Как сегодня живут оленеводы четвёртой бригады МСП «Мужевское», о чём говорят и думают о нынешней ситуации и прошлых годах кочевой жизни? Об этом удалось узнать, побывав непосредственно на стойбище близ Оволынгорта

В четвёртой бригаде каслают четыре семьи. Здесь трудятся бригадир Вячеслав Антонович Лонгортов и пять пастухов: Владислав Ильич Лонгортов, Роман и Эдуард Лонгортовы, Эдуард Филиппович и Иван Эдуардович Артанзеевы. Они поочередно ведут дежурство оленпоголовья, которое пасётся на пастбищах в нескольких километрах от чумов.

Ежедневно, к прибытию оленеводов со смены, чумработницы, хранительницы домашнего очага, поддерживают тепло в чуме, готовят пищу для семьи и воспитывают своих маленьких детей. Хотя зимой забот не так много, как в межсезонье – весной или осенью, – когда бригады начинают выходить на каслание через ущелья Урала.

В минувшем году сезон каслания для бригады по производственным показателям отёла и сохранности поголовья животных выдался неплохим, да и погода весной и летом благоприятствовала.

В апреле сразу после снабжения стада вышли на маршрут и ходом пошли за Урал, чтобы там провести отёл. К третьему мая они перегнали стадо, по дороге 10-15 голов отелилось. Там ещё лежал снег, но через неделю растаял, когда резко пришло потепление, тогда и начался массовый отёл маточного поголовья.

– В этот раз он прошел гораздо лучше, чем бывает с нашей стороны предгорий, – рассказывает бригадир, – там и местность открытая, всё стадо у тебя на виду, да и хищников не было. Был, правда, небольшой выкидыш, из-за перегона, наверное, но в целом ситуация нормальная. Само лето было ветреное и не слишком знойное, оводы особо не беспокоили, разве что олени хромали немного из-за копытки. Летовали там, потом пошли на нюрма, в ноябре вышли в нашу сторону. Перед забоем прошли 200 км примерно, в кораль Пажемаю, чтобы отделить забойное стадо, плюс ещё личных оленей пустили на забой. Нынче решили остановиться в этих местах, но, думаю, что на следующий год встанем на зимнюю стоянку в верховьях. Обычно места ежегодно меняем, когда возле Тильтима, когда в Хопангорте, сейчас здесь. Для нас зимой основная проблема – это росомахи, на них нет никакой управы, стада нужно постоянно проверять, они быстро режут поголовье. Раньше беспокоили тоже, конечно, но не было такого травежа, сейчас они приходят и погоню устраивают, особенно на тех, кто откололся от основного стада. Раньше, если олень терялся, то через неделю или даже месяц всё равно могли его отыскать, сейчас же хищники его грызут.

Родители Вячеслава, Антон Ильич и Нина Кирилловна, тоже частенько каслают с сыном за Урал, а сейчас периодически ездят на стойбище помогать. Находясь на пенсии, Антон Ильич старается больше следить за личным стадом. Сам он родился в чуме в верховьях Урала, и все эти места для него родные. Не одну тысячу километров он прошёл за годы работы в оленеводстве, когда поголовье насчитывало вместе с частным порядка четырёх тысяч. А вот супруга родилась на рыболовецких песках Васька-Лора. По словам Нины Кирилловны, в год её рождения родители решили остаться в посёлке на рыбном промысле, но вскоре вновь вернулись в каслание. И Нина Кирилловна сама с мужем 30 лет ездила за Урал. Теперь вот дети продолжают их дело. Слава собирался было поступать, но пастухов на лето в бригаде не хватало, и его временно оставили поработать. Не зря говорят, где временно, там и постоянно. Вот уже 17 лет сын трудится в оленеводстве.

Брат Нины Кирилловны, Эдуард Кириллович Макаров, тоже всю жизнь в оленеводстве: работает завхозом (кладовщиком) в сельхозпредприятии, ездит по стадам, по возможности доставляет продукты, топливо, в общем, держит связь с бригадами.

Родители жены Вячеслава, Юлии, – Герман Васильевич и Инна Михайловна – тоже частые гости в чуме сватов. Германа Лонгортова часто называли одним из самых «матёрых» оленеводов, когда он руководил пятой бригадой. Директор сельхозпредприятия Алексей Шубадер предложил вновь вернуться в отрасль. Однако с принятием предложения Герман Васильевич не спешит, как и с решением принимать участие в гонках на Дне оленевода.

– В лес-то тянет, но здоровье уже не то для такой работы, – рассуждает оленевод, – сомневаешься порой в своих силах. Потому что ты должен своим примером показывать, как нужно пасти и окарауливать стадо постоянно, чтобы пастухи это увидели и повторили, а не просто посмотрели, крутанулись и в чума обратно поехали. Работал бригадиром семь лет, знаю, что если личным примером не покажу, дежурство не пойдёт. Молодёжи и так осталось немного, потому что большинство после школы не заинтересовано работать из-за низкой зарплаты, сдерживает только личное поголовье. В целом, если сравнивать времена, подход к работе изменился в корне, хотя много противоречий. С одной стороны раньше жили при керосинке, бегали на лыжах или ездили на упряжке, но при этом пасли четыре тысячи оленей тем же количеством пастухов. Зато на зарплату можно было полностью обеспечить всю семью комплексным снабжением. Возможно, сейчас в наше время, по моему личному мнению, у нас стало меньше ответственности за оленей. Зато раньше совхоз заботился об оленеводах, вездеходы даже в летний период поднимались по Сыне, привозили продукты и прочий материал. Вертолёт привозит детей, а вместе с ними, помню, постоянно завхоз Виктор Петрович Рохтымов выскакивает, он всегда свежие продукты доставлял.

До 90-х Герман Лонгортов работал в девятой бригаде, она же четвёртая. Его отец Василий Ефимович тоже работал бригадиром и его дед Ефим каслал после революции и прадед Никита Кузьмич тоже оленей пас…

Сейчас кочевники оленей собирают и окарауливают по-разному, если есть топливо в достатке, то на снегоходе, если нет – то на оленьей упряжке, а вот Роман Эдуардович Лонгортов сейчас чаще всего предпочитает использовать лыжи. Весь записанный маршрут передвижения у него фиксируется в программе а телефоне, которая функционирует без связи, на основе геолокации. За несколько дней он успел преодолеть свыше 30 километров, как и все оленеводы, он всегда поддерживает физическую форму. Поэтому неудивительно, что на празднике Дня оленевода в национальных видах спорта он всегда в числе победителей и призёров. Кстати, его прошлогодний выигрыш на Дне оленевода – мини-электростанция – в данный момент обеспечивает электричеством все три чума.

Как и бригадир, Роман Лонгортов – оленевод не в первом поколении. Молодой человек уже семь лет в стадах, вместе с супругой Светланой воспитывают троих детей – Ефима, Диму и Гришу. Сейчас уже он не видит себя в другом ремесле, хотя в школьные годы хотел остаться в поселке, но привычный с детства образ жизни взял верх. Тем более он пасёт и личное поголовье, не может оставить своих выросших авок. Вместе с ним в оленеводстве работает его родной младший брат Эдуард. Но с ним познакомиться не удалось, в день нашего визита он уехал в Овгорт.

Уже на обратном пути следования мы встретили вереницу оленей, которых вели оленеводы, а чтобы животные не отделились и не свернули в сторону, людям помогали постоянные и незаменимые спутники кочевников – оленегонные лайки.