ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО В НОМЕРЕ 33

Расцвет Кушевата

Закономерно вращалось колесо истории, жизнь шла своим чередом. Расцвет Кушевата пришелся на конец 19 – начало 20 веков. Профессиональные историки связывают это с переселением сюда берёзовских горожан и лёгких на подъём коми-зырян с реки Ижма, большая часть которых обосновалась в Мужах, построив свой мир на новой для себя земле. Но некоторые двинулись дальше и осели в Кушевате. Построили свой посёлок на необжитой горке, став добрыми соседями с кушеватскими жителями. Позже появилась и Новостройка, где обосновались коренные жители этих мест –ханты. И мудрые кушеватские легенды нам рассказывают:

«У нас в Кушевате народ-то всегда миром жил. Не в смысле, что не дрались – не ругались, всякое бывало. А в том смысле, что бок о бок и русские, и зыряне, и остяки да и другие национальности здесь соседствовали. Много народа перевидала наша земля. Рядом и вместе, в горе и в радости, в трудах бесконечных и заботах каждодневных – это и есть миром жить, всем обществом значит, в согласии, плечом к плечу перед испытаниями. Надеяться-то особо не на кого было, на сотни вёрст вокруг леса да реки, да девять месяцев зима. Так уж повелось, с самого начала, с тех времён стародавних, когда ратники московского царя на эту землю пришли. А потом уж и забыли кто откуда пришёл, все местными стали. И Шаховы, и Карповы, и Гудковы, и Преснецовы, и Пахомовы, и Булатниковы – все тут веками жили. Бок о бок с Русмиленко, Тимкиными, Зерновыми. Потом зыряне пришли, свою горушку освоили, отстроились. Своими стали и Истомины, и Вокуевы, и Поповы, и Коневы. Друг друга всегда понимали. С детства языки соседей осваивали. Да и в семьях многих мать русская, отец зырянин, бабушка зырянка, дед остяк – как тут друг друга не понять-то, что тут делить-то было. Друг у друга выживать учились, мастерством делились. Как меховую одежду сшить – у зырянок спрашивали, как вкусные шаньги картофельные да ватрушки с брусникой состряпать – это у русских женщин. С остячком по ягоды на дальние болота ходили. Мужчины тоже много чего друг у друга перенимали. А потом, за многие то годы, и забыли, кто у кого чего взял, всё мастерство общим стало да жить помогало. А ещё вера наша православная тоже общей стала. Во веки веков так было. Мир-то наш не одним днём сложился. И, слава богу, что так мудро всё устроилось, по одному-то бы и не выжили».

Кушеват, Кушеват!
Он стоит на берегу
Три протоки, пять ручьев
Харепатка, пять соров.

(Кушеватская частушка)

Проезжие путешественники, купцы, служивые люди отмечали, что Кушеват – красивое село, с добротно отстроенными домами и хозяйственными постройками возле них. Также отмечали деревянную величественную церковь, новое волостное управление, двухэтажные купеческие дома, хлебозапасный магазин за ручьём. Приятное впечатление производили чистота и опрятность в домах жителей, гостеприимство хозяев.

Славились кушеватские жители и своей предприимчивостью, что тоже послужило развитию и благосостоянию села и его обитателей, делая эту местность привлекательной для новых переселенцев.

В трудах и заботах жил Кушеват – охота, рыбный промысел, заготовка кедровых орехов – всё приносило доход, позволяло устанавливать торговые связи с купцами из Берёзова, Обдорска и даже из Тобольска и Омска. Говорят, что в Кушевате проводили ярмарки, продавая своё и покупая нужные в хозяйстве вещи. При развитии товарно-денежных отношений сохранялась и меновая торговля. Есть сведения о том, что популярным был «печёный мен» – это когда кочующие жители охотно меняли пушнину или рыбу на готовый, выпеченный хлеб.

Жизнь шла полным ходом. Со временем установился зимний почтовый тракт между Берёзовом и Обдорском, а летом сообщение осуществлялось только по воде. Это без малого 400 вёрст – не враз одолеешь. Поэтому такое направление как ямщицкий извоз продолжало развиваться и считалось делом выгодным и прибыльным, хотя и нелёгким. Грузы возили не только на лошадях, но и на оленьих упряжках, таким образом, и коренные жители были вовлечены в хозяйственную деятельность Кушевата. Маршруты не ограничивались Берёзовом или Обдорском. Ходили кушеватские обозы и до Тобольска. Если подворачивался выгодный большой заказ – собирали обоз «в братчину», объединяя возможности нескольких извозчиков, а доход делили. Житель Кушевата Григорий Фиогниевич Шахов имел до 20 пристяжных лошадей и «гонял обозом» аж до самого Верхотурья – уральского города, где пересекалось много торговых путей. С ямщицкой гоньбы кормились и другие селяне – сдавали жильё, заготавливали на продажу сено, помога- ли ухаживать за лошадьми, занимались изготовлением упряжи, саней, кошевок – работы всем хватало. Но вскоре наступили другие времена. И это следующая страница истории Кушевата.

Наталья Русских, участник проекта «Наше Семигорье».