Песочная игротерапия, как основной
метод работы с дошкольниками
Из соленого теста дети «лепили печенье»
для своих игрушек
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на комплексное развитие личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Комплексное развитие личности ребенка проходит через игру, близкую и понятную ему. А ведь жизнь – игра! Игра – самооценка. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость детям.
К.Д.Ушинский писал: “Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!”. Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: в песочнице малыши начинают дружить со сверстниками. Песок привлекает маленьких “строителей” своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка.
Дети, имеющие проблемы в развитии, быстро утомляются, когда сталкиваются со сложными заданиями. А песок помогает дольше сохранить работоспособность ребенка. В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевать трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.
С наступлением холодов мы прощаемся с уличными играми в песке и переходим к играм в зоне песочной игро-терапии, которая имеется в нашем детском саду. Она расположена в удобном для детей месте. В ней размещены: ёмкости с песком, “сухой бассейн”, миниатюрные фигурки из “киндер-сюрп-ризов”, игрушки, животные, растения и т.д. В группе мы приготовили мини “сухой бассейн”. Емкости наполнили фасолью, горохом, манной крупой, а также мелкими предметами: машинки, животные, камешки, ракушки, солдатики и др. Манную крупу мы используем как на занятиях с детьми, так и для самостоятельных игр.
На речевых занятиях мы используем следующие методы и приемы работы:
– беседа “Правила игры с песком в помещении”. Обсуждаем то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, чтобы не попал в глаза), переносить в другие места и так далее);
– ТРИЗ. Игра “Песок: хорошо – плохо”. Дети могут назвать все полезные и вредные свойства песка;
– наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы);
– игры-занятия “Печем куличи”, “Спрячь и найди игрушки”.
На занятии по математике мы используем такие упражнения, как: “Измерь и сосчитай” (дети ложками пересыпают песок из одной емкости в другую), ” Измерь разными мерками” (песок измеряют разными ложками и сравнивают их количество).
По изобразительной деятельности проводим различные занятия.
1. “Учимся рисовать манкой”. Подобное занятие проводила в подготовительной группе С.Д.Пасьмарова на тему “Снежинка”. На занятии использовали манку, черную бумагу и трафарет снежинки. Дети наносили клей ПВА по трафарету, посыпали это место манкой и через 1-2 минуты стряхивали лишнюю манку. Получились очень красивые белые снежинки на черном фоне. Дети украсили снежинками свою группу к новогоднему празднику;
2. “Учимся рисовать солью”. Такие занятия проводили воспитатели старшей группы Н.П.Никитина и А.П.Пырысева. Вместе с детьми они украшали ёлочные игрушки. Для занятия понадобилась белая соль, кисточка и готовые картонные игрушки. Поверхность картона игрушки постепенно дети покрывают клеем и засыпают солью. Через 2-3 минуты стряхиваем лишнюю соль. Работы детей получились аккуратные и красивые. Дети были очень рады своим игрушкам и украсили ими елку в группе.
3. “Лепим из мокрой манки”. Игру-занятие “Угощение для кукол” проводили воспитатели младшей группы Е.В.Романюк и Т.П.Конева. Они знакомили детей с особенностями сухой и мокрой манки. Сухая манка рассыпается, а мокрая лепится. Вместе с детьми педагоги смачивали водой манку, и дети лепили угощение: печенье, пончики, пирожки. Когда угощение высохло, дети с радостью организовали “чаепитие” с куклами в игровом уголке.
4. “Лепим из соленого теста”. Воспитатели средней группы А.В. Ларионова и С.В.Рочева на занятии “Угощаем игрушки печеньем” знакомили детей с новым материалом (соленое тесто), вызывая интерес и желание работать с ним. Воспитатели помогали детям вырезать с помощью формочек для печенья различные фигурки и украшали их путем вдавливания. Дети с желанием лепили соленое печенье, а потом организовали “чаепитие” для игрушек. Вечером дети показали родителям свои работы.
В свободное время дети с удовольствием играют в “мини-песочнице” и “сухом бассейне”: создают разные панорамы для игр (улицы с домами, дорога с машинами и зоопарк с животными).
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира, дает возможность строить личный мир, ощущая себя творцом.