Современное общество слишком перегружено информационными потоками различных, иногда и вовсе не нужных сфер. Наиболее неблагоприятное влияние такая социальная обстановка оказывает на еще не окрепшую психику подростков. Изобилие информации часто толкает их на необдуманные поступки, что впоследствии заканчивается плачевно

По количеству подростковых самоубийств Россия занимает третье место среди всех стран мира. По уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. А ведь это самое страшное, когда из жизни уходит ребенок.

С чем же связан столь высокий процент суицидов среди подростков? Дело в том, что переходный возраст – самый опасный. Подросток чувствует себя одиноким и никому не нужным. Это естественное чувство, свойственное переходному возрасту. Взрослым важно не просмотреть его, понять юную душу, помочь и, если нужно, простить.

Однако причины проблемы кроются не только в особенностях подросткового возраста, но и в социальной среде. Среди социальных причин подростковых проблем в последнее время часто называют аномию. Под этим понятием имеются ввиду различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества (своего рода «отсутствие норм»). Аномия порождает циничное и безответственное отношение подростка к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями, в целом искажает личностное развитие. Не последнюю роль играют и социальные сети, где существуют специальные сообщества, осуществляющие пропаганду добровольного ухода из жизни среди подростков.

Рассматривая факторы суицидального риска, можно говорить о том, что чаще всего ребенок приходит к мысли покончить с собой во время депрессии. Депрессия возникает из-за отчаяния, когда существует длительная травмирующая ситуация, которую ребенок не в силах решить самостоятельно. Причиной отчаянного шага может стать и краткосрочная травмирующая ситуация – обида, оскорбление. В таком случае самоубийство совершается в гневе, в состоянии аффекта, с большим желанием отомстить сверстникам или взрослым.

Важно отметить, что в возрасте до 10 лет наблюдается низкий уровень суицидальных попыток, возрастает риск в 13-19 лет. Также увеличивают риск медицинские факторы, а именно соматические патологии, которые ограничивают интеллектуальную и социальную активность. Безусловно, оказывают влияние и индивидуальные факторы суицидального риска: национальные обычаи, возраст, культурные ценности, уровень алкоголизации, время года.

И все-таки, кто входит в группу риска? Среди детей, обучающихся в школе, в группу риска входят в первую очередь отличники, а так же дети, к которым предъявляются завышенные требования. Кроме того, дети с повышенными умственными способностями зачастую оказываются непринятыми в группе сверстников. Особого внимания требуют и дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессии. Нередко дети становятся жертвой собственного Эго, подвергая себя демонстративному суициду. Часто подростка на такой отчаянный шаг толкает желание доказать что-то своим близким. В таком случае суицид они используют как инструмент для манипуляции взрослыми: «Вот умру, тогда будете знать!»

Однако любые суицидальные тенденции таят в себе немалую опасность, поэтому в любой ситуации необходимо быть терпеливыми. Родителям следует понимать: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это, кстати, проще, чем заставить замолчать другого). Ведь ваша задача, по сути, в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой, попавший под руку острый предмет, лекарство в аптечке, подоконник в квартире, все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и подросток постоянно ищет и даже борется за него. Помните: задача родителя – оградить ребенка от беды!