Известная югорская мастерица из Казыма Валентина Григорьевна Тарлина была на фестивале «Земля мастеровая». Она охотно рассказала о себе, своём опыте в туриндустрии и поделилась секретом успеха в деле изготовления сувенирной продукции

Валентина Тарлина (Кондина) сама родом из Ванзевата (ХМАО -Югра), а ее дедушка Сергей Матвеевич Кондин – из рыбацкой деревни Сопслан (в пер. с хант. – деревянный инструмент для плетения сетей), которая находилась близ Казым-Мыса рядом с границей двух округов.

– Мои предки родом из Казым-Мыса, поэтому здесь, на шурышкарской земле, я чувствую себя как дома, – признаётся Валентина Григорьевна. – Всегда приятно вернуться на историческую родину предков. Я даже вспомнила позабытые с молодости все обороты речи шурышкарского диалекта и, когда я услышала местный говор, аж душу пробрало! Сейчас мои близкие родственники живут в Лопхарях, это Кондин Анатолий Артемьевич и Дарья Романовна, в Шурышкарах – Боярина Дарья и Владимир Сюртахов, их мама Валентина Петровна Сюртахова –племянница моего папы.

Валя в семье была седьмой и самой младшей, поэтому она всегда находилась рядом с родителями. Семья держала домашний скот, лошадей, коров и овец, летом вели промысел передвижным рыболовецким станом. Жили в берестяном балке, вся бытовая утварь была изготовлена в основном своими руками. Уже тогда, маленькой девочкой, она делала свои первые стежки в рукоделии, родителям даже приходилось подальше прятать ножницы и ткани. Прошли годы, занятие переросло в серьёзное увлечение: пока родители находились на рыбалке, Валентина оттачивала мастерство и попутно готовила обеды и ужины.

После школы родители не отпустили младшую дочь в город, хотя она очень хотела поступить в педучилище Ханты-Мансийска. Девушка устроилась на подработку в детский сад, затем в группу продленного дня в школе. Помогала родителям содержать скот, а через несколько лет переехала работать в Яр-Сале.

– После смерти родителей я поняла, что в поселке меня ничего не держит и переехала жить в Яр-Сале, – вспоминает Валентина Григорьевна. – Там устроилась работать в мехопошивочной мастерской, где изготавливали одежду и шапки. Это был очередной шаг в освоении швейного дела, научилась обрабатывать кожу и работать с мехом. Там, конечно, было холодно, мне климат не подошел, и я вернулась в Ванзеват, где продолжила работу в школе. Однажды сестра сказала, что из меня получился бы хороший педагог, и я в 25 лет поступила в педучилище на специальность учитель начальных классов и родного языка. На защиту диплома к нам приехала приемная комиссия из института им.А.И.Герцена и предложили мне поступить заочно в их вуз. Конечно, я согласилась. По окончании учебы по направлению попала в малокомплектную начальную юильскую школу в Белоярский район, где было всего 18 детей. Для меня началась очень интересная работа, живое общение, настоящая практика. Условия были там непростые, в деревне не было пекарни, жители сами пекли хлеб. Мы, учителя, таскали в школу дрова, воду. Там я проработала с 1996-го по 1999-й год, была назначена директором. Затем вышла замуж за Юрия Тарлина и переехала в село Казым, где устроилась старшим воспитателем в интернат. Дети интернатские все были со стойбищ, поэтому все с малолетства были приучены к труду, всё умели. Мы часто ходили в походы, я проводила для них экскурсии – было очень интересно. Но потом условия работы сильно поменялись, даже в лес классом мы не могли пойти. Кроме того, я так и не освоила компьютер, и в итоге ушла из школы.

Какое-то время Валентина Григорьевна работала социальным педагогом, но вскоре решила полностью посвятить себя рукоделию, которым занималась с детских лет. Она стала шить из сукна, кроила пальто, национальную женскую одежду, вышивала узоры на ткани, обрабатывала кожу и мех.

В 2012 году Валентина Тарлина решила открыть крестьянско-фермерское хозяйство по содержанию и разведению северных оленей на стойбище Кирпыс юхан, что в 20 км от Казыма. На выделенные средства (88 тысяч рублей) закупила необходимые предметы быта, оленей. Стадо насчитывало до 250 оленей. Она занималась отчетностью, муж (потомственный оленевод) занимался содержанием поголовья. Оленеводство у них было оседлое, каслали от летних до зимних стоянок. Однако позже правила для владельцев КФХ сильно изменились в плане содержания и отчетности. Одним держать стадо было сложно, да и арендованный участок угодий был заболоченным с низким содержанием кормовой базы. В этом году свое КФХ Тарлины вынуждены были закрыть из-за сложности получения дотаций.

Но мастерица решила не останавливаться, написала проект по изготовлению сувениров из кожи, меха и рогов оленя и выиграла грант на 1 миллион рублей. На эти средства супруги купили снегоход, швейные машинки, построили склад. Валентина начала изготавливать сувенирную продукцию. Свои работы она ежегодно представляет на различных праздниках и мероприятиях: «Товары земли югорской», международном фестивале «Югратур», на семинарах. Участвовала во всероссийской выставке «Сокровища Севера» в Москве.

– Сегодня покупателя не обмануть, – отмечает казымская мастерица, – дерматиновые, клееные изделия они уже не берут! Чаще покупают всё натуральное качественное. Бисерные украшения, сумки с орнаментом, головоломки всегда пользуются спросом. Стоит отметить, что весьма важно ярко представить товар, красиво оформив, упаковка тоже играет важную роль. Морошка в фарфоровой тарелке не смотрится так, как если она лежит в плетеной берестяной корзинке. Изделия из кости – пуговицы, кольца с кожей также всегда хорошо покупают. Конечно, запросы покупателей среди местных жителей и иностранных туристов разные.

Сейчас Валентина Григорьевна открыла для себя еще одно направление – туризм. Она тесно сотрудничает с этнографическим музеем «Касум ёх». После посещения музея туристы всегда приезжают к ней на стойбище, чтобы окунуться в первозданный быт народа ханты: спать на шкурах, есть натуральную пищу, дарованную природой, ловить и готовить рыбу на огне.

Из каких только стран ни приезжали туристы на стойбище к Валентине Тарлиной! Из Японии, Китая, Кореи, Германии, Англии, Испании, Шотландии, Турции, ну и, конечно же, из Венгрии, Финляндии, Эстонии. Добраться до Казыма несложно: в зимнее время есть автозимник через Обь, в Белоярский летают самолеты из окружного центра и Сургута. От Белоярского до Казыма менее часа езды по автодороге.

Специально для расширения туристических услуг Валентина Григорьевна приобрела мягкий надувной банан, который прицепляется к снегоходу. В зимний период он пользуется большим спросом среди жителей и гостей всех возрастов. На праздниках даже выстраивается длинная очередь желающих прокатиться по снежному морю и хапнуть снега в лицо. Дети обычно в полном восторге, особенно когда на повороте прицеп заваливается в снег.

День оленевода в Казыме проходит почти также как и у нас в районе, только на месяц раньше – в конце февраля. Обычно мастерица совместно с музеем организовывают свои площадки, на которые вход бесплатный только для тех гостей, у кого на одежде присутствует элемент национальной одежды, для остальных вход платный. На празднике проходит конкурс «Оленинафест», где выставляется вся продукция из мяса оленя – бургеры, колбаса, пирожки и многое другое. Особым спросом пользуются так называемые «шоколадные лепешки», приготовленные с кровью оленя и со сгущенкой. Помимо главных соревнований – гонок на оленьих упряжках – там проходят заезды стоя на нартах, на шкурах, на лыжах за упряжкой. Сама же Валентина Тарлина уже давно не участвует в соревнованиях после того случая, когда она выпала с нарты, а олени протащили ее по снегу.

Мастерица уже не в первый раз посещает Шурышкарский район, она была здесь 2018 году на Дне оленевода. И на этот фестиваль Валентина Григорьевна, скорее всего, приедет еще. По признанию женщины, шурышкарская земля ей благоволит.

Вениамин Горяев.
Фото Татьяны Паршуковой.