PRO-образование

хочу в семью!

Чужих детей не бывает

Северная панорама

Знакомьтесь, Яша и Даша, брат и сестра. Яше -10, Даше – 8 лет.
Мальчик спокойный и ласковый, очень самостоятельный, любит настольные и развивающие игры, с большим желанием выполняет разные поручения. Даша – открытая и эмоциональная. Воспринимает окружающий мир дружелюбно, легко идёт на контакт, любит быть на виду. В делах точна и обязательна. Спокойно относится как к удачам, так и к неудачам.
Эти дети разные по характеру и темпераменту, по интересам и увлечениям, но оба мечтают о семье – настоящей, дружной, крепкой. Возможно, именно вы сможете им помочь, согреть их теплом своего сердца и подарить любовь и надежду на лучшее.
По всем вопросам устройства этих детей в семью можно обратиться в отдел опеки и попечительства управления образования: с.Мужи, ул.Уральская, дом 14а, каб.316, телефон 21-8-66.
20 июля 2013 года № 29

люби свой край

“Кедровый остров”

Вот уже пятый год на две недели собирает детей под свою крышу Природно-этнографический парк-музей “Живун”. На “Кедровом острове” дети знакомятся с историей родного края, национально-прикладным искусством, обычаями и традициями народа ханты.
– Для детей установлены три летних чума и две палатки, а для мастер-классов установлен берестяной чум. В нынешней смене “островитян” 24 ребенка из Азовы, Горок, Лопхарей, Овгорта. Прибыла группа детей из Приуральского района, семеро же наших ребятишек, в свою очередь, по программе “Сотрудничество” сейчас отдыхают в Приуральском районе, – рассказывает Алла Васильевна Конева, организатор экскурсий и массовых мероприятий.
В первый день дети познакомились и разделились на три ватаги (три отряда): “Бельчата”, “Северные зайчата”, “Туристы”.
– Вожатыми в лагере работают Тамара Тасьманова, Светлана Семяшкина, Константин Сайнахов и Александр Жаринов, которые еще в прошлом году были простыми “островитянами”, – говорит Александр Викторович Шмид, заведующий парком-музем “Живун”. Экскурсии для вожатых проводила Снежана Николаевна Сандрина.
– Самыми интересными оказались для мальчиков экскурсии по охотничьей тропе, дети несколько раз просили ее повторить, а сейчас уже сами проводят экскурсии, – говорит Владимир Владимирович Пермяков, старший научный сотрудник музея.
Знакомились с летней избой, выставочной избой. Во время знакомства с национальной одеждой дети с интересом слушали, задавали
вопросы, была возможность надеть ягушки, платья, малицы, заплести косу, примерить пояс. Запомнился конкурс-дефиле в национальной одежде с косами и поясами, где дети проявили фантазию.
Детям некогда скучать, они не только играют, учатся мастерить, они ещё духовно обогащаются: изучению родного языка тоже уделяется время.
Приходится и преодолевать трудности. Когда проливной дождь намочил все чумы, перебрались в более надежные избы, а на другой день дружно разбирали и сушили постели.
С детьми работают мастера прикладного искусства Ямала. Мария Александровна Ковалева на “Острове” уже не первый раз. Она делится секретами работы с берестой. Мастер уже приготовила бересту. Перед работой ее отмачивают в большом котле, в горячей воде, после чего выпрямляют. Дети сами выбирают, какое изделие будут шить- берестяные туески с национальным орнаментом или плетеные браслеты. Увлеченно осваивают древнее ремесло Алена Конева (Овгорт), Татьяна Барель (Мужи), Ефросинья Кузнецова (Аксарка). Не отстают от девочек и мальчики. Изделия не повторяются, что видно из разнообразных работ Тараса Тарасова (Азовы), Вячеслава Рохтымова.
Работу с деревом и костью ребята осваивают под руководством мастера-резчика Егора Егоровича Накова.
Дети в первые дни учились пользоваться ножом. Первая работа, которую дружно делали – мужской пояс. Дети сами выбирали рисунки, делали цепочки.
Работают они с костью и деревом. Мастер отмечает работы Ростика Тоярова (Лопхари), Евгения Пугурчина (Овгорт), Никиты Шавина (Аксарка), Радиона Толба (Лопхари). С удовольствием работают с костью не только мальчики, но и девочки.
Работая с сукном, девочки шьют, вырезают национальные сумочки, украшают национальным узором под руководством Галины Николаевны Максимовой, мастера ДПИ Ямала. Выделяются работы Зои Тояровой (Лопхари), Зинаиды Пуртовой (Аксарка), Ефросиньи Кузнецовой (Аксарка), Татьяны Барель (Мужи), Александры Еприной (Овгорт).
Работа с налимьей кожей идет сложнее: дольше надо материал готовить,чтобы был мягким.
Для народа ханты вода всегда имела большое значение, а также все, что связано с рекой, ловлей рыбы. День рыбака готовился в несколько этапов. Вначале были экскурсии на “Рыбаловецкие стойбища”. Проведен мастер-класс вожатыми по изготовлению удочки, наживки для рыбы. Знакомство с хантыйской калданкой и катание на калданках – еще один рыбацкий мастер-класс, который прошли дети.
– В лагере своя столовая. Уже несколько лет кормят вкусной едой повара Алена Егоровна Конева и Раиса Андреевна Тогачева. Кухня находится рядом с берегом, помогают поварам дежурные из числа детей. В меню: салаты, каши, супы, борщи, привозят свежий хлеб и хлебобулочные изделия. В рационе островитян каждый день свежая рыба, готовим уху из щуки, сырка, язей, – расказывает Алена Егоровна. – Хорошо разделывает рыбу Радион Толба (Лопхари). Ребята ловко управляются и с проверкой сетей.
Смена на “Острове” перевалила свой экватор, впереди еще много интересных, полезных мероприй и игр, но уже многие дети говорят, что на будущий год постараются приехать ещё раз на “Кедровый остров”.

Лариса Жаринова.
Фото автора.

трудовое лето подростков

Как правильно оформить трудовые
отношения, если тебе нет 18-ти?

Согласно Трудовому кодексу РФ, лица, не достигшие 18 лет, имеют право работать по трудовому договору.

Существуют некоторые ограничения, связанные с трудоустройством несовершеннолетних:
1. Возраст трудящегося (ст. 63 ТК РФ):
– для устройства на работу с 16 лет согласия родителей или иных органов не требуется;
– для устройства на работу с 15 лет требуется наличие общего образования;
– для устройства на работу с 14 лет в свободное от учебы время требуется согласие одного из родителя, органа опеки и попечительства;
– устройство на работу до 14 лет возможно только с согласия одного из родителей, органа опеки и попечительства и только в кинематографии, театры, цирк для участия в создании и исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
2. Испытание при приеме на работу (ст.70 ТК РФ):
– для лиц, не достигших возраста 18 лет, при приеме на работу испытание в целях проверки соответствия поручаемой работе не устанавливается.
3. Продолжительность рабочего времени (ст.ст. 92,94 ТК РФ):
– для лиц в возрасте до 16 лет продолжительность рабочего времени составляет 24 часа в неделю (не более 5 часов в день);
– для лиц в возрасте от 16 до 18 лет- 36 часов в неделю (не более 7 часов в день);
– в случае совмещения с учебой продолжительность рабочего времени для лиц, не достигших возраста 16 лет, составляет 2,5 часа в день, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет – 3,5 часа в день.
4. Работа в ночное время (ст. 96 ТК РФ):
– к работе в ночное время лица, не достигшие 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании и исполнении художественных произведений, не допускаются.
5. Отпуск (ст.ст.122, 267 ТК РФ):
– лицам, не достигшим 18 лет, оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день предоставляется до истечения 6-ти месяцев непрерывной работы.
6. Заработная плата (ст. 271 ТК РФ):
– заработная плата устанавливается в трудовом договоре и зависит от времени и количества выполненной работы.
7. Работы, на которых запрещается работать лицам, не достигшим 18 лет (ст. 265 ТК РФ):
– работы с вредными/ опасными условиями труда;
– подземные работы;
– работы, которые могут причинить
вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими препаратами);
– запрещена переноска и передвижение тяжестей.
Трудовое законодательство является единым, как для государственных, так и для частных организаций.
Уволить тебя могут только по определенным процедурам и только если:
– ваше предприятие ликвидируется или проводит сокращение штатов;
– выяснится, что не соответствуешь занимаемой должности из-за низкой квалификации;
– ты будешь плохо исполнять свои должностные обязанности или нарушать трудовую дисциплину (имей в виду, нарушения должны официально фиксировать);
– ты грубо нарушишь свои трудовые обязанности;
– ты совершишь прогул, т.е. будешь отсутствовать на работе более 4 часов подряд без уважительной причины;
– вернулся на работу тот сотрудник, на чье место ты временно был принят;
– ты появился на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;
– ты совершил хищение и др.

опека и попечительство

Порядок устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семью

Уважаемые кандидаты в усыновители, опекуны (попечители)!
Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью установлен Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.04.2008 г. №48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”.
Число семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет. Но анализ проблем, с которыми сталкиваются усыновители (удочерители), опекуны (попечители), приемные родители показывает, что не все граждане готовы воспринимать и принимать ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками. Это обусловлено как малой информированностью принимающих родителей о психологических особенностях ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, так и спецификой развития этих детей.
В результате у новых родителей нарушается контакт с ребенком, появляется чувство раздражения и разочарования.
Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей в замещающие семьи не предусматривала подготовки замещающих родителей и целенаправленной помощи семье, взявшей ребенка на
воспитание.
Федеральным законом от 30.11.2011 года № 351- ФЗ “О внесение изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданско- процессуального кодекса Российской Федерации” внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, а также представления документа о прохождении такой подготовки при оформлении опеки (попечительства), усыновления. Указанный Федеральный закон вступил в силу.
В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц.
В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации лица, не прошедшие подготовку в установленном порядке, не могут быть усыновителями, а также не могут быть назначены опекунами (попечителями). Подготовка не требуется для следующих категорий граждан:
– близкие родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки, а также отчим или мачеха), при условии, что дети проживают с ними совместно;
– лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями), усыновителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства.
Полномочия по подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством Российской Федерации, переданы управлению образования Администрации муниципального образования Шурышкарский район.
По всем вопросам, связанным с принятием детей в семью, просим обращаться в отдел опеки и попечительства управления образования по телефонам: 8(349-94)21-866. Часы приема граждан: ежедневно с 14 до 17 часов.

Материалы подготовили специалисты
отдела опеки и попечительства.

опека и попечительство

Изменение порядка обеспечения жильём детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей

Информационное сообщение по вопросу изменения с 1 января 2013 года порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В начале 2012 года был принят Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (далее – Закон).
Положения Закона, устанавливающие новый порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Воспитанники), вступают в силу с 1 января 2013 года.
Существующий порядок обеспечения жильем.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст. 57) и Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (ст. 8), Воспитанникам при прекращении попечительства, окончании образовательного учреждения вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Внесенные изменения:
1. О создании специализированного жилищного фонда.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – Орган исполнительной власти), на территории которого находится место жительства Воспитанника в установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации порядке предоставляет ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда
– жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Установлен порядок формирования списка Воспитанников на обеспечение жильем.
Как следует из Закона, жилые помещения предоставляются Воспитанникам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Орган исполнительной власти в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список из числа Воспитанников, достигших возраста 14 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При этом обеспечение жилым помещением Воспитанника, достигшего возраста 18 лет, осуществляется на основании его заявления в письменной форме после окончания им срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании
отбывания наказания в исправительных учреждениях.
3. Изменение формы договорных отношений пользования предоставляемого Воспитаннику жилья.
Благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда будет предоставляться Воспитаннику не по договору социального найма, а по договору найма специализированного жилого помещения.
Данный факт исключит возможность Воспитанника по своему усмотрению осуществить приватизацию предоставленного жилого помещения в личную собственность. Это позволит предотвратить мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения.
Законом установлен срок действия договора найма специализированного жилого помещения – 5 лет. Договор может быть заключен на новый 5-тилетний срок по решению Органа исполнительной власти в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении Воспитаннику трудной жизненной ситуации.
Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации, при этом Договор может быть заключен на новый 5-тилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, Орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Можно предположить, что стоимость пользования Воспитанником жильем по договору найма специализированного жилого помещения будет установлена ниже, чем стоимость пользования жильем по социальному найму, что позволит создать дополнительные социальные гарантии для Воспитанника и его адаптации к самостоятельной жизни.
4. Законом установлен перечень Воспитанников, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Так жилые помещения однократно предоставляются детям – сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются:
– нанимателями жилых помещений по договорам социального найма;
– членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
– собственниками жилого помещения.
При этом, Закон содержит важное новшество по сравнению с ранее действующим законодательством, когда Воспитанники, являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма, членами семьи нанимателя и у которых есть закрепленное за ними жилое помещения, обеспечиваются жильем, если их дальнейшее проживание в названных жилых помещениях не представляется возможным.
Таковым оно будет считаться в следующих случаях:
1) проживание в жилых помещениях с лицами:
– лишенными родительских прав;
– страдающими тяжелой формой хронических заболеваний;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение Воспитанника;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Жилые помещения не могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства, если в международном договоре не предусмотрена такая возможность.
5. Изменение возраста Воспитанника, по достижении которого ему предоставляется жилое помещение.
Закон устанавливает основания для снижения возрастного ценза Воспитанника на обеспечение его специализированным жильем. Так жилые помещения предоставляются Воспитанникам до достижения ими возраста 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Основаниями служат положения п. 3 ст. 40 Гражданского кодекса РФ “Прекращение опеки и попечительства”, когда попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27), а также положения законодательных актов субъектов Российской Федерации.
При этом, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется как за Воспитанниками, достигшими возраста
18 лет (прекращено попечительство), так и за Воспитанниками, достигшими возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По вопросам формирования и ведения списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями можно обращаться в орган опеки и попечительства по телефону 8(34994)21866.
Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещения, а также получающих жильё в 2013 году опубликованы на сайте управления образования http://obrmuji.wslab.ru.

Материалы подготовлены специалистами отдела опеки и попечительства.

колонка новостей

Раз, два, три, четыре, пять, я иду поступать…

Приёмная кампания в учебные заведения страны в самом разгаре, однако, в управлении образования уже подвели первые итоги. К середине июля более 60% выпускников 11-х классов стали студентами высших учебных заведений, предпочтение ссузам отдала лишь четвёртая часть абитуриентов. После окончания 9-го класса со школой решил распрощаться каждый третий, 80% из которых теперь уже студенты учреждений среднего профессионального образования. Порядка 10 человек как после 9-го, так и после 11-го класса решили получить образование в профессиональных училищах.
В списки студентов, претендующих на получение целевого направления для обучения в вузе, попали семь выпускников по специальностям экологического, педагогического, технического профилей.
Окончательная картина о численности наших выпускников, поступивших на дневное обучение в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, станет известна к началу учебного года.

Уроки о жизни для жизни
Первым уроком нового учебного года в школах станет Единый урок охраны окружающей среды, который предусмотрен в рамках мероприятий по проведению на территории ЯНАО Года народосбережения в 2013 году.Кроме того, в течение года запланировано проведение Единого урока физической культуры, публичные лекции для старшеклассников по вопросам развития физического здоровья с участием представителей органов власти, ученых, общественных деятелей автономного округа и России. Учителями на один урок планируют стать и окружные парламентарии, которые готовят серию визитов в школы округа. Свой парламентский урок,посвящённый празднованию 20-летия Конституции РФ, в школах Овгорта и Шурышкар проведёт депутат Законодательного собрания ЯНАО Елена Пушкарёва.
Названы лучшие среди школьных газет
Вестниками школьной жизни считают школьные газеты их постоянные читатели. Юные корреспонденты не устают зорко следить за самыми горячими новостями в школьных кабинетах, столовой или на спортивной площадке.Работы юных корреспондентов нередко печатаются и на страницах “Северной панорамы”. Помериться силами в творчестве и профессионализме они смогли в рамках муниципального конкурса СМИ образовательных учреждений. Его участниками стали газеты пяти образовательных учреждений (четыре – из школ, одна – детского сада). Члены жюри, среди которых были профессиональные журналисты, дали высокую оценку представленным работам, отметив и оригинальность дизайна изданий, и актуальность, и тематическое разнообразие материалов. В итоге лучшей газетой образовательного учреждения признана “Школьная орбита” -это СМИ Шурышкарской средней школы, руководитель
Н.П.Лейпожих. Лучшим юнкором стала Есения Конева, газета “Школьная орбита”Овгортской школы-интерната, руководитель Е.Ю.Рочева.
Позвони мне, позвони
В новом учебном году в районе начнёт работать Единый общероссийский номер детского телефона доверия. Телефон с федеральным номером будет подключён на базе Центра психологической помощи семье и детям, созданного при муниципальном бюджетном образовательном учреждении “Центр воспитания и дополнительного образования детей”. При звонке на этот номер в любом населенном пункте муниципалитета со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители смогут получить экстренную психологическую помощь от специалистов, прошедших специальную подготовку. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия.

новости округа

“Питер-Ямал”

Ямальцы познакомили петербуржцев с культурными традициями коренных народов автономного округа.
В оздоровительный лагерь “Питер-Ямал” приехали 50 петербургских школьников. Ребята из городской трудовой бригады стали участниками праздника – День Ямала, который проходил в лагере.
Мероприятие было направлено на знакомство с историей, культурой и традициями коренных народов региона и проводилось в рамках Года народосбережения, объявленного Губернатором ЯНАО Дмитрием Кобылкиным.
Юные ямальцы под руководством представителей музейного сообщества автономного округа провели серию мастер-классов по созданию кулонов из бересты, кукол “Ворона”, “Акань” и игрушек “Вылсу”, а также познакомили гостей с играми народов Севера – “Перетягивание палки”, “Турухтаны”, “Тост-червой”.
О мифах коренных народов Ямала петербуржцы узнали из театральной постановки “Ожившие легенды”, главным персонажем которой стал образ “Золотой девы”, почитаемой народами Крайнего Севера богини.
Завершился праздник на берегу Финского залива запуском воздушных змеев с логотипом Года народосбережения.

Пресс-служба Губернатора ЯНАО.
20 июля 2013 года № 29

Северная панорама