В память о людях, невинно пострадавших в годы сталинских репрессий

Тридцатые годы… Суровые времена, когда людей арестовывали и увозили в неизвестном направлении. И больше половины из них уже никогда не возвращались обратно. Во времена репрессий Шурышкарский район стал местом для заселения высланных раскулаченных граждан из других регионов нашей страны, политических заключённых и переселённых по национальному признаку.

В 1931 году село Горки основали спецпереселенцы сталинского режима. Поначалу сюда ссылали так называемых кулаков из Южной Сибири и Урала. В 1940 году в Горки привезли несколько семей из Молдавии, Западной Украины, финнов из Ленинградской области. В 1942-43 годах из Поволжья были переселены немцы и калмыки.

Ученики Горковской средней школы ежегодно участвуют в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку», где выступают со своими исследовательскими работами. Одна из популярных тем, которую изучают ученики – «Судьбы репрессированных». В 2010 году ученица 9 класса Наталья Цыплухина исследовала причины постепенного исчезновения национальных корней немецкого народа в селе Горки, изучала архивные и газетные материалы, проводила опрос среди родственников переселённых немцев. «Судьба российских немцев на примере села Горки» (руководитель О.А. Дейхина) – так называлась её исследовательская работа. В память о людях, невинно пострадавших в годы репрессий, мы публикуем фрагменты из этой работы.

Село Горки отличается от других населённых пунктов района своей историей. Здесь издавна живут не только русские, коми, ханты, но и представители других национальностей: финны, немцы, калмыки, украинцы. Майзингер, Штаймец, Фризоргер, Май, Гокк, Кауфман, Дитц, Гузь, Гис, Штрек, Райх – потомки немецких спецпереселенцев.

В годы Великой Отечественной войны в РСФСР были ликвидированы некоторые территориальные автономии, первой из которых стала упразднённая в августе – сентябре 1941 года АССР немцев Поволжья. Позже её участь разделили Калмыцкая АССР и Чечено-Ингушская АССР. Из указа президиума Верховного совета СССР от 28 августа 1941 года: «Переселить всех немцев из республики Немцев Поволжья и из областей Саратовской и Сталинградской в следующие края и области: Красноярский край – 70 тысяч человек, Алтайский край – 91 тысячу человек, Омскую область – 80 тысяч человек. Переселению подлежат все без исключения немцы, как жители городов, так и сельских областей».

Из воспоминаний Валентины Владимировны Петровой, дочери репрессированной Шарлоты Христиановны Кехтер:

«Моя мама родилась 6 марта 1926 года в деревне Вальтер. В 6 лет она осталась сиротой и была отдана в люди. В обязанности шестилетнего ребёнка входило: затопить рано утром печь и покормить младенца – ребёнка хозяев, а потом в течение дня работать по дому. Началась война и её, 15-летнюю девочку, с другими поволжскими немцами погрузили в вагоны и отправили на север. В Горках девушка работала на лесозаготовках, на рыбалке. Тёплой одежды у неё не было, поэтому всегда мёрзла. Рассказывала, как не могла снять сапоги после осенней рыбалки, так как они практически примерзали к ногам. Надо было затопить печь, согреть воду и только потом получалось снять обувь. В 1969 году мы всей семьёй ездили на мамину родину, деревня уже называлась Гречихино. Она была изрядно заброшена, сады запущены. Мама тогда сказала: «Вот бы сюда северян, они бы быстро всё в порядок привели». В Горках тогда уже у многих были теплицы, в которых росли помидоры, огурцы, на грядках выращивали овощи, зелень. Воду для полива носили с реки, не ленились».

Из воспоминаний Елизаветы Христиановны Гокк, которую в 1942 году вместе с мужем Генрихом Георгиевичем выслали на Север (из личного архива сына Ивана Андреевича Гокк):

«До войны мы работали в колхозах. Пахали землю, косили рожь, сажали картофель, разводили сады. Я вместе с родителями занималась крестьянским трудом. Деревни и сёла наши отличались чистотой, сами жители подметали улицы. Немцы очень любят порядок. Однажды проснулась в солнечное осеннее утро и увидела, что в селе много военных: в магазине, в сельском совете, в школе. Так началось переселение. Разрешили остаться только тем, у кого муж или жена были русскими или украинцами. Взять с собой разрешили самое необходимое. Больно было смотреть на громко мычащих коров у ворот усадеб, на ухоженные грядки помидоров, огурцов, колосящиеся поля. В товарные вагоны людей набивали как сельдь в бочки. Каждый вагон сопровождала милицейская охрана».

Из воспоминаний Валентины Андреевны Тиуновой, дочери репрессированной Лидии Егоровны Дитц:

«До переселения семья мамы жила в посёлке Медведицкий, недалеко от города Энгельса. Её отец работал председателем сельского совета, а мама была заведующей птицефабрики. Семья была обеспеченной, имела большой дом и сад. Глава семьи умер в 45-летнем возрасте. Вскоре после этого семью отправили на Север. Велели быстро собраться и ничего с собою не брать. Ехали в вагонах, где встретили артистов. У них моя бабушка обменяла обрезанные косы своей дочери на два ведра картошки. Привезли в Омскую область, сначала жили в посёлке Крутинка, потом отправили в Горки. Трудились на рыбоучастке, на лесоповалах. Мама окончила 7 классов, но здесь ей сразу пришлось работать. Говорили только на немецком языке. Если мама разговаривала с немцами на русском, то пожилые немки жаловались бабушке. Жили плохо: одежды не было, рогожей обматывали ноги и обвязывали верёвками. В Поволжье ели фрукты, а здесь только картошку, рыбу, и то не всегда».

Как выяснилось, причина исчезновения национальных корней немцев подтверждается тем, что основной признак нации – язык исчез, он воспринимался как язык врага. Если старшее поколение говорило на немецком языке, то младшее приспосабливалось к новым условиям. В школе обучение велось на русском языке. Другой причиной можно считать межнациональные браки, которые также не способствовали сохранению культуры. Но нельзя полностью утверждать, что традиции исчезли, так как из поколения в поколение передаются рецепты немецких блюд, собираются материалы для родословной. По мнению многих односельчан, именно вклад немцев изменил облик села в лучшую сторону. Они были хорошими тружениками, получали грамоты и медали за свой труд.

Подготовила Татьяна Созонова.