Северная панорама


Встреча поколений

Северная панорама
Ключевым моментом стал совместный мастер-класс по изготовлению брошек с Георгиевскими лентами

7 мая, в преддверии Дня Победы, в Шурышкарском районном молодежном центре состоялась встреча представителей совета ветеранов с волонтёрами молодежного центра. Добровольцы подготовили выступление, которое сопровождалось демонстрацией слайдов. Ребята рассказали гостям о волонтерском движении, мероприятиях которые они успели организовать и о планах на будущее. Гости поделились с ребятами воспоминаниями из своей жизни.

Ключевым моментом стал совместный мастер-класс по изготовлению брошек с Георгиевскими лентами и коллективное исполнение песни под гитару.

Мероприятие прошло в очень теплой и трогательной атмосфере и завершилось дружеским чаепитием.

Очень важно проводить такие встречи, так как они помогают разным поколениям лучше понять друг-друга, укрепить связь поколений. Старшее поколение узнало о том, как живет современная молодежь, какие у нее интересы и взгляды. Для подростков это отличная возможность живого общения, что становится редкостью в век информационных технологий.


В гостях у ветеранов

Вам всем, кто вынес ту войну в тылу
Иль на полях сражений,
Принес победную весну.

Поклон и память поколений.

Северная панорама
В каждом доме волонтёров тепло
принимали

Накануне Дня Победы добровольцы районного молодежного центра навестили ветеранов войны, проживающих в райцентре.

Эти люди пережили страх, горе, голод, потери близких людей, постоянные переживания за жизни своих родных в годы войны. Все реже и реже становятся ряды ветеранов. Чтобы вспомнить об их подвиге, сказать добрые слова и пожелания в их адрес, активисты общественного объединения решили провести патриотический рейд.

Ребята поздравили тружеников тыла с Днем Победы, вручили информационные буклеты и броши с Георгиевскими лентами, которые сделали сами. В каждом доме волонтёров тепло принимали. Пожилые люди были рады пообщаться с ребятами, рассказать им о своей жизни, поделиться переживаниями и дать напутственные советы. Самим активистам было приятно навестить ветеранов, пообщаться с людьми, которые защищали и освобождали нашу Родину. Символ Победы, сделанный своими руками, добровольцы торжественно прикрепляли на одежду ветеранам с искренними пожеланиями здоровья и долгих лет жизни. Наградой за творческие усилия стали трогательные
улыбки, которыми пожилые люди одарили ребят. Слушая некоторые истории наших земляков, ребята с трудом сдерживали слёзы… Наше поколение обязано этим людям своими жизнями. Мы должны
стремиться помогать ветеранам, поддерживать и не забывать их!

Материалы и фото предоставлены Шурышкарским районным молодёжным центром.

Северная панорама


“Будущее Ямала” – наш проект

Как горковские школьники нашли новых друзей и приобрели полезные знания в вопросах лидерства

Северная панорама

На базе ДОЛ “Снежинка” под Тюменью с 4 по 11 апреля 2014 года проводился окружной конкурс лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений “Будущее Ямала”, в котором Шурышкарский район представляла делегация в составе учеников Горковской средней школы (Ольги Борута, Владилены Саенко, Александры Угнивенко, Никиты Шахова, Ильи Лабич) и педагога Ирины Зиновьевой.

Готовиться к конкурсу ребята начали заранее. Все участники нашей делегации попали в номинацию “Лидер детского и (или) молодёжного общественного объединения с 14 до 18 лет включительно”. Домашним заданием для наших участников было написание эссе “Моя успешная команда!” и подготовка стендовой презентации и защита социального проекта, в реализации которого конкурсанты принимали участие.

Ребята оперативно подготовили эссе, в которых рассказали о своих творческих танцевальных коллективах, а также о команде единомышленников и друзей, с которыми они занимаются интересными делами, проводят совместный досуг. Также мы подготовили музыкальный номер “про запас”, для того, чтобы выступить с ним в рамках проекта.

“Снежинка” нас встретила приветливо весенним влажным воздухом и теплом. Каждый день в рамках проекта был наполнен разнообразными мероприятиями. В первый день особенно запоминающимися были: утреннее мероприятие “Распаковка”, название которого говорит само за себя и вечернее – “Форсайт”, во время которого все зрители в зале пытались найти ответ на вопрос организаторов: “Что же это значит?”. По завершении мероприятия всем стало ясно, что форсайт – это ” взгляд в будущее”, он исходит из того, что наступление “желательного” варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых нами сегодня.

Ежедневно конкурсанты посещали мастер-классы, организованные орггруппой и самими конкурсантами. Особенно запомнились: “Коктейль успешного оратора”, “Тренды современной молодёжной политики”, “Как провести хороший
мастер-класс”, “Актёрское мастерство”, “Игровое

конструирование”, “Базовые движения хип-хопа”, “Позитивное моделирование” и другие. Не менее интересными были конкурсные испытания: “Остаться в живых”, “Морской бой”, “Успех”, “Лидерский марафон”. Очень увлекательным конкурсным испытанием был “Фрироуп”.

Фрироуп – это новый экстремальный вид спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей, это ещё и головоломка для мозга и тела, то есть испытание самого себя. Из наших ребят проходили контрольную дистанцию Александра Угнивенко и Илья Лабич. Ребятам этот вид спорта пришёлся по душе, несмотря на то, что погода была холодной и ветреной, все участники проекта поддерживали друг друга громкими скандированиями.

Ярким и запоминающимся было заключительное мероприятие “Это всё”, в ходе которого все пришли к одному мнению, что это не конец, а только начало всего того нового и интересного, что можно будет сделать в своих муниципальных образованиях после завершения проекта “Будущее Ямала”. Наши девочки Владилена Саенко и Александра Угнивенко порадовали всех на заключительном мероприятии своим зажигательным народным танцем “Барыня”, получив хорошую порцию зрительских оваций.

Очень понравилось нашим ребятам презентовать и защищать свой проект “Кушеватские дороги”, цель которого сохранение памяти об исчезнувшем селе Кушеват – первом русском поселении на Ямале – через организацию краеведческой экспедиции. Такие краеведческие экспедиции проводятся в нашей школе с 2006 года, много было реализовано проектов в ходе экспедиций, в текущем году группа ребят будет участвовать в проекте по восстановлению исчезнувших дорог в окрестностях старинного села и восстановлении моста через Сайму. Всех желающих принять участие в нашей краеведческой экспедиции приглашаем в первой декаде июня 2014 года присоединиться к нам. Всю нужную информацию можно найти на сайте нашей школы догк15сНоо1.ги. Презентуя свой проект, ребята наперебой рассказывали всем желающим о задачах, ресурсах, рисках и сроках реализации проекта, демонстрировали фотографии и слайды с прошлых экспедиций, рассказывали об истории исчезнувшего села. Наш проект получил много отзывов и предложений по его более эффективной реализации.

Во время общих сборов ежедневно звучали песни под гитару: современные и старые, весёлые и грустные, шуточные и серьёзные, которые очень
объединяли всех участников проекта, помогали соединиться в одно целое, завести друзей и стать понятнее друг другу. Недаром есть такая крылатая фраза: “Нам песня строить и жить помогает”. И исполнение песен, и участие в совместных делах, и обучение во время мастер-классов и общих сессий помогли осознать участникам конкурса, что все вместе мы -огромная сила, и только объединившись, мы сможем сделать многое для своей страны, для славного будущего Ямала!

Участие в проекте помогло нашим ребятам определить новые ориентиры и ценности в дальнейшей жизни, завести новые знакомства и дружеские отношения, получить новые знания в вопросах лидерства и командообразования, усовершенствовать свои организаторские способности, коммуникативные навыки. Уже в понедельник ребята начали учебный день с активности и предложили еженедельные общешкольные линейки начинать с массового бодрячка, а в день Пионерии, 19 мая, мы запланировали провести в нашей школе соревнования по фрироупу. Будем надеяться, что все эти преобразования в школе будут иметь положительный отзыв среди школьной общественности.

Ирина Зиновьева,
заместитель директора по ВР Горковской СОШ.

Фото предоставлено автором.

Северная панорама


Четыре брата

Северная панорама
Победу над фашистской Германией называют Великой. Она состоит из миллионов судеб людей, которых подчинила себе война, которые кормили и одевали армию, снабжали ее необходимым оружием и боеприпасами, сражались на фронтах. В этом суть героизма всех и каждого в то время, в этом источник Великой Победы.

У моей прабабушки Терентьевой Екатерины Ильиничны, в девичестве Ануфриевой, было четыре брата: Василий, Захар, Иван и Пётр. Все они ровесники начала 20 века, уроженцы села Мужи. Выросли в крепкой семье оленеводов-охотников. Родители дали им начальное образование, дети окончили церковно-приходскую школу, по тем временам это означало -быть грамотным, т.е. уметь читать и писать.

Ещё до войны все создали семьи, обзавелись детьми. И жить бы да жить, но началась война, которая всё повернула иначе.

Брата Петра война застала в армии, служил он в Омске, где обучался военному делу, проходил подготовку командного состава. Через несколько месяцев в должности политического руководителя попал на Ленинградский фронт, где и погиб в сражении. У него осталась жена и маленький сын.

Брат Захар был охотником, добывал пушнину. Односельчане вспоминают, что он был грамотным и порядочным человеком, поэтому его приглашали на руководящие должности: заведовать районным финансовым отделом, быть председателем сельского совета. Но он, будучи человеком скромным, отказывался.

В его семье было шестеро детей. Вместе с женой Марией они жили дружно. В начале лета 1942 года Захара и его односельчан посадили на пароход и повезли в Салехард. Там около трёх месяцев обучали военному
делу, а после отправили на пароходе в город Омск.

Путь проходил через родные Мужи. Его дочь Татьяна вспоминает: “Дело было осенью. Мы ждали пароход из Салехарда, на котором должен был ехать отец. Старшие братья настреляли уток, наловили рыбы. Мама весь день готовила еду, чтобы папе и его товарищам было чем питаться в дороге. И вот пришёл долгожданный пароход, который пробыл в Мужах целый день. Это был последний день, когда мы видели своего отца”.

В Омске Захар пробыл ещё 3 месяца на обучении, а затем -фронт. Захар погиб на Курской дуге, а родные получили известие, что пропал без вести.

Иную судьбу предначертала война брату Ивану. В самом начале войны он работал заведующим хозяйством в Мужевском рыбкоопе. При очередной ревизии обнаружилась нехватка пяти мешков муки. Ивана арестовали и без суда и следствия отправили в Тобольскую тюрьму. На просьбы родных разобраться в этом деле, служители закона отвечали: “Некогда разбираться. Судим по законам военного времени”. Иван был человеком честным и трудолюбивым, все понимали, что тут кроется какая-то ошибка.

После ареста Ивана, старшая дочь, которой всего исполнилась 8 лет, заболевает скарлатиной и умирает. Жена Алевтина с трудом находит силы, чтобы жить дальше и, как может, оберегает младшую дочь. Но и она, будучи совсем маленьким ребенком, умирает от этой болезни. У Алевтины остается одна надежда, что вернется незаконно арестованный муж Иван.

И действительно, вскоре приходит весть, что найдена бухгалтерская ошибка, Иван невиновен, а значит, скоро вернётся домой. Но военные годы – суровое испытание для всех. В Тобольской тюрьме – страшный

голод. Заключенные, а среди них и Иван, изможденные голодом, изготавливают оружие для фронта. Пока готовятся документы на освобождение, Иван умирает в тюрьме. Убитая страшным известием жена Алевтина не выдерживает этого горя и через некоторое время умирает.

Долгий жизненный путь судьба уготовила только одному старшему брату Василию. Он был техническим руководителем оленеводческой фермы в Мужевском колхозе. Грамотный специалист, умелый хозяин. Во время войны такие люди были нужны в колхозе. Василию дали бронь. И он вместе со стариками, женщинами и детьми ковал победу в тылу. Немало наград получил он за свой доблестный труд.

Война подчинила себе судьбы братьев, через них прошла война, забрав их жизни, забрав жизни детей, жён, оставив кровавый след в душе тех, кто остался жить после войны и носить в сердце боль утраты и память погибших.

У прабабушки моей четыре брата было:

Василий, Петр, Ваня и Захар.
Война судьбою их распорядилась:

Убит кто, а кто без вести пропал.

Беда связала судьбы воедино,
Их жен, детей, отцов и матерей.

Давайте будем помнить, пока живы,

Страны моей достойных сыновей!

Семён Дитц,
ученик 7а класса Горковской СОШ.
Фото предоставлено автором.

Северная панорама


Солдат

В поле шумит громко ветер,

Срывая с солдата шинель.

После боя друзей он не встретил,
Выжил один из команды своей.

От горя ком к горлу подкрался,
Слеза по щеке ручьем потекла.
“Зачем же в живых я остался? –
Подумал солдат, вглубь неба глядя.
Отгремели пушек залпы,

От огня дымится земля.
Распростерла война свои лапы,

Забрала всех друзей, оставив меня.

Навек я запомню товарищей лица,

И последний наш вечер перед войной.

Я не дам стране своей подчиниться,

Даже если придется расплатиться душой!”.

Он стоял одиноко, не трогаясь с места,

Сил уже не было дальше идти.

Лишь одно его грело, что, несомненно,

Победа, быть может, еще впереди.

Вдохнул полной грудью, расправил он плечи,

И вновь зашагал, ведь нужно идти.

Он думал о мире и о победе,

Которые будут после войны.

Эмилия Тогачева, 13 лет, с.Горки.

Северная панорама


Мой дед – самый лучший мужчина на свете!

Северная панорама Мы живем в прекрасном мире. Окружающий нас мир – это мир природы и мир, созданный трудом человека. А самое главное украшение Земли – это человек. Умный, добрый, трудолюбивый. Именно такой и мой дедушка! И если все люди будут такими, как он, они смогут сохранить и сделать еще краше нашу планету.

Моего дедушку зовут Филиппов Владимир Герасимович. 9 мая ему исполнится 72 года. Все свои трудовые годы до пенсии он проработал в сельском хозяйстве, на благо нашего села и Отечества.

Дедушка родился в большой дружной семье, в которой было семеро детей, он был самым последним ребёнком. Его отец ушёл на фронт в июне 1942 года, когда дедушке был всего 1 месяц…

Детство дедушки выпало на тяжёлые послевоенные годы, когда пришлось узнать, что такое голод и ежедневный изнуряющий труд. Подрастая, он стал незаменимым помощником в семье, вся мужская работа была на нём…

Закончив семь классов, он поступил в Салехардский зооветеринарный техникум по специальности ветеринарный фельдшер. По окончании техникума вместе с дипломом дедушка получил похвальный лист за хорошую учёбу и активное участие в общественной жизни.

После учебы вернулся в родное село Мужи и стал работать в совхозе. Через некоторое время по комсомольской путёвке дедушка переехал в с.Горки, где и живет до сегодняшнего дня.

Работу в Горковском совхозе начал на молочно-товарной ферме бригадиром. Он вспоминает: “Коров было много, доили вручную. Каждое лето с 5 июня коров вместе с доярками вывозили в Князево (на противоположную сторону Оби, на остров). Там коровы паслись до глубокой осени. Работники фермы домой приезжали только на выходные”.

Дедушка был добросовестным работником и его назначали на руководящие должности. Дед был секретарем комсомольской организации, председателем профсоюзного комитета, секретарем партийной коммунистической организации. Выступал с докладами на различных мероприятиях.

Со временем дедушку назначили бригадиром кормокухни на звероферме, где выращивали сначала норок, затем песцов и серебристых лис, а пушниной снабжали весь посёлок и вывозили за пределы района. На звероферме дедушка выполнял различные работы: следил за приготовлением кормов для зверей, обрабатывал пушнину, не брезговал выполнять и другую черновую работу.

Но на этом его трудовые дни не заканчивались, потому что дома его ждала семья и домашнее хозяйство. В семье трое детей, престарелая мать (моя прабабушка), всем нужны забота и внимание. В домашнем хозяйстве дедушки были куры и кролики. И всех надо накормить, почистить клетки, ухаживать так, чтобы все животные были живы и здоровы.

В свободное от работы время, несмотря на семейные дела и домашнее хозяйство, дедушка активно участвовал в художественной самодеятельности села: пел в вокальной группе, участвовал в театральных постановках сельского дома культуры, вместе со своими сослуживцами выступал на концертах.

До 2007 года дедушка работал в совхозе, его трудовой стаж составляет 45 лет. За свой добросовестный труд он награжден многочисленными грамотами, благодарностями и тремя медалями: “Ветеран труда”, “За доблестный труд”, “За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири”.

Сейчас дедушка на пенсии, но он не сидит без дела. Нянчит внуков, наводит порядок в своём огороде.

Я очень люблю своего дедушку, потому что выросла на его руках. Я живу с ним в одном доме, но только в разных квартирах. Когда дедушка стучит мне в стенку, значит, пора пить чай, так он зовёт меня, потому что ему без меня скучно. Я помогаю дедушке готовить различные блюда к праздничному столу, вместе мы делаем разные поделки к праздникам своими руками. А если мне необходима помощь, я всегда обращаюсь к дедушке, и он мне помогает в любом деле, и я всегда готова прийти ему на помощь.

Анастасия Филиппова,
ученица 7а класса Горковской СОШ.

Фото Николая Письменного.


Чтобы жизнь продолжалась…

Наш корреспондент Николай Письменный в канун 9 Мая встретился с Владимиром Герасимовичем и попросил рассказать о своём отце – Герасиме Михайловиче Филиппове – участнике Великой Отечественной войны, о своём детстве, о нелегком послевоенном времени.

– Отца своего не помню: я родился в мае 1942 года, а мой отец был призван в армию в июле 1942, – вспоминает Владимир Филиппов. – Его отправили на Ленинградский фронт, где за участие в боях он был награждён медалью “За оборону Ленинграда”, а в 1943 году отец погиб. Получив похоронку, мать обратилась в паспортный стол с просьбой отдать фотографию мужа с паспорта. Это всё что осталось из фотографий военных лет. Мы жили в Мужах, родители до войны работали в колхозе “Путь Ленина”. Отец сначала был рабочим, а перед войной его назначили кладовщиком. После того, как отца забрали на фронт, мать осталась с пятью детьми на руках. Я был самым младшим. А самой старшей Евдокии было тринадцать лет. В колхозе тогда занимались полеводством: выращивали картофель, капусту – и животноводством. Женщины косили сено, заготавливали дрова. Когда моя старшая сестра подросла, начала работать в колхозе, помогала старшим. Зимой работала на распиловке дров, летом – в теплице. Работали без выходных, были даже контролёры, которые следили за дисциплиной. Если человек заболел, в больнице выдавали справку, но больничных тогда не было, время болезни не оплачивалось. Каждое хозяйство в военное время занималось рыбалкой: солили, отправляли рыбу на фронт. Все, как могли, помогали фронту.

Когда дети подросли, сами стали подрабатывать, помогать матери. Владимир пошёл в школу, а после занятий подрабатывал на различных работах.

– Наша семья держала корову, и я бегал на пристань продавал молоко на пароходы, – вспоминает Владимир Герасимович. – Это уже после войны было. Ещё ягоды собирали в тайге и тоже продавали. Надо было деньги как-то зарабатывать. Зарплата у колхозников маленькая была. На своём огороде выращивали картошку. А в колхозе картошку давали на трудодни.

В День Победы Владимир Герасимович помянет своего отца Герасима Михайловича, который погиб за мир, за то, чтобы жизнь продолжалась.

Николай Письменный.

10 мая 2014 года N19

Северная панорама