Жизнь непредсказуема. Иногда не перестаёшь удивляться её неожиданным хитросплетениям и поворотам судьбы. Родители моей героини и её мужа в одно и то же время жили в одном посёлке, дружили семьями. Владимир и Виктория родились в одной больнице, их даже мамы катали в одной коляске. Вспоминает женщина, когда ей исполнилось два года, её будущая свекровь подарила ей красное платье с кружевами. И кто бы мог тогда подумать, что через восемнадцать лет молодые встретятся в Горках, полюбят друг друга и поженятся.

Виктория Леонидовна – коренная северянка. Родилась в 1960 году в посёлке Толька Красноселькупского района. Её отец Леонид Гаврилович Агичев – местный селькуп, работал председателем сельского совета. Мать Клара Фридриховна Граубергер – поволжская немка. Во время войны вместе с братом, двоюродной сестрой и другими немцами была депортирована на Север по постановлению Государственного Комитета Обороны «О дополнительной мобилизации немцев для народного хозяйства СССР» в трудовую армию. Вспоминает Виктория Леонидовна интересную историю дружбы её родителей.

Уже после войны многие немцы уехали обратно, в том числе и мамины родственники, а её не выпускали. Не знаю, в чём причина, не могу точно сказать, – рассказывает женщина. – Так она осталась одна. Пять лет работала в фактории Часелька, где жила в избушке посреди тайги. Ей привозили рыбу, а мама её обрабатывала, солила. По вечерам к ней в гости заходил мой папа. Ему давно приглянулась симпатичная девушка. Угощал её конфетами, другими сладостями. Долго ходил к ней свататься, но она ему отказывала. Однажды произошёл случай, который всё изменил. Привезли рыбу, и она собралась её разбирать. Вдруг услышала треск, подумала, что медведь, и забежала в избушку. Закрылась и смотрит в маленькое окошко, а из леса вышли мужчины, одежда на них была вся изорванная, и начали хватать рыбу. Видимо, беглые заключённые. Они сразу ушли, а она ещё долго сидела в избушке, очень испугалась. Потом приехал отец и сказал ей: «Всё собирайся, хватит тебе здесь одной в лесу жить. Замуж за меня пойдёшь». Так она стала его женой.

В семье Агичевых родились семь детей: шесть дочек – Антонина, Лилия, Эльвира, Ираида, Анна, Виктория и один сыночек – Леонид. Каждый ребёнок – любимый и желанный. Жили дружно, во всём друг друга поддерживали. Отношения в семье строились на доверии, уважении и заботе.

– Моя мама была удивительной женщиной. Она воспитывала в нас такие добродетели, как кротость, смирение, послушность, милосердие. Родившись в лютеранской семье, была глубоко верующим человеком. По вечерам читала молитвы на немецком языке, а папа, идейный коммунист, ворчал на неё. Но она всё равно не переставала молиться, – рассказывает Виктория Леонидовна.

В посёлке Толька Виктория окончила школу и уже на новом месте, в Горках, устроилась работать ученицей в пошивочную мастерскую. Признаётся, что долго не думала над выбором профессии. Её мама прекрасно шила, вязала, научила этому мастерству и дочек. Вместе шили новые вещи, перешивали платья, юбки, блузки, куртки.

Здесь же моя героиня встретила свою вторую половинку. О супруге Владимире Филипповиче, с которым вместе уже сорок лет, Виктория Леонидовна говорит с необыкновенной нежностью.

– Я всегда чувствую его любовь ко мне и к детям. Это самое важное, на мой взгляд, в супружестве. Он – надёжная опора для меня и замечательный отец для наших детей. Владимир – и охотник, и рыбак, и хороший семьянин, – говорит она.

Старшие дети Галина и Виктор родились с разницей в два года. По словам женщины, они были хорошими помощниками по хозяйству. Мыли посуду, полы, пылесосили, летом в теплице работали. Витя помогал отцу строить дом, вместе обшивали потолки, стены.

Пока росли старшие детки, Виктория Леонидовна окончила курсы кройки и шитья в Самаре, получив специальность «Закройщик лёгкого женского платья и детской одежды».

Дети подрастали, пошли в садик, затем в школу. Молодые родители решили, что двоих деток маловато. Так в 1989 году на свет появилась Лариса. Через два года «сходили» за Георгием.

Мы с мужем старались воспитать детей ответственными, порядочными, добрыми людьми, уважающими старших, – говорит она.

Ещё учась в школе, старшая дочь Галина проявила интерес к юридическим наукам и окончила обучающие курсы ЕШКО (Европейской школы корреспондентского обучения). После школы получила юридическое образование. Теперь старшая внучка Ксения, дочь Виктора, тоже учится в Уральском государственном юридическом университете. Галина – многодетная мать, вместе с мужем воспитывают троих детей. Виктор шестой год работает главой поселения Горковское. С женой Екатериной у них двое детей. Лариса – учитель начальных классов. С мужем и сыном живут в Новом Уренгое. Младший сын Георгий с семьёй живёт в Салехарде.

С сыном Витей и дочерью Галей, фото начала 1983 года

Работа в КБО приносила моей героине удовольствие. Давая вещи вторую жизнь, она испытывала особое чувство, словно излечивала кого-то, вернее что-то. Швея была вовлечена в творческий процесс, и это делало её работу интересной.

– Есть такие моменты, которые нельзя перенести в реальность, и приходится немного видоизменять, не нарушив саму идею и целостность задумки, – поясняет она.

В 1990-е предприятие, которому Виктория Леонидовна отдала одиннадцать лет, приватизировали. Вскоре оно стало нерентабельным. Устроилась работать в коррекционную школу. Сначала ночной воспитательницей, затем предложили заниматься шитьём, и она с радостью согласилась. Перекраивала куртки, шила варежки, шторы, обшивала детей. Так получилось, что творчество сопровождало мою героиню всю жизнь. Последние годы перед пенсией работала в Доме культуры администратором, художником-оформителем. С удовольствием вспоминает, как шила первые наряды для народного коллектива «Веснянка». В этих платьях коллектив долго радовал горковчан своими выступлениями. Обшила детскую коми фольклорную группу «Ручеёк»: сарафаны, кофты – для девочек, рубашки – для мальчиков. Много сценических костюмов изготовила для женского клуба «Феникс», в котором сама участвует с самого его основания. В её руках отрезы тканей, пуговицы, рюши, змейки, воланы при помощи ниток и швейной машинки превращались в красивые наряды.

Самое приятное, когда приходишь на мероприятие и видишь, что человек надел костюм, созданный тобой, – говорит она. – В каждую вещь люблю вносить что- то своё, иначе не получу удовольствия от процесса, – делится женщина.

Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Виктория Леонидовна не сидит без дела ни минуты. Весной, летом и осенью большую часть времени проводит на огороде, очень любит выращивать цветы, овощи, зелень, заниматься домашним консервированием. Зимой увлекается скандинавской ходьбой.

В этом году Виктория Леонидовна отметила своё 60-летие. Она – бабушка семерых внуков, в которых души не чает. Надеется, что эпидемиологическая ситуация в стране улучшится, и на Новый год приедут дети, внуки. Большой дружной семьёй они соберутся за одним столом, чтобы подарить друг другу радостные минуты общения.

Татьяна Созонова.
Фото из архива семьи Фризоргер.