Северная панорама

с места события

Северная панорама
В начале июля на десяти гектарах ямгортских полей впервые после почти двадцатилетнего перерыва был высажен картофель. А по прошествии двух месяцев снова привели овощеводы технику на ямгортские поля, на этот раз за урожаем.
Нынешняя уборочная кампания далеко не рядовое событие. К ямгортскому картофелеводческому опыту приковано особое внимание и в районе, и за его пределами. На ямгортских полях преломились интересы и мнения. Для одних – это поле надежды, вектор развития нового направления экономики района, для других – предвкушение провала затеи. Мнения по поводу возрождения национальных деревень на примере Ямгорта, и по поводу картофеля, в частности, порой диаметрально противоположны.
Северная панорама
Не будем вдаваться в подробности жарких споров, в которых сарказму и иронии одной стороны противостоят оптимизм и позитивный настрой другой. Отправимся лучше за аргументами на картофельные поля.
В прошедшую пятницу, узнав, что сразу после Обской ярмарки, как после военного парада, картофелеуборочная техника МСП “Мужевское” была отправлена на “битву за урожай”, корреспонденты “СП” через пару дней отправились следом на место событий. Пятница, 20-е, прекрасный сентябрьский день на Сыне
– настоящий подарок для крестьянина. В Ямгорте, на подходе к “верхнему” полю повстречались с заместителем главы района Сергеем Петровым, который уже возвращался с поля, похоже, вполне удовлетворенный увиденным. Идем знакомой тропой на звуки мягко урчащих трак торов. И вот оно – поле. Однако ж, как и в первый раз, во время посевной, увиденная картина не соответствовала ожидаемой: картофельной ботвы как таковой ни на поле, ни рядом с ним нет. А та нежная зелень, которой присыпаны гребни, никоим образом не похожа даже на картофельные ростки. В середине поля видны уже обработанные участки земли. Направляемся к “штабу”: в центре поля под березками стоит картофелеуборочный комбайн, два колесных “Беларуса”, гусеничный трактор и еще какие-то пока непонятные для нас механизмы. Но сразу же бросается в глаза огромный бурт картофеля, весьма чистого и довольно крупного размера, видны среди них и просто богатырские экземпляры. Здесь же состоялся и первый разговор с участниками полеводческой механизированной бригады. Алексей Сидоров, заместитель директора хозяйства по растениеводству, охотно рассказывает о ходе уборочной: как два дня назад привезли на понтоне технику, перегнали ее на поле и настроили, а за вчерашний день убрали третью часть площади.
– Несколько припозднились с выездом, но по вполне понятной причине – ярмарка и демонстрация техники, – поясняет он. Да и вообще, надо сказать, сформированному нынче полеводческому звену
пришлось в этот сезон работать в обстановке жесткого цейтнота, начиная с посевной. Тогда задержалась в пути техника для посадки картофеля, можно было дней на десять раньше посадить. Потом случилась заминка с поставкой техники для сенокоса.
А нынешний сенокос – это еще один полигон для испытания новой техники и технологии и еще одна точка столкновения мнений оптимистов и пессимистов.
– Вы даже не представляете, сколько пришлось выслушать негативных замечаний и высказываний о сенокосе, о механизированной посадке, уборке картофеля, пустая, мол, затея, – говорит Алексей Сидоров.
После прихода сенокосной техники вышли на луга, и попали сразу в полосу дождей, когда на смену пожарам лесным пришла так называемая сеногнойная погода. Однако, на ходу отрабатывая технологию, осваивая новую для наших мест технику, скосили и упаковали в рулоны за две недели около 180 тонн сена -половину потребности хозяйства для стойлового содержания скота.
И вот уборочная.
– Не приходилось раньше работать на импортном картофелеуборочном комбайне, на отечественном, работал, было дело, – продолжает рассказ Алексей Сидоров. – Поэтому были некоторые опасения: условия далеки от европейских, много электроники. Волновались, конечно, пойдет ли техника на нашем поле, ведь что уж там говорить, земля еще не полностью подготовлена для механизированной уборки. Но, несмотря на обилие электроники, процесс, как говорится, пошел. Выработали уже алгоритм действий: три человека наверху, у транспортерной ленты, подающей картофель в бункер. Они следят за поступающим потоком картофеля, отбрасывая корневища сорняков и куски земли, те, что не отпали при дроблении. Скорость переборочного стола регулируется. Есть еще одна способность комбайна, которая просто восхитила механизаторов -это функция автоматического поиска гряды или гребня. Если, скажем, трактор несколько отклонился, и комбайн повело в сторону, рабочая часть забирающего из земли картофель инструмента не теряет гребень, а в “поисках” его может передвигаться вправо-влево до метра. Таким образом, облегчается работа водителя трактора, которому трудно одновременно видеть дорогу спереди и следить за ходом комбайна сзади.
Вместе с экипажем “машины боевой” мы проехали два ряда, работа, действительно отлажена и картофель в бункер сыпался уже чистый, без примесей земли, корневищ.
Северная панорама
А после остановки комбайна агроном Руслан Мищенко разъяснил и вопрос с исчезнувшей ботвой. Оказывается, до непосредственно уборки провели на поле подготовительную операцию, когда к трактору цепляется еще один специализированный агрегат, который срезает, измельчает всю ботву, сорняки, и вся эта масса запахивается в землю, в качестве дополнительных удобрений.
Ну и главный вопрос, сколько же планируют собрать картофеля овощеводы на возрожденном поле?
Около 100 тонн должно дать только это поле. Добавим, что есть еще одно -около двух гектаров, где для пробы была высажена еще и капуста. Для поля в восемь с половиной гектаров, считает агроном Руслан Мищенко, в северных условиях – это довольно высокая урожайность.
– Какой из двух высаженных сортов, Жуковская ранняя или Ред Скарлетт показывает более высокую продуктивность -интересуюсь у Руслана.
– Пока трудно сказать определенно, семена были смешаны. Но урожайность здесь больше зависит от продуктивности конкретного участка поля. Участок, что на склоне, который еще предстоит убрать, более продуктивен, чем верхняя часть поля, где было больше сорняков. А вообще, поле надо еще подкармливать органикой. И есть договоренность с местными жителями, которые готовы поделиться органикой (напомним, что в Ямгорте еще в прошлом году содержалось 70 лошадей).
– Семена будете закладывать из нынешнего урожая? – еще один вопрос агроному уже с прицелом на будущее.
– Нет. В следующем году будем для посадки закупать элитные сорта и уже из следующего урожая заложим свой семенной фонд картофеля.
Но если за уборку картофеля уже можно быть более-менее спокойным, то с затариванием его в мешки дело продвигалось очень туго.
Второй участок, где разворачиваются картофельные события, – укладка картофеля в сетки. Около 30 мешков с затаренным картофелем на фоне общей массы собранного картофеля пока выглядит очень неубедительно.
Северная панорама
– Не можем собрать желающих поработать, за оплату, конечно, – говорит староста Анжелика Канева, которая сама затаривает картофель, найдя еще двоих молодых людей. И это похоже, самое слабое на сегодня место в уборочной кампании. Заморозки уже утрами существенные, а управиться такими темпами и за неделю не удастся.
– Нужны большие мешки – “биг-бэн” вместительностью до тонны, – говорит Алексей Сидоров. -Недавно к нам поступил еще и погрузчик на полторы тонны, поэтому мы можем сразу из бункера высыпать картофель в эти мешки, оставлять их на поле, а после трактор с подъемником все сгрузит на тележку и увезёт на баржу. Однако пока мешков нет, нужны дополнительные рабочие руки, и зам. главы Петров Сергей Иванович поехал как раз решать этот вопрос.
На этом мы расстаемся с механизаторами-полеводами, которые снова пускают комбайн по рядкам. Побывали мы и на втором поле, где работа еще только предстоит.
Времени крайне мало, ведь надо обработать не только ямгортские поля, а еще успеть и в Горках собрать урожай, где под картофелем также занято десять гектаров земли. Сложно было разработать поля, посадить и вырастить картофель, еще сложнее оказалось собрать и сохранить его. И без помощи из райцентра здесь явно не обойтись.
Николай Рочев.
Фото автора.

28 сентября 2013 года № 39

Северная панорама