в центре внимания

Даёшь зимник на Теги!

В пресловутые сухомпольские торфяные ямы-ловушки
попадают и «большегрузы» и «легковесы»

Северная панорама

Тема зимника накануне новогодних праздников была, наверное, самой обсуждаемой среди значительной части населения не только района, но и округа. Уже традиционно перед Новым годом собираются группы водителей, формируются небольшие автоколонны для выезда по зимнику в сторону Теги. Даже, говорят, сформировалось уже некое интернет-сообщество, которое координирует свои действия, обменивается информацией о проезде в сторону Тюмени по зимней трассе.

Но к Новому году, как правило, нет официально открытого зимника в южном направлении. Тем более нынче: уж очень нестандартно теплым оказалось начало зимы, и позднее обычного проведен тендер по определению генподрядчика на строительстве зимней трассы. Через окружные СМИ население было оповещено, что зимник Лабытнанги-Мужи-Теги откроется к 10 января. Тем не менее, как и в прошлые годы, в конце декабря начался “штурм” зимней трассы на Теги. Если до Мужей основной зимник уже начал прокладывать “Ямалавтодор”, то от Мужей до Азовы и Теги к работам еще только-только примерялись. Впрочем, уже в ноябре несанкционированная трасса была проложена водителями от Мужей до г.Лабытнанги, в основном по льду реки. Как водится, во время первых рейсов были и провалы машин под лед, к счастью, обошлось без человеческих жертв. Временами эта “самодельная” трасса действовала довольно эффективно, а после снегопадов водители своими силами пробивали колею и снова накатывали дорогу. Худо-бедно сообщение от Мужей до г.Лабытнанги было, и поток грузов предновогодних пошел. А вот дорога на Теги для всех желающих выбраться на праздники на машине была полна драматизма и экстрима.

На дворе середина января, но на участке Азовы-Теги по-прежнему машины вязнут “по уши” в снегу, а если и проходят трассу, то большей частью только с помощью гусеничного транспорта или грузовых тягачей “Уралов”.

По информации управления ЖКХ, с 13 января официально открыт зимник на участке Лабытнаги-Мужи. О том же, как обстоят дела на участке Мужи-Азовы, мы попросили рассказать директора МУП “СпецТрансСервис” Сергея Шелементьева:

– На зимнике Лабытнанги-Мужи-Теги нашим является участок от Мужей до Азовы, мы на субподряде у “Ямалавтодора”. Протяженность участка 82 километра. Дорога от Мужей идет до Черного мыса, пересекает Сыню, и по пойме междуречья – на Азовы. На этой трассе – четыре ледовые переправы: Старокиеватская протока, р.Сыня, “Обь -1” (на пересечении Малой Оби у Березовой гривы) и “Обь-2” (непосредственно возле Азовы).

Подготовку к прокладке зимника
мы начали уже в середине декабря. И главным образом, это как раз, заливка ледовых переправ. Когда подошли к Черному Мысу, толщина льда на Сыне была порядка 30 сантиметров, чего недостаточно было для проезда дорожной техники. Пришлось намораживать лед до 45-50 сантиметров. Технология заливки: сначала очищается или укатывается снегоходами снег на месте переправы, затем делаются бордюры, и мотопомпами заливается вода с последующим замораживанием. Конечно, это тоже потребовало определенного времени, так как декабрь стоял теплый.
– Что можно сказать о таком проблемном месте на участке, как торфяники возле Сухомпола?

– В прошлом году делали дорогу в объезд этих торфяников. Первый проход нынче сделали через торфяники, но в эти дни уже прокладывается объезд торфяных ям-ловушек. В целом, на нашем участке до Азовы зимник был проложен к 10 января, что соответствовало требованиям контракта. Побывавшая в этот день комиссия сделала ряд замечаний, в частности, по крутым подъемам. Их на этом участке четыре – в Немтовской и Старокиеватсткой протоках и возле Азовы. Сейчас эти участки отсыпаны, угол подъема уменьшен до требуемых параметров. По трассе установлены знаки, вешки, оборудованы два КПП -в Мужах и Азовы. В Мужах в этот раз КПП установлен за пределами села, в районе торфяного мыса, у развилки на объездную дорогу, чтобы не пропускать в село тяжелую технику. На каждом КПП две видеокамеры отслеживают ситуацию, и четверо дежурных посменно в круглосуточном режиме несут дежурство.

Объездная дорога проложена по берегу реки, здесь также оборудована ледовая переправа в объезд грузового причала. С южной стороны райцентра установлен знак, запрещающий тяжелой технике въезд в село.
– Что можно сказать о готовности внутримуниципальных зимников?

– Эти направления также обслуживаются нашим предприятием. Это зимники на Овгорт – от развилки Черного мыса, Горки-Лопхари. Тридцатикилометровый участок Шурышкары-Питляр обслуживает на субподряде шурышкарский предприниматель. Прокладка муниципальных зимников по всем направлениям сделана, но погода не позволяет пока ввести их в эксплуатацию официально.
– Как организована работа дорожников, какова технология прокладки зимника?

– Пробивку зимников осуществляла бригада на двух “Кировцах”, один с косым ножом-отвалом, следом – второй с “клином”. Есть еще “Кировец” и грейдер, но они массой до 20 тонн, поэтому для прокладки не годятся, а используются уже для последующего обслуживания трассы. В бригаде дорожников также пять машин, топливозаправщик и “вахтовка” для отдыха дорожников. Для строительства зимника применятся технология не накатки снега, а очистка до земли.
P.S. Когда выходил номер газеты с этим материалом, должна была приехать очередная приемная комиссия департамента дорожного хозяйства,
которая вместе с представителями управления ЖКХ райадминистрации и подрядчика планировала осуществить приемку зимника от Мужей до Азовы и Теги. Но
снова метель поставила под вопрос приемку зимника.

По поступившей накануне от водителей информации дороги от Азовы до Теги не было, и она не чистилась. А за участок дороги от Азовы до границы с
ХМАО отвечает работающее на субподряде у “Ямалавтодора” предприятие из Игрима. Так что к середине января вопрос о зимнике, особенно на участке
Азовы-Теги, по-прежнему остается открытым.

Николай Рочев.

Фото из архива «СП».
18 января 2014 года № 3


Северная панорама

© “Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.