Северная панорама

навстречу юбилею


Земной поклон тем славным людям,
которые всегда в тени

Продолжение истории Горковской коррекционной школы

Горина Клавдия Александровна за ткацким станком
Особые слова благодарности и внимания в юбилейный год мы говорим и тем, кто обеспечивал быт нашей школьной жизни. Это наши помощники воспитателей, повара, рабочие, кладовщики, электрики, сантехники, дворники, охранники, водители. Люди, чьим трудом обеспечивался уют и порядок, чьими руками готовилась вкусная еда, добротная одежда, обеспечивалась безопасность жизни в школе и интернате.

В непростое для школы время перехода на воспитание по семейному типу большое школьное хозяйство возглавила деловая, активная, инициативная Вера Фёдоровна Майзингер. Оставалось только удивляться: сможет ли женщина на своих плечах удержать этот огромный пласт ответственной работы? Работы без конца и края! Работы, которая в рамки рабочего времени зачастую не укладывалась. А Вера Фёдоровна смогла: доставала, выбивала, просила, убеждала, искала и находила. Из командировки в командировку, обеспечивала школу всем необходимым всегда и вовремя. Ох, как это было непросто в эпоху перестроечного дефицита, когда практически ничего не было в свободной продаже. Но вовремя добывалась и краска, и обои, и пиломатериал для ремонта школы и семейных групп. Вовремя обеспечивались мастерские трудового обучения необходимыми материалами и инструментами, шло строительство новых помещений для
семейных групп, большой летней спортивной площадки, новой бани, даже стайки для поросят, которую строили на пришкольной территории. А ещё -обеспечение одеждой и обувью, продуктами, новой мебелью, учебными принадлежностям.

В конце 90-х годов практиковалось работать по взаимозачётам. Это значит, завхоз едет на базы в г.Лабытнанги, г.Салехард или с.Мужи и отбирает необходимое. А где взять транспорт и грузчиков? Как определить, что самое нужное в данный момент, а что может подождать? Если дают не то, что надо, всё равно возьмём, а потом бартер – такая была система.

Майзингер Вера Федоровна
Вертелась и крутилась наша Вера Фёдоровна как белка в колесе, по территории не ходила, а летала. Никто не видел её унылой, раздражённой – всегда приветливая, доброжелательная, с юмором относилась к проблемам, с сердечной добротой ко всем нашим воспитанникам. И правду всегда говорила открыто, в лицо, как с плеча рубила. Активная и деятельная по натуре, успевала заниматься еще и общественными делами. И не только в школе, но и в посёлке. Вот такой и запомнилась.

В старой интернатной системе работала школьная столовая. Вкусными, по-домашнему приготовленными обедами, завтраками, ужинами кормили детей повара Копаева Людмила Васильевна, Гнусина Галина Николаевна. Пышными булками на полдник радовала Ярмометова Зоя. А раздавала полдник ребятам наша легендарная баба Клава – Горина Клавдия Александровна – так её называли все, от мала до велика. За её доброе сердце, материнское отношение к детям школы. Это было искреннее проявление любви к воспитанникам, и они чувствовали это тепло, заботу, внимание. Какая ещё школа может похвастаться своей – общей бабушкой? А у нас была! Как-то ведь умудрялась одной рукой раздавать полдник, а второй погладить по голове, поправить рубашку, пуговку застегнуть, а то и нос вытереть. И каждому сказать доброе слово, спросить о делах, о настроении. И на добавку не скупилась. От души и сердца шла доброта этой женщины, в своём детстве бывшей одной из первых пионерок Урала. О чём часто рассказывала на школьных мероприятиях.

При общей столовой была должность кладовщика – заведующего продуктовым складом. Её занимала Буторина Валентина Ивановна. Это она всегда обеспечивала продуктами школьный стол, находила возможность сделать сладкие подарки на День именинника, найти дополнительные продукты для тортов и сладостей к школьным праздникам. А после перехода на семейный тип ещё долго работала помощником воспитателя семейной группы.

После перехода на новую систему воспитания должность кладовщика заняла Созонова Людмила Владимировна. Закупка и распределение продуктов по группам, контроль за их качеством, соблюдение норм питания – всё всегда было на высоте, всё отлажено.

А ещё в школе была должность кастелянши. Её занимала Шарабаева Валентина Ивановна – хранительница всего мягкого инвентаря, от носков до ковров. Умело планировала, что закупить, а что можно и самим сшить (тканью то выходило дешевле), сколько закупить, чтобы хватило всем. Видела, на чём можно сэкономить, а чего взять с запасом. Небогатый бюджет и скудный ассортимент, всё в рамках нормы, а дети обуты и одеты. “Только вот всё одинаковое” – сокрушалась Валентина Ивановна. Хотелось одеть детей более нарядно. Но уж как могли…

Ночной порядок в интернате, ответственность за сохранность жизни детей осуществляли ночные дежурные (и охранники, и воспитатели в одном лице): Мельзина Анастасия Ефимовна, Истомина Анна Архиповна, Шарабаев Юрий Александрович, а потом еще многие другие. Теперь трудно даже представить, какой груз личной ответственности лежал на плечах этих людей. Здание интерната на опушке леса и
120 ребятишек на одного взрослого. Но справлялись! Чрезвычайных происшествий ни разу не было. А если кто и хулиганил по ночам – умели приструнить. Так же, как и лишний раз в спальню заглянуть, одеяло поправить, доброй ночи пожелать.

После перехода на семейный тип воспитания в школе появилась новая должность – помощник воспитателя. Это не просто ночной дежурный. Это правая рука воспитателя в хозяйственных делах группы с широким кругом обязанностей. Приготовить еду, следить за чистотой кухни, помочь починить одежду, успокоить ребёнка, поговорить по душам – очень много дел у наших помощников. Но больше всего дел было у первых. Тех, кто начинал работу по семейному типу, уже в отдельных группах.

Наша гордость – наши ветераны: Шнурникова Таисья Ивановна, Пыстина Лия Ивановна, Шахова Лидия Николаевна, Хруполова Надежда Гордеевна, Попова Елена Николаевна, Седельникова Лидия Владимировна, Тюнь Надежда Степановна, Май Светлана Петровна, Первухина Маина Устиновна, Мошкина Вера Тарасовна, Лагункова Светлана Тихоновна, Милютина Елена Харлампьевна, Лапшакова Людмила Михайловна – отзывчивые, очень ответственные, хозяйки в своих группах. Они стали для воспитанников примером трудолюбия, первыми наставниками в премудростях домашнего хозяйства. Передавали секреты приготовления вкусной пищи и выпечки, вязания, шитья и штопки. А ещё дети ценили своих старших наставников за мудрые советы, житейские рассказы, разговоры по душам. Это общение было более неформальным, поэтому ребята делились многими секретами, переживаниями, душевной болью. И всегда слышали в ответ добрые слова утешения и поддержки, поэтому пользовались наши помощники и уважением, и любовью, и доверием. И дети были всегда на подхвате, никто в помощи не отказывал. Душевное общение, забота и чувство ответственности стали традицией в работе помощников воспитателей.

В начале 2000-х годов в школе появились такие должности, как: рабочий-плотник, дворник, рабочий по обслуживанию зданий. Их труд направлен на улучшение жизнедеятельности детей. В это время появился в школе Лапшаков Александр Михайлович – человек, чьи золотые руки помогали поддерживать в порядке наш старый уже учебный корпус, мебель, даже наглядные пособия. Это он по-хозяйски мужским взглядом с молотком или отвёрткой в руках всегда был готов прийти на помощь – отремонтировать, отрегулировать, подкрутить, наладить – все для того, чтобы продолжались наши интересные и полезные дела, чтобы наши воспитанники жили и развивались в комфортных условиях.

Все эти славные люди – часть нашего коллектива, наши коллеги, которые наравне с педагогами несли тот же груз ответственности за детей, разделяли тягости быта, вкладывали силы и душу в улучшение условий содержания воспитанников. Без их помощи, без их поддержки, без их ответственности многие наши дела могли бы и не состояться.

Н.К.Русских, учитель

Горковской МС(К)ОШИ.

Фото из архива школы.

   На главную страницу “Северной панорамы”


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.

Яндекс.Метрика