Северная панорама

твои люди, север!


Павел Подрезов: “Всё время в движении!”

35 лет в Горковской средней общеобразовательной школе Павел Александрович трудится над воспитанием в детях любопытства и стремления познавать окружающий их мир. Именно эти качества привели учителя к высоким достижениям не только на педагогическом поприще

Северная панорама

Учитель математики, физики, астрономии, он воспитал не одно поколение горковских ребят, а кроме того каждый местный спортсмен знает его как одного из лучших волейболистов района. В этом году исполняется 35 лет его педагогической деятельности, и юбилейный год в образовании станет завершающим – учитель уходит на заслуженный отдых.

– Иногда сажусь за школьную парту и думаю – а сколько всего я знаю? И все чаще прихожу к выводу, что все знать нереально. Это касается не только профессиональной грамотности, но и спорта, и других сфер жизни, – размышляет Павел Александрович. – Я всегда прислушиваюсь к мнению других людей, потому что каждый человек в чем-то хорошо разбирается. Не забываю за совет “спасибо” сказать.

Ямальские корни

С Горками связана большая часть жизни Павла Александровича – 50 лет. Семья переехала в Шурышкарский район, когда ему исполнилось 7 лет, а брату Андрею – 3 годика, родились же братья в Ямальском районе, в селе Новый Порт. В первый класс Павел пошел в Горковскую среднюю школу в 1969 году.

Мама Вера Семёновна была заместителем директора горковского рыбозавода, тогда должность директора занимал Николай Александрович Путилов. Бухгалтер-экономист, она за свою карьеру выучила немало новых хороших специалистов. Работы было много, часто приходилось задерживаться.

В воспитание сыновей большой вклад внес отец – строгий, трудолюбивый, любящий свою семью. Александр Павлович многое умел делать руками и никогда не останавливался в стремлении обрести новые навыки. Работал на рыбозаводе, имел все виды водительских прав, позже прошел курсы судоводителей в Тобольске и ходил на катере, участвовал в строительстве деревянного здания коррекционной школы и спортзала, был отличным плотником и столяром, а в последние годы, уже будучи на пенсии, работал на электростанции. “Все умел!”, – вспоминает об отце Павел Александрович. Научил сыновей рыбачить, охотиться и даже готовить.

– Меня и брата учил готовить отец. Мама по должности часто работала допоздна, а когда приходила домой, все уже было приготовлено. Папа считал, что мясные и рыбные блюда должен готовить мужчина, как на Кавказе, где у нас есть родственники, – рассказывает Павел Александрович. – Я и своих детей тоже учил кулинарному искусству. Как показала жизнь – пригодилось.

На Кавказе жила бабушка Павла и Андрея, и каждые два года вместе с родителями они на все лето ездили к ней в гости. Павел Александрович с теплом вспоминает те лермонтовские места, что удалось посетить в детстве -Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки.

В жизни нужно делать открытия

В школе скучать не приходилось: все время в движении!

– У меня был своего рода режим, – делится воспоминаниями о детстве учитель. – На переменах по свежей памяти делал письменные задания по русскому языку и математике, после школы приходил домой и по оставленным родителями распоряжениям выполнял домашнюю работу – вымыть посуду, принести дров. Потом садился за уроки – читал и делал упражнения по географии, химии, биологии… и, пока светло, – скорей на улицу! На улице проводили много времени, но не без дела – занимались спортом. На каток с друзьями ходили, на лыжах, трамплины с горок строили (сколько мы лыж переломали!), на футбольное поле. Когда стемнеет – бегу домой, доделываю устные уроки, по дому помогаю. А вечером – на тренировку в спортзал. Но к 22 часам вечера всегда был дома, режим железный. Свободного времени никакого!

Мальчишки самостоятельно делали спортивный инвентарь. Так, для хоккея сами шили ботинки, пилили стулья с изогнутыми спинками и склеивали эти крюки с палками – для клюшек. Сами чистили импровизированный каток на речке, мастерили даже парашюты.

– Если что-то разонравится, надоест, мы всегда искали новое, – говорит Павел Александрович. – Для себя в жизни нужно делать открытия, только так можно раскрыть свои таланты.

Трое друзей – не разлей вода – Павел Подрезов, Сергей Путилов и Андрей Пальянов старались руководствоваться этим правилом, причем не только в спорте, но и в учебе – учились мальчишки на “4” и “5”.

– Чтобы получить “5”, учебника было мало, – отмечает педагог. – Для оценки “отлично” нужно было найти дополнительный материал по теме, который никто бы не знал в классе, прочитать его, понять, рассказать на уроке.

Все время вместе, после школы ребята, конечно, разошлись по разным дорогам жизни – Сергей окончил нефтегазовый университет и остался в Тюмени, а Андрей окончил летное и сейчас работает в Латинской Америке, управляет вертолетом.

Любовь к спорту сыну привил Александр Павлович: он увлекался штангой, футболом, боксом. Вслед за отцом Павел в школьные годы пробовал все возможные виды спорта, даже боксом занимался (этому боевому искусству учил Александр Горин). Детьми с друзьями они катались на лыжах, занимались легкой атлетикой, играли в хоккей, баскетбол, волейбол, футбол.

Северная панорама
Во время обучения в Тобольском государственном педагогическом институте Павел Подрезов (по центру в
дальнем ряду) в составе команды участвовал в соревнованиях по волейболу между группами, курсами,
факультетами, в универсиадах и соревнованиях на городское первенство.

Фото начала 1980-х годов

Когда ложился снег, взрослые помогали мальчишкам расчищать поле для игры – договаривались с трактористом, чтобы он прошел по площадке техникой. Парни сами делали ворота из бревен, натягивали старые рыболовные сети, которые отдавали им рыбаки, и сутками пропадали на этом поле.

Несмотря на морозы, детству – быть!

Сильные морозы не останавливали детей ни в учебе, ни в спорте. В -40 ходили в школу, и, несмотря на то, что здание было холодное, ребятишки согревались на переменах – бегали в валенках, играли, чай горячий с пирожками напьются – и опять урок слушают. На уроке сидели тихо, дисциплина была строгая. А после звонка ребята снова бегали, выплескивая энергию и заодно согреваясь.

– Ватрушки с брусникой – вот был деликатес! – вспоминает Павел Александрович. – Мама даст копеек 20, пирожок стоил 3 копейки, чай – 1. И вот целый день учишься, носишься на переменах, только успеваешь пирожки да коржики с чаем есть. По шесть уроков, кружки, элективные курсы – все успевали, еще и в классах дежурили.

Хотя, конечно, и активированных дней было много, бывало, что занятия отменялись на целый месяц. В 1979 году, когда Павел учился в последнем,

10 классе (программа школы тогда была рассчитана на десятилетку), морозы в Новый год стояли под -50, и ученики очень боялись, что праздничную школьную дискотеку отменят. А это единственная дискотека, на которую пускали учеников! Школьники очень просили провести праздник. И учителя пошли навстречу, праздник состоялся. Правда, тепло было только в актовом зале, там, где собрались все-все дети и учителя – не протолкнуться! А вот за дверью, в коридоре было так холодно, что вода застывала.

– В этом же году, сразу после весенних каникул, 1 апреля отменили занятия: было -53 градуса! Давление ненормальное! У всех топились печки, и таким давлением дым и влагу прибило к земле – село стояло в полной тьме, соседних домов не было видно. Ну а мы потеплее оделись – и на улицу. Залезли на крышу дома, а там – такая красота, как будто в самолете летишь: под ногами “облака” – как перина, а сверху – солнце! А через два дня было уже +2.

Через тренировки – к звездам

Классным руководителем в школе была учитель химии и биологии Татьяна Ивановна Смычагина, и Павел Александрович с признательностью отмечает, что именно она повлияла на его выбор профессионального будущего.

– Честно говоря, у меня не было на тот момент твердой уверенности в том, что хочу быть педагогом, но Татьяна Ивановна настояла на своем, – улыбается Павел Александрович. – Кстати, когда я вернулся в Горки работать, она всегда помогала мне советами.

Окончив школу с одной четверкой -по русскому языку, Павел Александрович поехал поступать в Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И.Менделеева. Так как больше других предметов нравилась математика, решил учиться по специальности “математик-физик”. Месяц ходил на подготовительные курсы.

Сдавал всего два вступительных экзамена – по эксперименту вуза: если средняя оценка школьного аттестата была “отлично”, то для поступления достаточно было сдать два экзамена по профильным предметам на 9 баллов из 10. Что у горковского абитуриента и получилось: письменный и устный экзамены по математике он сдал легко. Из тех студентов (а были среди них не только математики, но и историки, химики, филологи и студенты других направлений), кто сдал вступительные экзамены по этому эксперименту, сложился сплоченный дружеский коллектив. И дело тут не только в интеллектуальных способностях.

– Изначально мы обрадовались, что быстро сдали экзамены, думали, что у нас все лето впереди, можно отдыхать! А в итоге попали в строительный отряд, весь август мы работали на стройке института – закладывали новое здание. Но я нисколько не жалею, – признается педагог, – наша группа человек в тридцать хорошо подружилась за это время, до пятого курса мы вместе ходили на секции, ездили на слеты, хотя и учились каждый на своем факультете.

Уже на первом курсе Павел Александрович вошел в сборную института по волейболу. Серьезное увлечение
возникло еще в школе: в Горках технике и тактике этой командной игры ребят обучал чемпион Омской области по волейболу Владимир Кабанов. Его профессионализм впечатлил юношу, и в высшем учебном заведении он решил продолжить оттачивать навыки в этом виде спорта. Однако в институте студенту пришлось сначала записаться на секцию по легкой атлетике – не было преподавателей для волейбольных занятий. Там он показывал неплохие результаты, но практически сразу молодой специалист для ведения волейбольной секции нашелся, и Павел Александрович, как он говорит, “перебежал” туда. Вскоре специалиста сменили сразу два тренера-общественника, которые вместе научили команду очень и очень многому.

– Один из них был вежливым, тактичным, а второй вел тренировки довольно жестко и мог одной рукой держать даже не волейбольный, а баскетбольный мяч! В основное время они работали на производстве, поэтому тренировались мы по вечерам. После двухчасовой тренировки в автобусе едешь домой и чуть не криком кричишь – так ноги сводило. Но нужно отдать должное тренерам – благодаря их высоким требованиям я уже на первом курсе играл за институт, – отмечает Павел Подрезов. – Рост у меня небольшой для этого вида спорта – всего 174 сантиметра, но тренеры увидели во мне потенциал и начали “натаскивать” на пасующего, чем я занимаюсь и сейчас.

В тот год среди шести университетов стараниями тренеров и студентов Тобольский университет занял 3 место в универсиаде. Тогда ребятам дали второй взрослый разряд по волейболу.

Северная панорама
В 1987 году класс, в котором Павел Александрович был классным руководителем, за активную работу и хорошую учебу наградили путевками в Одессу

– Мы играли против двухметровых спортсменов в огромном зале, в котором параллельно шли три игры. Я увидел совершенно другой уровень и понял, к чему могу стремиться в своих навыках. В институте мы соревновались между группами, курсами, факультетами, каждое воскресенье выходили на городские соревнования, в общем, опыт набрали быстро.

По окончании института юному спортсмену вручили удостоверение “Тренер-общественник по волейболу”, правда, с тех пор он его не обновлял -не пригодилось. Зато пригодился огромный опыт игры.

К педагогическому мастерству

По распределению после окончания института в 1984 году Павел Александрович приехал работать в Горковскую среднюю общеобразовательную школу учителем математики. К армии молодой человек тоже был готов, но учителя тогда были нужнее. Случилось так, что когда преподаватель только пришел работать в школу, ему тут же поручили выпускной класс: классная руководительница Людмила Григорьевна Михальцова ушла в декрет, и старшеклассников доверили молодому педагогу.

Вести 11 класс – большая ответственность! И первое испытание – организация праздничного концерта по случаю Нового года. Новый учитель быстро нашел общий язык с молодежью, и вместе они разработали сценарий праздника на тему советского мультфильма “Ну, погоди!”, клеили из папье-маше и красили маски волка-Снегурочки и зайца – Деда Мороза, придумывали костюмы и юмористические сценки. Павел Александрович долго не соглашался, но дети настояли, чтобы он был той самой Снегурочкой. Вечер прошел замечательно!

– С теплотой вспоминаю совместную работу с Ольгой Геннадьевной Жернаковой, тогда она вела русский язык и литературу. Мы были классными руководителями у двух параллельных классов, у нас было много совместных мероприятий, проводили праздники, ходили в походы, – рассказывает Павел Александрович.

Постепенно перешел с преподавания математики на обучение школьников физике.

– Я считаю, что я хороший математик и хороший физик, и одно другому помогает. И свою классную руководительницу Татьяну Ивановну вспоминаю с добротой – как физика без химии? Однако тогда я сначала сомневался, потому что диплом дипломом, а предметы все-таки разные, – отмечает педагог. – Впрочем, в новом предмете освоился быстро, к тому же у меня были хорошие кураторы.

Трепетно относилась к молодым учителям Людмила Евгеньевна Иже-някова: приходила к Павлу Александровичу на уроки, а потом вместе они подробно анализировали каждое занятие. Она указывала на спорные моменты и всегда советовала, что и как можно сделать лучше. А иногда на уроки приходил заведующий районным отделением народного образования.

– По образованию физик, он тоже бывал на моих уроках. Я молодой, волнуюсь – все-таки заведующий РОНО у тебя на уроке! После занятия составлял для него полный анализ урока, рассказывал, каких целей достиг, а над чем нужно поработать дополнительно. Он мне давал советы, предлагал идеи, но и мое мнение всегда выслушивал. Большой молодец, ратовал за качество образования.

В 1987 году класс Павла Александровича за активную работу и хорошую учебу наградили путевками в Одессу.

– Сколько тогда было интересных и смешных случаев! Многие из детей впервые выехали из села, для них открывался совершенно новый мир – даже поездка на автобусе была как целое приключение. Я до сих пор рассказываю на уроках, когда проходим инерцию, историю о том, как дети зашли в автобус, и, пока оглядывались, он тронулся с места, – весь ряд повалился. Встали, отряхнулись, хохочут, а автобус в это время начал тормозить -опять упали, смеются!.. Домой ребятишки уже повзрослевшими возвращались, научились ездить на поезде, метро, освоились в городе, – улыбчиво отзывается классный руководитель о своих подопечных в далеком прошлом, – конечно, я как сопровождающий ни на шаг от них не отходил, передвигались по цепочке, держась за руки.

С тех пор педагог выпустил не один класс, и мало из бывших учеников найдется таких, кто не вспомнит тепло о своем учителе физики. Ученики-спортсмены тоже всегда рассказывают своему тренеру о новых победах. Да и сам преподаватель старается интересоваться дальнейшей жизнью своих выпускников и очень гордится, когда узнает об их успехах.

Бросок – гол!

С первого года работы в школе Павел Александрович вел спортивные секции, участвовал в соревнованиях сам. Баскетбол со временем пришлось бросить из-за полученных на тренировках травм, а вот волейбол красной нитью проходит через все годы занятий спортом.

Правда, на рассвете педагогической карьеры случился вынужденный период спортивного затишья, о котором Павел Александрович жалеет до сих пор. Уже через год, как он вернулся в Горки после учебы в институте, в 1985 году сборная района в составе с молодым спортсменом заняла 1 место в округе по волейболу! Это была громкая победа, имевшая большой вес для наших волейболистов. Соревновались также между организациями села, выезжали на районные состязания. Однако вскоре директор Горковской школы запретил молодому учителю выезжать на соревнования – слишком много времени и сил они отнимают, нужно сосредоточиться на педагогической деятельности. Целых 10 лет спортивных возможностей были вычеркнуты из жизни Павла Подрезова.

На соревнования в 80-е годы выезжали на советских снегоходах, в санях – закроются шубами и вперед! Потом пошли грузовые машины, порой по бездорожью по 18 часов добирались из Горок до Мужей.

Северная панорама
С будущей супругой Ольгой Павел познакомился в Горках на танцах. 2 апреля 1988 года, в тёплый весенний день, молодая пара скрепила свой счастливый союз

– Как-то ездили на первенство округа, была страшная метель. 10 часов от Мужей до Лабытнанги ехали на вездеходе – холодно, ноги не вытянуть. Приехали, а через 3 часа игра с Красноселькупским районом! Мы просили организаторов перенести игру, но нам не дали возможности восстановить силы. В тот раз мы проиграли 3:2. Тяжелые были поездки. Сейчас условия, конечно, совсем другие.

Одним из запоминающихся моментов спортивной жизни стало проведение в Шурышкарском районе “Спортивной элиты”, на которой Павел Александрович получил кубок “Лучший спортсмен”. Тогда для спортсменов устроили большой праздник, на котором они побывали не только на торжественной церемонии награждения, но и пообщались в неформальной обстановке, что очень важно для спортивного сообщества района, как уточняет наш герой, ведь все его участники дружат, общаются, делятся опытом.

Павел Александрович не только активный участник соревнований, но и опытный болельщик, он следит как за российскими соревнованиями, так и за мировыми кубками. Так, среди российских фаворитов в баскетболе – клубы “ЦСКА” и “Химки”, в волейболе -“Зенит-Казань”, в футболе – “Спартак”.

– Хорошие команды, красиво играют – гордость берет, – замечает спортсмен со стажем. – Олимпиады тоже смотрю, увлекает конькобежный спорт, в последнее время заинтересовался биатлоном.

Тепло семейного очага

Семья, безусловно, для каждого -любовь и опора. Свою любовь и опору на всю жизнь Павел встретил в Горках, после института. Он сразу заприметил на танцах скромную красавицу. Ольга Егоровна (в девичестве Вокуева) родом из Овгорта, отучилась в подмосковном городе Калинин на швею-мотористку и приехала проходить практику в Горки. Устроилась в КБО, где Людмила Викторовна Кайдалова обучила девушку всем тонкостям швейного мастерства на практике. Молодые встречались год, а 2 апреля 1988 года сыграли свадьбу – платье Ольга сшила себе сама.

– Платье было очень красивое! – с теплой улыбкой вспоминает Павел Александрович. – Свадьбу проводили в столовой рыбкоопа, с гармошками, как и положено. Среди гостей было, конечно, много педагогов. Все два дня стояла такая оттепель, что без резиновых сапог можно было утонуть, речка стояла в воде, как родственников привезти из аэропорта? Отец осторожно на снегоходе вдоль речки вывозил, но провалился в снег, тяжелую технику долго вытаскивали… без приключений не обошлось! А потом снова началась зима.

Поначалу молодожены жили у родителей, но вскоре им дали квартиру, и
они переехали. Квартира была в старом и холодном доме, окна промерзали, досаждали грызуны, поэтому вопрос о новом жилье вставал все чаще. Супруги решились на строительство собственного дома.

Дом возводили вдвоем с отцом собственноручно – даже лес из кругляка делали вручную, топорами. Только на заготовку бревен ушло два года.

– Мы сами заливали фундамент, чертили план дома, строили. Сергей Май нам помогал с организацией работ -где рубить, куда ставить, – рассказывает Павел Подрезов. – Строили долго, очень долго – не хватало денег, материалов. Больше 10 лет мы в отпуск никуда не выезжали, копили, ребятишки тоже с нами оставались в Горках. Бревна положим – пакли в магазине нет, что делать? Собирали вместо нее мох в лесу. Как-то сельский совет выделил нам субсидию – 2 миллиона рублей, по тем временам сумма крошечная. На эти деньги мы купили и вывезли на двух снегоходных санях гвозди и краску.

Воспитание детей, преподавание, ведение спортивных секций, выезды на соревнования, строительство дома -Павел Александрович всегда в движении! А еще семья держала скотину -когда молодые поженились, родители Ольги подарили им овец. И хотя Ольга Егоровна умеет прясть и вязать, все же для этих целей овец нужно много, а времени на их содержание было мало, поэтому позже решили держать вместо них свиней.

Строительство дома заняло много времени, и как только в новый дом провели отопление (не успели еще сделать внутреннюю отделку), сразу перешли жить в него.

В их дружной сплоченной семье трое уже взрослых детей. Младший сын Павла и Ольги Подрезовых Александр, которого назвали в честь дедушки, учится на третьем курсе по техносферной безопасности в сельскохозяйственной академии. Старшие сын и дочь окончили Тюменский государственный нефтегазовый университет по разным специальностям – Владимир вахтами работает на электростанции под Сургутом, Наталья занимается математическим обеспечением геологии нефти и газа. Оба живут в Тюмени со своими семьями, у Володи уже двое сыновей – Павел и Максим, у Наташи – дочь Мария. Все еще малыши, старшей внучке Машеньке скоро исполнится 3 годика.

Ольга Егоровна после закрытия КБО работала в горковских образовательных учреждениях, сейчас дорабатывает в садике младшим воспитателем, уже вышла на пенсию, и, конечно, хочет больше времени проводить с внуками. Обустраиваться супруги планируют под Тюменью, рядом с детьми.

– В городе жить не хочу, лучше в деревне – где-нибудь с мальчишками на пустыре мячик погонять, когда подрастут. Село находится рядом с городом, есть школа, садики, церковь. Правда, нужно сначала дом с нуля построить – это немного пугает, – смеется Павел Александрович, – но сейчас с этим гораздо проще.

В тюменском селе Павел Александрович на месте сидеть вовсе не собирается: планирует навестить младшего брата в Краснодарском крае, встречаться с нашими спортсменами в Тюмени, ходить на секции, заниматься огородом, к тому же своя рыбалка и охота там тоже есть. Но и родные края обещает навещать, ведь здесь остается много друзей, коллег и просто хороших знакомых.

Элина Витязева.

Фото Татьяны Паршуковой и из личного архива семьи Подрезовых.

Спортивная элита-2003. Подрезов
Павел Александрович.