнерадостны.

– Мне очень нравится моя учительница. Она добрая и хорошая, – делится ученик первого класса Даш-Шиви Монгуш. – Она нам во всём помогает.

Для первоклассников сейчас Людмила Андреевна – вторая мама. Под её заботливым крылом в этом учебном году 21 ученик: 14 мальчиков и 7 девочек. Беспокойное, хлопотное дело, по словам моей героини, но такое дорогое сердцу.

Родилась Людмила Андреевна в 1962 году в семье Екатерины Васильевны и Андрея Ивановича Карповых. Третья любимая дочка, как и первые две, а через пять лет на свет появилась ещё одна. Всего сестёр четыре: Ольга, Татьяна, Людмила и Валентина.

В 1969 году Люда Карпова пошла в первый класс. Первым учителем в школе была Вера Николаевна Малькова, классным руководителем в старших классах – Татьяна Ивановна Смычагина.

– Так получилось, что школу мне приходилось посещать больше других: папа много лет работал завхозом и я, когда была помладше, часто ходила с ним на работу. Уже позже, став старше, помогала ему красить, белить в летний период. В общем, дорожку к школе я протоптала уже давно, – смеётся она.

По окончании школы Людмила задумалась: куда пойти учиться? Однажды встретилась с Леной Богаченко, которая раньше училась в Горковской школе, пообщавшись, послушала её совета и решила поступать в Салехардское педучилище. Успешно сдав экзамены, поступила по специальности «Учитель начальных классов».

– Не могу сказать, что у нас в семье есть династия учителей. Правда, моя тётя, Альбина Ивановна, папина родная сестра, всю свою жизнь проработала учителем биологии. Старшая сестра Ольга работала воспитателем в детском саду, – отмечает Людмила Андреевна. – Училось нас, горковских, тогда в училище много, поэтому было весело – все свои. Жили мы в общежитии. Со мной учились Татьяна Кудрявцева, Ирина Тарасова. Они так же, как и я, много лет трудятся в школе.

Получив образование в 1981 году, Людмиле предложили работу в посёлке Находка Тазовского района. Но молодому специалисту совсем не хотелось ехать в холодные края, тем более одной. Приехав в конце августа за документами в Салехард, её обрадовали хорошей новостью – освободилось место для работы в Красноселькупской школе. Туда направлялись сразу три педагога.

– Конечно, я обрадовалась, что поеду не одна, – вспоминает женщина. – Я и ещё две девушки – молодые, энергичные, активные. Мне дали первый класс, в котором было 40 детей. Учителей не хватало, поэтому пришлось целый месяц работать в таком большом классе. Через месяц класс поделили, и осталось 20 учеников. Два года я отработала в этой школе. Потом вышла в декретный отпуск и приехала домой в Горки. Как-то на улице встретила Владимира Алексеевича Шибова, который тогда был директором средней школы, и он предложил мне работу. Я долго не думала, потому что не очень мне и хотелось возвращаться в Красноселькуп. В памяти остались холод, постоянные ветра.

Учеников своего первого выпускного класса Людмила Андреевна Кузеванова вспоминает с теплом. На фото 1983 года они – ещё первоклашки

Молодой педагог вместе с детьми с удовольствием погрузилась в интересную школьную жизнь: концерты, спортивные игры, походы, внеклассные мероприятия, вечера, классные часы, встречи с интересными людьми. Девушка принимала активное участие в общественной жизни школы. В составе сборной команды учителей участвовала в районных соревнованиях по волейболу, стрельбе из винтовки. Часто была ведущей на различных мероприятиях. Вместе с учителем физики Павлом Александровичем Подрезовым проводили в школе памятные вечера.

– Так получилось, что мы с Павлом Александровичем были одноклассники, потом стали работать в одной школе. Наши дети учились в одном классе. Он был классным руководителем моего сына Виктора, – рассказывает педагог.

Вспоминает Людмила Андреевна своих первых четвероклассников: Клаву Горину, Олю Истомину, Лену Синицыну, Женю Созонова, Олю Бажукову, Лену Фёдорову и других ребят. Это был 1986 год. В 1980-е годы продолжительность учёбы в начальной школе составляла три года, так педагог «выпустила» несколько классов. С 1996 года учебная программа увеличилась на один год, но детей, которых она взяла в том году, вела до девятого класса. Это был, по словам Людмилы Андреевны, самый продолжительный выпуск. Они были и первые «занковцы» в трудовой деятельности учителя. В 1996 году её и ещё нескольких педагогов отправили в Москву на обучающие курсы, где учили работать по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

– С этими ребятами я работала дольше всего, поэтому воспоминаний, конечно, осталось много. На выпускном вечере мы с четвероклассниками плакали, не хотели друг с другом расставаться, – вспоминает женщина. – В тот год из начальной школы выпустилось три четвёртых класса, а в школу к нам пришли только два первых. Так я стала классным руководителем моих ребятишек в пятом классе и довела их до девятого. Обрадовалась, что не придётся с ними разлучаться.

В 2000 году Людмиле Андреевне предложили должность педагога-организатора в начальной школе. Это был новый и очень полезный для неё опыт, который давал возможность не только развивать в детях творческие способности, но и приобретать навыки административной работы. Десять лет под её руководством ребята из начальных классов пробовали себя в разных ролях и «вживались» в различные образы сказочных и мультипликационных героев.

– У нас в начальной школе было своё ученическое самоуправление – школьная республика «Страна Знаний». Интересные мероприятия, соревнования, конкурсы жизнь ребят была насыщенной. С ребятами, которые посещали театральный кружок, готовили выступления к праздникам. Мне эта работа нравилась, – говорит она.

В 2009 году Людмила Андреевна взяла первоклассников. Новый набор учеников стал для неё шестым. Дарить знания детям она хотела и дальше, ведь к тому времени был накоплен большой педагогический опыт.

– Общение с детьми наполняет меня энергией, дарит силы и мотивацию к тому, чтобы постоянно находиться в творческом поиске, думать о том, чем и как удивить своих учеников, что нового им показать, чем ещё заинтересовать. Они меня воодушевляют. С ними я не чувствую своего возраста, – делится учитель. – Вспоминаю смешной случай, который произошёл со мной, когда я учила свой второй выпуск. В те годы физкультуру преподавали учителя начальных классов. Нам надо было самим переодеться и ещё помочь ребятам. Однажды я не успела надеть спортивный костюм и вела урок в платье и в сапогах на высоком каблуке. Директор школы Владимир Алексеевич заглянул в спортзал и сказал мне: «Я всё видел, но чтобы физкультуру вели на шпильках… Такое в моей практике в первый раз».

Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. От первого учителя во многом зависит, будет ли ребёнок учиться с охотой и интересом. Через руки, ум и сердце Людмилы Андреевны прошло немало учеников: восемь выпусков. Для многих она стала близким человеком.

– Учитель навсегда остаётся со своими учениками – как друг, как наставник, – считает педагог. – Сейчас детки современные, у них есть чему поучиться. К ребятам, которые сейчас уже учатся в 5 классе, я частенько обращалась за советом по компьютерным делам. Мы учились друг у друга, и это замечательно.

«Методическая копилка» Людмилы Андреевны полна интересными разработками уроков, внеклассных мероприятий, исследовательскими проектами, различными презентациями. Педагог активно использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии, стараясь расширять кругозор своих учеников.

– Сейчас каждый год в образовании происходят изменения, вводятся новшества, – отмечает учитель. – Не знаешь иногда, радоваться этому или нет? В школьной программе появились новые предметы: родной язык (русский) и родная литература (русская). Предполагается, что класс делится: одни ребята изучают свой родной язык, другие – русский. Всё это проводится с письменного согласия родителей. Сейчас в моём классе двенадцать учеников коренной национальности, но из них только четверо ходят на свой родной язык. Получается, что они его не изучают, – делится педагог. – Когда берёшь первый класс, работая с детками, замечаешь, что не все из них готовы заниматься учебной деятельностью. Они ещё хотят играть, им тяжело. Такая картина прослеживается в течение всего года.

«Влюбить в себя детей» – этому золотому правилу следует Людмила Андреевна на протяжении сорока лет своей педагогической деятельности. Вместе с ней они учатся различать добро и зло, «отправляются в путешествия в разные города и страны», раскрывают тайны живой природы. Её ребятишки – все очень разные, со своим характером и привычками, но она находит «ключик» к сердцу каждого из них. Самая же большая награда для неё – это их успехи и достижения.

Татьяна Созонова.
Фото из личного архива Л.А. Кузевановой.

Дорогие ямальцы!
Поздравляю вас с Днём учителя!

Этот замечательный праздник для каждого из нас – ещё один повод сказать тёплые слова признательности и искренней благодарности нашим педагогам и наставникам. Нелёгкий благородный труд учителя во все времена пользовался в нашей стране особым уважением и почётом. От мудрости и терпения преподавателя зависит становление и всестороннее развитие детей, их кругозор и нравственная зрелость.

Огромный интеллектуальный и творческий потенциал сосредоточен на Арктическом севере. Ямальские учителя с честью несут миссию по воспитанию будущего поколения. Их заслуги отражаются в учениках. Школьники Ямала добиваются больших успехов на образовательных конкурсах и олимпиадах. Важно, что помимо школьных знаний наши дети получают уроки честности, доброты и любви к Отечеству.

Благодарю всех учителей Ямала за профессионализм, верность лучшим педагогическим традициям, искреннюю любовь к детям! Желаю успеха, здоровья, благополучия и новых профессиональных побед! Будущее Ямала и нашей огромной страны в надёжных руках!

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.А. Артюхов.

От всей души поздравляю учителей и ветеранов педагогического труда с профессиональным праздником!

Хотя он уже давно перестал быть только профессиональным, а заслужил всенародное признание. И этому есть простое объяснение. У каждого из нас со школьных лет сохранились воспоминания о любимых учителях: строгих, мудрых и понимающих. И мы спешим поздравить их с праздником, сколько бы лет нам не было.

Педагогика Шурышкарского района славится добрыми именами. Ветераны учительства и молодые преподаватели не только обучают ребят важным дисциплинам, но и воспитывают в них ответственность, порядочность, чувства патриотизма и уважения к другим людям.

Уважаемые педагоги, знаю, что выбрав для себя эту профессию, вы фактически заполнили работой большую часть своей жизни. Одно из изречений о педагогах звучит так: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Поэтому искренне желаю вам получать удовольствие от своей работы, а ещё всевозможных успехов, сил и крепкого здоровья!

Глава муниципального образования Шурышкарский район О.Н. Попов.