Педагоги мужевской «Точки роста» поделились опытом принципиально нового подхода к обучению детей

Год назад по всей стране открылись «Точки роста» – центры образования цифрового и гуманитарного профилей. На Ямале появились сразу десять таких центров, один из них в Мужах. Сегодня мы встречаем вторую волну открытий «Точек роста». В этом учебном году на Ямале открылось 35 новых образовательных центров. Их педагогам еще предстоит познакомиться с новым форматом преподавания. Учителя «Точки роста» в Мужевской средней общеобразовательной школе имени Н.В.Архангельского рассказали об итогах года и поделились планами на будущее.

Ирина Гавриловна Терентьева, руководитель центра «Точка роста» Мужевской СОШ им. Н.В. Архангельского, учитель родного языка:

– 2019-2020 учебный год был экспериментальным для нашего центра. В новый учебный год мы приступаем с проделанной работой над ошибками. Некоторые предлагаемые программы в этом году мы убрали, что-то добавили, что-то изменили.

Сегодня в центре реализуются 13 программ дополнительного образования: «Управление беспилотными летательными аппаратами», «Робототехника», «Робототехника: LEGO WEGO 2.0.», «Технология моделирования», «Шахматы», «Школьное СМИ», «В мире безопасности», «Школа выживания в экстремальных ситуациях», «В мире прав», «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды», «Програмирование Scratch», «Програмирование Pyton», «Химия вокруг нас». Также в этом учебном году на базе центра проходит апробация яндекс-учебника по информатике для 7-ых классов.

За небольшой период работы центра образования «Точка роста» можно с уверенностью сказать, что жизнь обучающихся существенно изменилась. У них появилась возможность постигать азы наук и осваивать новые технологии, используя современное оборудование.

Кроме реализации программ и постоянного расписания, проводили «круглые столы», семинары, шахматный турнир, интеллектуальные марафоны, акции, открытые уроки, дни науки, уроки цифры и финансовой грамотности.

С помощью «Точки роста» ребенок понимает, что на самом деле есть большой спектр профессий. Это действительно хорошая работа в таком формате, когда дети могут развивать свои гибкие компетенции, то есть они могут приспосабливаться к той или иной атмосфере. Для этого мы подписали договоры о сотрудничестве и совместной деятельности с Шурышкарским районным музейным комплексом им. Г.С. Пузырёва, Центром воспитания и дополнительного образования, Мужевской центральной районной больницей. Сотрудники учреждений проводят занятия по профориентации. Подписали договор о сетевом взаимодействии центров «Точка роста» Мужевской школы и Белоярской школы-интерната. Проводили совместные онлайн-уроки, телемосты-дискуссии.

Многие проблемы остались, например, на базе центра нет скоростного интернета. Не для всех учащихся хватает оборудования. Но, надеемся, что с каждым годом мы всё больше и больше будем оснащать наш центр.

Светлана Владимировна Макарова, педагог дополнительного образования центра «Точка роста», учитель истории и обществознания:

– Моя программа называется «В мире прав», это гуманитарное направление. Вместе с детьми мы погружаемся в правовую систему через инсценирование судебных процессов. Пишем сценарий, распределяем роли, записываем видео. Даже атрибутику делали сами, например, шили мантию судьи. Сценарии пишем по тем ситуациям, которые дети сами хотят разобрать. На тот момент ребята были в 7 классе, их интересовало то, что происходит в школе, на улице. Когда они окунаются в процесс, они понимают, какие могут быть последствия тех или иных правонарушений.

Для себя я поставила цель – раскрыть детский потенциал, чтобы они стали более уверенными в себе, своих поступках, и это у меня, думаю, получилось. Несомненно, это пригодится им в жизни. В моих планах расширить действие программы, сделать игровые формы для младшего звена.

Хотела бы сказать огромное спасибо своей команде – это девчонки и мальчишки из теперь уже 8а класса. Без них не было бы тех результатов, которые мы достигли вместе.

Ирина Викторовна Галицкая, педагог по предмету «Информатика» центра «Точка роста», учитель информатики:

– Я преподаю информатику – как в школе, так и в «Точке роста». Новое здесь – это язык программирования Scratch. Новым он был и для меня – мне пришлось его выучить практически с нуля. С помощью него дети создают мультфильмы, анимированные открытки. Дети пишут готовыми скриптами, и сюжеты получаются живыми, дети видят, что они делают. Полет для творчества здесь огромный! Даешь какую-то задачу детям – они сами уже начинают придумывать сюжет, анимацию – задают движение. В этом году мы начнем писать игры на Scratch, пока маленькие – поймать что-то, построить лабиринт.

По информатике мы начали апробацию яндекс-учебника с 7-ми классами. Довольно интересные занятия – мы проводим квесты, игры, ребята познают новое в обсуждении, учатся работать в команде.

Владимир Александрович Поздняков, педагог центра «Точка роста» по предмету «ОБЖ», воспитатель кадетского класса:

– В этом году я веду впервые, набираю 5-6-классников и своих кадетов. С пятыми классами мы будем изучать безопасность на всех видах транспорта, на дороге, в жилище, в городской среде, на воде, а также оказывать первую медицинскую помощь. С шестыми классами – выживание в автономных условиях: как развести костер, сделать укрытие, ориентироваться, оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Для кадетов 6 класса программа интегрированная – будет школа юного командира, т.е. это будет тактика в бою, строевые упражнения, стрельба, оказание первой медицинской помощи. В 5-8 классах предмета «ОБЖ» сейчас нет, и «Точка роста» позволяет не только средним классам получить жизненно необходимые знания, но и практическую подготовку.

Ольга Александровна Севастьянова, педагог дополнительного образования центра «Точка роста», учитель начальных классов:

– Реализую программу интеллектуального развития – учу детей игре в шахматы. Игра очень мудрая, древняя, дает большие возможности развития мышления. Детки у нас занимаются с начальных классов. Занятия строятся в игровой форме – с презентациями, онлайн-уроками, с самыми младшими начинаем в форме сказочной игры. В «Точке роста» мы впервые попробовали играть в шахматы онлайн.

В прошлом учебном году мы приняли участие в региональном турнире по шахматам. Участие принимали дети младших классов, результат был не очень значительным, тем не менее, мы уступили только городским школам.

Александр Геннадьевич Усольцев, педагог по предмету «Технология» центра «Точка роста»:

– Основное преимущество «Точки роста» – это возможность расширить рамки урока. Здесь я веду направления, которые напрямую связаны с моим основным предметом – технологией. Это робототехника, промышленный дизайн, на занятиях у ребят развивается техническое и креативное мышление, пространственное воображение, логика.

В робототехнике у нас есть наборы конструкторов для младших, средних, старших классов, дети учатся не только собирать роботов, но и программировать.

В направлении «промдизайн» мы с детьми пытаемся от идеи до воплощения разрабатывать какие-то технические новшества. Обычный предмет, но в него вносятся какие-то характерные изменения, он становится оригинальным – это прямая дорога в профессию дизайнера.

К сожалению, в прошлом учебном году из-за перехода на дистанционное обучение не получилось у нас реализовать проекты до конца – в апреле-марте ребята должны были изготовить свои модели на 3D-принтере.

Из технических новинок у нас есть еще шлем виртуальной реальности, я пробовал развивать и это направление, но сложность в том, что для достижения эффекта погружения нужен определенный уровень программирования. У детей желание есть, но когда за это берутся, то в большинстве случаев не получается, и интерес быстро теряется. Поэтому мы шлем используем только в проектах – вот в прошлом году в промдизайне мальчик создал проект дома, а в программе мы воссоздали спроектированную им среду и с помощью шлема могли виртуально ходить в этом трехмерном пространстве.

В этом году появится новое направление – будем осваивать с детьми навыки управления беспилотным аппаратом. У нас есть в обеспечении квадрокоптеры, три маленьких и один большой. В прошлом году начали с этим знакомиться. Важно научить не просто управлять, а программировать беспилотники. Это актуально, сейчас беспилотные летательные аппараты востребованы во всех отраслях.

В целом же с теми ребятами, с которыми в прошлом году занимались, мы будем усложнять задачу, брать более серьезные проекты. А новая группа пойдет по тому же пути – он уже проверен и оправдал себя. Я не буду раскрывать секреты, но будем двигаться вперед!

Редакция газеты «Северная панорама» поздравляет всех учителей района с профессиональным праздником и желает новых достижений и благодарных учеников!

Элина Витязева.
Фото Татьяны Паршуковой.