Окончание. Начало в №33

Первые десятилетия XX века – Россия переживала тяжелые времена: совсем недавно завершилась Первая мировая война, принесшая нашим гражданам много бед, да и политическая ситуация в стране оставляла желать лучшего. Все это привело к тому, что в октябре 1917 года, 25 числа (по прежнему календарю, в нашем исчислении – 7 ноября) произошла революция, названная Великой Октябрьской. События этого дня оказали важнейшее влияние на то, как сложилась жизнь в нашей стране.

С тех пор времена изменились, и государства, в котором все начиналось, уже давно нет, но дата эта по-прежнему важна для нескольких поколений граждан нашей страны.

Кушеват в вихре перемен

Долгое время жил кушеватский народ по устоявшемуся и ставшему привычным укладу жизни. Особо не суетились, ни на кого не надеялись, кроме себя. На помощь не рассчитывали, разве только от соседей её ждали. Уклад и неспешный ритм бытия складывался веками, помноженный на многовековой опыт выживания, он давал ощущение стабильности и незыблемости существования в этом глухом краю. Не иначе, как «Когтистый мыс», добрые духи земли и Господь Бог защищали от больших потрясений, поэтому в архивных документах и исследованиях находится мало информации о событиях конца XIX – начала XX века. Не сотрясали Кушеват ни политические, ни бытовые, ни межнациональные противоречия и никакие другие события, которые могли бы войти в историю. Жили мирно, власти не противоречили, Святую Православную Веру почитали, доход в казну приносили, своими трудами обеспечивали себя всем необходимым.

Когда по всей стране громыхнула революция и начались великие перемены, здесь, на северной окраине, в Кушевате, жизнь тоже переменилась. Кушеватские легенды рассказывают об этом так:

«Закружило лихолетье-то, заколобродило… Вообще ничего непонятно стало. Одно ясно, что жизнь вспять повернулась и надо как-то приспособиться, смириться, может, каким-то боком притереться… Вот тогда крепко задумались. Старые порядки поддерживать – проку нет, упустили власть, не смогли удержать да сохранить, ведь не в один день революция эта возникла. Один раз упустили и в другой не удержат, к этому возврата нет. Новая власть вроде всё правильно говорит, заманчиво, но где слова, а где дела – большая дистанция. Бога отвергают, а без веры как? Хотя народ-то, вроде, на их стороне, поддерживает.

Кровищи с обеих сторон – рекой, душ загубленных – не счесть. Те и другие веру попирают, заповеди забыли, не по-христиански дела вершат. К кому склониться, кого принять? По молчаливому согласию обстоятельствам не противились, будь, что будет, Господь укажет путь. А пока надо семьи обезопасить, не высовываться, жизнь рассудит и Бог не оставит, а там поглядим.

Особых-то перемен в укладе жизни у нас тогда и не было, то одна власть придёт, то другая, не знаешь – какой чем угодить, но без особых потрясений было. К концу девятнадцатого года вроде поуспокоилось, новая власть позиции заняла. Волостное управление разогнали, вместо него – Сельревком, Волпрод контора, Крестком – это крестьянский комитет взаимопомощи – что только не напридумали, Господи прости, но народ не притесняли, жили себе да и жили, обыденно жили. По настоящему-то торкнуло в двадцать первом. Снова да ладом: старые-новые, красные-белые, будь они все неладны. Не удалось тогда кушеватским-то за закрытыми ставнями отсидеться…».

Большим потрясением для жителей Кушевата стали события 1921 года, вошедшие в историю как Западно-Сибирское восстание, направленное против Советской власти или кулацко-эссеровский мятеж – крупнейшее антибольшевитское выступление за всю историю Советской России. Целью руководиелей восстания был захват власти и возвращение к прежним порядкам. Вот тогда и пролилась в Кушевате большая кровь. Сохранившиеся в рассказах старожилов воспоминания повествуют о том, что первую кровь пролили белогвардейцы, которые вновь пришли на эту землю в начале 1921 года. Свергнув советские органы управления, они расстреляли и активистов села, но в современных исторических исследованиях того периода учёных Шулинина Серегея Владимировича и нашего земляка – горковчанина Третьякова Николая Геннадьевича мы нашли другую информацию по тем событиям. После сокрушительного поражения под селом Карымкары (Октябрьский район, ХМАО) красные части отступали вниз по Оби. Добравшись до Берёзова, они обнаружили, что нет телеграфной связи с Обдорском. При обследовании линии было обнаружено, что в районе села Кушеват спилено 9 телеграфных столбов и вместе с проводами увезено в неизвестном направлении. Последовал «акт террора» – так записано в донесениях того времени. В Кушевате арестовали несколько человек и в качестве заложников увезли в Берёзов для дальнейшего расследования. Но обстановка продолжала накаляться: белые наступали и судьба заложников была предопределена – все они были расстреляны.

После отступления красных позиции власти снова заняли белые. И у них был короткий суд. Пятерых активистов расстреляли возле кладбища, выгребли у селян все запасы, но под натиском свежих сил Красной армии, пришедших на шхуне «Мария» на помощь советской власти, белые отступили в сторону Обдорска, где и потерпели полное поражение. Оставшиеся в живых разрозненные группы белогвардейцев пробирались назад, ища выход в восточную часть страны, где ещё продолжалась гражданская война.

Около сотни человек во главе с офицером Слинкиным шли берегом Большой Оби, спасаясь от преследовавших их красноармейцев. Примерно в том месте, где позже будет построен посёлок Горки, произошло сражение. Белые были разбиты. Оставшиеся в живых мятежники вынуждены были уйти в район Большого болота. Голодные, обессиленные, опухшие от комаров они подожгли лес, выиграв немного времени для отдыха, но были окружены и вынуждены сдаться в плен. Кушеватские активисты тоже принимали участие в этой операции. 42 пленных белогвардейца привезли в Кушеват, построили на берегу ручья, дав команду выходить каждому пятому. Восемь заложников вырыли себе могилу и на краю её были расстреляны. Остальных увезли в Мужи, судьба их неизвестна, скорее всего и их ждала кровавая расправа. Но кровавые события на этом не закончились, продолжая сотрясать устои, взгляды и нравственные понятия кушеватцев. В памяти старожилов это сохранилось так:

«Люди толком-то очухаться не успели от такой страсти – новая беда. По первому санному пути приехали чекисты из Волревкома, следствие наводить, выявить, кто из кушеватских помогал белогвардейцам, связь с ними поддерживал. А как разобраться, если то одни, то другие, то туда, то сюда власть-то бросало. Пришли – ушли, а нам расхлёбывать. Особо интересовались теми, кто в церкви служил, это значит батюшкой нашим Никитой Фиогниевичем Шаховым, он человек уважаемый был, вдовцом жил, жена-то у него померла, семеро детей на попечении остались, ну и весь посёлок к нему – за советом, за помощью да за благословлением. Вроде никто из наших про него ничего худого не говорил, но чекисты сочли, что есть у него вина. Вот и арестовали Никиту Фиогниевича. А ещё дьяка Карпова и звонаря нашего, церковного сторожа, да ещё из остяков взяли торгового человека Сайнахова. Повезли бедолаг в этот их Волревком, наши из активистов тоже сопровождать поехали, а на улице-то такой мороз ударил, да всё небо алыми сполохами пошло – верный признак скорой беды. Бабки наши крестились да как накаркали, что быть несчастью. Чекисты тогда далеко не уехали, решили заночевать в Остерово, это в пяти километрах, как раз на повороте Оби угодья рыбацкие. Что там у них случилось – одному Богу известно, нам не докладывал , только утром наши активисты вернулись и объявили, что «контру» дальше решили не везти, можете съездить забрать своих, они там, в полынье. Вот так, без суда и следствия закололи штыками и в полынью скинули».

Убитых односельчан похоронили на сельском кладбище, и жизнь уже больше никогда не вернулась в прежнее русло, кровью примирив правых и виноватых, преподав жестокий урок жителям Кушевата, заставивший переосмыслить многие жизненные ценности и понятия.

В одну из своих экспедиций наш мудрый учитель Павел Михайлович Гудков вместе с учениками поставили памятный крест на месте тех событий. На кресте написано: ПРОСТИТЕ НАС … и это самое лучшее, самое правильное и нужное из всех слов, которые можно было бы сказать про описанные события.

Излишни комментарии, необъективны оценки, неуместны эмоции… только согласие, примирение и прощение…. И память потомков о страницах истории своего родного края.