Северная панорама

история подвига



Случай в разведке

Северная панорамаЯ хочу рассказать о своём отце Модесте Васильевиче Ларукове. Он был участником войны с Финляндией, Германией и Японией. Родился Модест Ларуков в Коми Республике в 1919 году. Молодым парнем был призван в армию в кавалерийские войска.

Долгих восемь лет он защищал Родину. На войне был и снайпером, и разведчиком, и кавалеристом.

Когда началась война с Финляндией, он был разведчиком. Было это зимой. Несколько разведочных групп ходило в разведку, пытаясь узнать расположение врага. И все напрасно: то терялись, то сбивали наших солдат снайперы-“кукушки”.

Подошла очередь идти в разведку группе отца. Их было пятеро молодых солдат разных национальностей. Мой отец – коми, Семён – коми-пермяк, Ильдус – татарин, Роман – украинец, Василий – белорус.

В разведку они взяли только самое необходимое, документы все сдали в части. Сели на коней и поскакали на задание. Пробирались ночью лесными тропами, старались идти тихо, чтобы их не заметили снайперы на деревьях. Днём отдыхали, а вечером выходили в путь.

Два дня разведчики искали железнодорожную станцию, где располагались склады боеприпасов врага. Кони устали, солдаты промокли, проголодались, но станцию не нашли. На третьи сутки разведчики натолкнулись на лесной хутор.

Отец с Семёном решили узнать, кто живет на хуторе. Было уже темно, но в одном доме горел свет. Отец заглянул в окно. В доме сидели старик и молодая женщина. Разведчики постучали в окно. Хозяин вышел и жестом позвал в дом. Это была финская семья. В доме было тепло, пахло хлебом. Детишки спали на печке.

Отец спросил по-русски, знает ли старик, где находится дорога на станцию. Но хозяин не понял, что спрашивают. Он был очень напуган, думал, что солдаты их сейчас убьют.

Тогда отец с Семёном решили хотя бы попросить старика покормить разведчиков.

Между собой они поговорили на своём родном языке, а финн, услышав слово “нянь”, улыбнулся. Он показал на хлеб, и солдаты закивали, что им нужен хлеб.

Позвали и других разведчиков, чтобы поели и отдохнули.

Хозяин разбудил внука и послал его за соседом. Сосед немного понимал по коми, он был вепс по национальности. Мой отец объяснил соседу, что ищут солдаты. Разведчиков покормили, дали сухие носки, варежки. Коней тоже напоили, накормили овсом и сеном. А утром сосед-вепс показал дорогу на станцию и рассказал, какие орудия там, сколько солдат и куда идут поезда.

Все данные разведки солдаты никуда не записывали, всё запоминали, а отец разложил по карманам камешки, веточки, шишки. Камешки обозначали орудия, ветки – солдат, а шишки – вагоны.

Когда уходили обратно в часть, хозяйка подошла к отцу, что-то сказала на своём языке и подала кисет с махоркой. Мой отец не курил, но пода-
рок взял. Этот кисет он привез после войны домой как память об этой разведке. Отец часто вспоминал, как ему помог родной язык в трудный момент. Всегда говорил, что везде есть добрые люди, которые не хотят убивать, воевать друг с другом.

Все разведчики потом получили награды за ценные донесения. Я горжусь, что у меня был храбрый и находчивый отец!

Анна Модестовна Балина, с.Мужи.

Фото из личного альбома автора.

2 мая 2015 года № 18


Северная панорама

© “Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.