Встреча поколений
7 мая, в преддверии Дня Победы, в Шурышкарском районном молодежном центре состоялась встреча представителей совета ветеранов с волонтёрами молодежного центра. Добровольцы подготовили выступление, которое сопровождалось демонстрацией слайдов. Ребята рассказали гостям о волонтерском движении, мероприятиях которые они успели организовать и о планах на будущее. Гости поделились с ребятами воспоминаниями из своей жизни. Ключевым моментом стал совместный мастер-класс по изготовлению брошек с Георгиевскими лентами и коллективное исполнение песни под гитару. Мероприятие прошло в очень теплой и трогательной атмосфере и завершилось дружеским чаепитием. Очень важно проводить такие встречи, так как они помогают разным поколениям лучше понять друг-друга, укрепить связь поколений. Старшее поколение узнало о том, как живет современная молодежь, какие у нее интересы и взгляды. Для подростков это отличная возможность живого общения, что становится редкостью в век информационных технологий. В гостях у ветеранов Вам всем, кто вынес ту войну в тылу Поклон и память поколений.
Накануне Дня Победы добровольцы районного молодежного центра навестили ветеранов войны, проживающих в райцентре. Эти люди пережили страх, горе, голод, потери близких людей, постоянные переживания за жизни своих родных в годы войны. Все реже и реже становятся ряды ветеранов. Чтобы вспомнить об их подвиге, сказать добрые слова и пожелания в их адрес, активисты общественного объединения решили провести патриотический рейд. Ребята поздравили тружеников тыла с Днем Победы, вручили информационные буклеты и броши с Георгиевскими лентами, которые сделали сами. В каждом доме волонтёров тепло принимали. Пожилые люди были рады пообщаться с ребятами, рассказать им о своей жизни, поделиться переживаниями и дать напутственные советы. Самим активистам было приятно навестить ветеранов, пообщаться с людьми, которые защищали и освобождали нашу Родину. Символ Победы, сделанный своими руками, добровольцы торжественно прикрепляли на одежду ветеранам с искренними пожеланиями здоровья и долгих лет жизни. Наградой за творческие усилия стали трогательные Материалы и фото предоставлены Шурышкарским районным молодёжным центром. “Будущее Ямала” – наш проект Как горковские школьники нашли новых друзей и приобрели полезные знания в вопросах лидерства На базе ДОЛ “Снежинка” под Тюменью с 4 по 11 апреля 2014 года проводился окружной конкурс лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений “Будущее Ямала”, в котором Шурышкарский район представляла делегация в составе учеников Горковской средней школы (Ольги Борута, Владилены Саенко, Александры Угнивенко, Никиты Шахова, Ильи Лабич) и педагога Ирины Зиновьевой. Готовиться к конкурсу ребята начали заранее. Все участники нашей делегации попали в номинацию “Лидер детского и (или) молодёжного общественного объединения с 14 до 18 лет включительно”. Домашним заданием для наших участников было написание эссе “Моя успешная команда!” и подготовка стендовой презентации и защита социального проекта, в реализации которого конкурсанты принимали участие. Ребята оперативно подготовили эссе, в которых рассказали о своих творческих танцевальных коллективах, а также о команде единомышленников и друзей, с которыми они занимаются интересными делами, проводят совместный досуг. Также мы подготовили музыкальный номер “про запас”, для того, чтобы выступить с ним в рамках проекта. “Снежинка” нас встретила приветливо весенним влажным воздухом и теплом. Каждый день в рамках проекта был наполнен разнообразными мероприятиями. В первый день особенно запоминающимися были: утреннее мероприятие “Распаковка”, название которого говорит само за себя и вечернее – “Форсайт”, во время которого все зрители в зале пытались найти ответ на вопрос организаторов: “Что же это значит?”. По завершении мероприятия всем стало ясно, что форсайт – это ” взгляд в будущее”, он исходит из того, что наступление “желательного” варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых нами сегодня. Ежедневно конкурсанты посещали мастер-классы, организованные орггруппой и самими конкурсантами. Особенно запомнились: “Коктейль успешного оратора”, “Тренды современной молодёжной политики”, “Как провести хороший конструирование”, “Базовые движения хип-хопа”, “Позитивное моделирование” и другие. Не менее интересными были конкурсные испытания: “Остаться в живых”, “Морской бой”, “Успех”, “Лидерский марафон”. Очень увлекательным конкурсным испытанием был “Фрироуп”. Фрироуп – это новый экстремальный вид спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей, это ещё и головоломка для мозга и тела, то есть испытание самого себя. Из наших ребят проходили контрольную дистанцию Александра Угнивенко и Илья Лабич. Ребятам этот вид спорта пришёлся по душе, несмотря на то, что погода была холодной и ветреной, все участники проекта поддерживали друг друга громкими скандированиями. Ярким и запоминающимся было заключительное мероприятие “Это всё”, в ходе которого все пришли к одному мнению, что это не конец, а только начало всего того нового и интересного, что можно будет сделать в своих муниципальных образованиях после завершения проекта “Будущее Ямала”. Наши девочки Владилена Саенко и Александра Угнивенко порадовали всех на заключительном мероприятии своим зажигательным народным танцем “Барыня”, получив хорошую порцию зрительских оваций. Очень понравилось нашим ребятам презентовать и защищать свой проект “Кушеватские дороги”, цель которого сохранение памяти об исчезнувшем селе Кушеват – первом русском поселении на Ямале – через организацию краеведческой экспедиции. Такие краеведческие экспедиции проводятся в нашей школе с 2006 года, много было реализовано проектов в ходе экспедиций, в текущем году группа ребят будет участвовать в проекте по восстановлению исчезнувших дорог в окрестностях старинного села и восстановлении моста через Сайму. Всех желающих принять участие в нашей краеведческой экспедиции приглашаем в первой декаде июня 2014 года присоединиться к нам. Всю нужную информацию можно найти на сайте нашей школы догк15сНоо1.ги. Презентуя свой проект, ребята наперебой рассказывали всем желающим о задачах, ресурсах, рисках и сроках реализации проекта, демонстрировали фотографии и слайды с прошлых экспедиций, рассказывали об истории исчезнувшего села. Наш проект получил много отзывов и предложений по его более эффективной реализации. Во время общих сборов ежедневно звучали песни под гитару: современные и старые, весёлые и грустные, шуточные и серьёзные, которые очень Участие в проекте помогло нашим ребятам определить новые ориентиры и ценности в дальнейшей жизни, завести новые знакомства и дружеские отношения, получить новые знания в вопросах лидерства и командообразования, усовершенствовать свои организаторские способности, коммуникативные навыки. Уже в понедельник ребята начали учебный день с активности и предложили еженедельные общешкольные линейки начинать с массового бодрячка, а в день Пионерии, 19 мая, мы запланировали провести в нашей школе соревнования по фрироупу. Будем надеяться, что все эти преобразования в школе будут иметь положительный отзыв среди школьной общественности. Ирина Зиновьева, Фото предоставлено автором. Четыре брата
У моей прабабушки Терентьевой Екатерины Ильиничны, в девичестве Ануфриевой, было четыре брата: Василий, Захар, Иван и Пётр. Все они ровесники начала 20 века, уроженцы села Мужи. Выросли в крепкой семье оленеводов-охотников. Родители дали им начальное образование, дети окончили церковно-приходскую школу, по тем временам это означало -быть грамотным, т.е. уметь читать и писать. Ещё до войны все создали семьи, обзавелись детьми. И жить бы да жить, но началась война, которая всё повернула иначе. Брата Петра война застала в армии, служил он в Омске, где обучался военному делу, проходил подготовку командного состава. Через несколько месяцев в должности политического руководителя попал на Ленинградский фронт, где и погиб в сражении. У него осталась жена и маленький сын. Брат Захар был охотником, добывал пушнину. Односельчане вспоминают, что он был грамотным и порядочным человеком, поэтому его приглашали на руководящие должности: заведовать районным финансовым отделом, быть председателем сельского совета. Но он, будучи человеком скромным, отказывался. В его семье было шестеро детей. Вместе с женой Марией они жили дружно. В начале лета 1942 года Захара и его односельчан посадили на пароход и повезли в Салехард. Там около трёх месяцев обучали военному Путь проходил через родные Мужи. Его дочь Татьяна вспоминает: “Дело было осенью. Мы ждали пароход из Салехарда, на котором должен был ехать отец. Старшие братья настреляли уток, наловили рыбы. Мама весь день готовила еду, чтобы папе и его товарищам было чем питаться в дороге. И вот пришёл долгожданный пароход, который пробыл в Мужах целый день. Это был последний день, когда мы видели своего отца”. В Омске Захар пробыл ещё 3 месяца на обучении, а затем -фронт. Захар погиб на Курской дуге, а родные получили известие, что пропал без вести. Иную судьбу предначертала война брату Ивану. В самом начале войны он работал заведующим хозяйством в Мужевском рыбкоопе. При очередной ревизии обнаружилась нехватка пяти мешков муки. Ивана арестовали и без суда и следствия отправили в Тобольскую тюрьму. На просьбы родных разобраться в этом деле, служители закона отвечали: “Некогда разбираться. Судим по законам военного времени”. Иван был человеком честным и трудолюбивым, все понимали, что тут кроется какая-то ошибка. После ареста Ивана, старшая дочь, которой всего исполнилась 8 лет, заболевает скарлатиной и умирает. Жена Алевтина с трудом находит силы, чтобы жить дальше и, как может, оберегает младшую дочь. Но и она, будучи совсем маленьким ребенком, умирает от этой болезни. У Алевтины остается одна надежда, что вернется незаконно арестованный муж Иван. И действительно, вскоре приходит весть, что найдена бухгалтерская ошибка, Иван невиновен, а значит, скоро вернётся домой. Но военные годы – суровое испытание для всех. В Тобольской тюрьме – страшный голод. Заключенные, а среди них и Иван, изможденные голодом, изготавливают оружие для фронта. Пока готовятся документы на освобождение, Иван умирает в тюрьме. Убитая страшным известием жена Алевтина не выдерживает этого горя и через некоторое время умирает. Долгий жизненный путь судьба уготовила только одному старшему брату Василию. Он был техническим руководителем оленеводческой фермы в Мужевском колхозе. Грамотный специалист, умелый хозяин. Во время войны такие люди были нужны в колхозе. Василию дали бронь. И он вместе со стариками, женщинами и детьми ковал победу в тылу. Немало наград получил он за свой доблестный труд. Война подчинила себе судьбы братьев, через них прошла война, забрав их жизни, забрав жизни детей, жён, оставив кровавый след в душе тех, кто остался жить после войны и носить в сердце боль утраты и память погибших. У прабабушки моей четыре брата было: Василий, Петр, Ваня и Захар. Убит кто, а кто без вести пропал. Беда связала судьбы воедино, Давайте будем помнить, пока живы, Страны моей достойных сыновей! Семён Дитц, Солдат В поле шумит громко ветер, Срывая с солдата шинель. После боя друзей он не встретил, От горя ком к горлу подкрался, От огня дымится земля. Забрала всех друзей, оставив меня. Навек я запомню товарищей лица, И последний наш вечер перед войной. Я не дам стране своей подчиниться, Даже если придется расплатиться душой!”. Он стоял одиноко, не трогаясь с места, Сил уже не было дальше идти. Лишь одно его грело, что, несомненно, Победа, быть может, еще впереди. Вдохнул полной грудью, расправил он плечи, И вновь зашагал, ведь нужно идти. Он думал о мире и о победе, Которые будут после войны. Эмилия Тогачева, 13 лет, с.Горки. Мой дед – самый лучший мужчина на свете! Мы живем в прекрасном мире. Окружающий нас мир – это мир природы и мир, созданный трудом человека. А самое главное украшение Земли – это человек. Умный, добрый, трудолюбивый. Именно такой и мой дедушка! И если все люди будут такими, как он, они смогут сохранить и сделать еще краше нашу планету. Моего дедушку зовут Филиппов Владимир Герасимович. 9 мая ему исполнится 72 года. Все свои трудовые годы до пенсии он проработал в сельском хозяйстве, на благо нашего села и Отечества. Дедушка родился в большой дружной семье, в которой было семеро детей, он был самым последним ребёнком. Его отец ушёл на фронт в июне 1942 года, когда дедушке был всего 1 месяц… Детство дедушки выпало на тяжёлые послевоенные годы, когда пришлось узнать, что такое голод и ежедневный изнуряющий труд. Подрастая, он стал незаменимым помощником в семье, вся мужская работа была на нём… Закончив семь классов, он поступил в Салехардский зооветеринарный техникум по специальности ветеринарный фельдшер. По окончании техникума вместе с дипломом дедушка получил похвальный лист за хорошую учёбу и активное участие в общественной жизни. После учебы вернулся в родное село Мужи и стал работать в совхозе. Через некоторое время по комсомольской путёвке дедушка переехал в с.Горки, где и живет до сегодняшнего дня. Работу в Горковском совхозе начал на молочно-товарной ферме бригадиром. Он вспоминает: “Коров было много, доили вручную. Каждое лето с 5 июня коров вместе с доярками вывозили в Князево (на противоположную сторону Оби, на остров). Там коровы паслись до глубокой осени. Работники фермы домой приезжали только на выходные”. Дедушка был добросовестным работником и его назначали на руководящие должности. Дед был секретарем комсомольской организации, председателем профсоюзного комитета, секретарем партийной коммунистической организации. Выступал с докладами на различных мероприятиях. Со временем дедушку назначили бригадиром кормокухни на звероферме, где выращивали сначала норок, затем песцов и серебристых лис, а пушниной снабжали весь посёлок и вывозили за пределы района. На звероферме дедушка выполнял различные работы: следил за приготовлением кормов для зверей, обрабатывал пушнину, не брезговал выполнять и другую черновую работу. Но на этом его трудовые дни не заканчивались, потому что дома его ждала семья и домашнее хозяйство. В семье трое детей, престарелая мать (моя прабабушка), всем нужны забота и внимание. В домашнем хозяйстве дедушки были куры и кролики. И всех надо накормить, почистить клетки, ухаживать так, чтобы все животные были живы и здоровы. В свободное от работы время, несмотря на семейные дела и домашнее хозяйство, дедушка активно участвовал в художественной самодеятельности села: пел в вокальной группе, участвовал в театральных постановках сельского дома культуры, вместе со своими сослуживцами выступал на концертах. До 2007 года дедушка работал в совхозе, его трудовой стаж составляет 45 лет. За свой добросовестный труд он награжден многочисленными грамотами, благодарностями и тремя медалями: “Ветеран труда”, “За доблестный труд”, “За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири”. Сейчас дедушка на пенсии, но он не сидит без дела. Нянчит внуков, наводит порядок в своём огороде. Я очень люблю своего дедушку, потому что выросла на его руках. Я живу с ним в одном доме, но только в разных квартирах. Когда дедушка стучит мне в стенку, значит, пора пить чай, так он зовёт меня, потому что ему без меня скучно. Я помогаю дедушке готовить различные блюда к праздничному столу, вместе мы делаем разные поделки к праздникам своими руками. А если мне необходима помощь, я всегда обращаюсь к дедушке, и он мне помогает в любом деле, и я всегда готова прийти ему на помощь. Анастасия Филиппова, Фото Николая Письменного. Чтобы жизнь продолжалась… Наш корреспондент Николай Письменный в канун 9 Мая встретился с Владимиром Герасимовичем и попросил рассказать о своём отце – Герасиме Михайловиче Филиппове – участнике Великой Отечественной войны, о своём детстве, о нелегком послевоенном времени. – Отца своего не помню: я родился в мае 1942 года, а мой отец был призван в армию в июле 1942, – вспоминает Владимир Филиппов. – Его отправили на Ленинградский фронт, где за участие в боях он был награждён медалью “За оборону Ленинграда”, а в 1943 году отец погиб. Получив похоронку, мать обратилась в паспортный стол с просьбой отдать фотографию мужа с паспорта. Это всё что осталось из фотографий военных лет. Мы жили в Мужах, родители до войны работали в колхозе “Путь Ленина”. Отец сначала был рабочим, а перед войной его назначили кладовщиком. После того, как отца забрали на фронт, мать осталась с пятью детьми на руках. Я был самым младшим. А самой старшей Евдокии было тринадцать лет. В колхозе тогда занимались полеводством: выращивали картофель, капусту – и животноводством. Женщины косили сено, заготавливали дрова. Когда моя старшая сестра подросла, начала работать в колхозе, помогала старшим. Зимой работала на распиловке дров, летом – в теплице. Работали без выходных, были даже контролёры, которые следили за дисциплиной. Если человек заболел, в больнице выдавали справку, но больничных тогда не было, время болезни не оплачивалось. Каждое хозяйство в военное время занималось рыбалкой: солили, отправляли рыбу на фронт. Все, как могли, помогали фронту. Когда дети подросли, сами стали подрабатывать, помогать матери. Владимир пошёл в школу, а после занятий подрабатывал на различных работах. – Наша семья держала корову, и я бегал на пристань продавал молоко на пароходы, – вспоминает Владимир Герасимович. – Это уже после войны было. Ещё ягоды собирали в тайге и тоже продавали. Надо было деньги как-то зарабатывать. Зарплата у колхозников маленькая была. На своём огороде выращивали картошку. А в колхозе картошку давали на трудодни. В День Победы Владимир Герасимович помянет своего отца Герасима Михайловича, который погиб за мир, за то, чтобы жизнь продолжалась. Николай Письменный. 10 мая 2014 года N19 |