Сегодня на этом участке ведут промысел три штатных рыбака Горковского рыбозавода

Подъезжая к рыболовецким угодьям Хиш-пана, тёмные тучи так стремительно затягивали небо, что сомнений не возникало: быть дождю. Но всё же редкие острова просветов давали надежду на то, что ненастье будет недолгим. От этого зависела не только работа корреспондентской группы «СП», но и людей, проживающих и работающих в летний сезон в этих краях.

– Нет, сейчас накроет. Хорошо, что сеть не кинул, – рассуждает рыбак Тимофей Алексеевич Тояров, которого мы застали на берегу в лодке перебирающим сети.

Более тридцати лет житель деревни Самгымгорт продолжает дело предков, ежегодно выполняя план по добыче «живого серебра». Будучи мальчишкой, рыбачил вместе с отцом, а позже и сам стал рыбаком. Вместе с женой Кристиной Устиновной каждое лето они промышляют на угодьях Хиш-пана. Дети уже взрослые – сын Тихон живёт в Сургуте, дочь Анна в Лопхарях. Летом они навещают родителей. Вот и сейчас ждёт рыбак своего сына, ведь помощь в таком нелёгком деле лишней не будет.

– Сейчас я один выхожу на рыбалку. Конечно, нелегко, особенно, если на реке ветер, поэтому помощник мне нужен, – говорит Тимофей Алексеевич. – Лето в этом году для рыбалки неплохое. В основном ловится язь, налим, также попадаются в сети карась, окунь, щука. Выловил более пяти тонн рыбы. Хорошо, что не было пожаров, а то пришлось бы выезжать в Самгымгорт и караулить деревню, как это было в 2013 году. Тогда мы спасли все свои дома.

Пообщавшись с мужчиной, здесь же, на берегу, мы встретили ещё одного рыбака – Дениса Владимировича Мошкина. Он направлялся к лодке, чтобы съездить за бензином в Горки. Узнав о приезде корреспондентов районной газеты, охотно согласился ответить на несколько вопросов.

– Мои детские годы прошли в деревне Поштыгорт на реке Куноват, – рассказывает рыбак. – Родители держали оленей, и я им помогал. Потом они меня отдали в школу, а на каникулы всегда забирали домой. Летом мы вместе каслали. В семье я был самый старший, поэтому приходилось много работать. Окончив школу, вернулся домой.

В 2006 году молодой человек устроился работать в Горковский рыбозавод. Первые годы был весельщиком, сейчас он – кормовщик. «Значит, начальник лодки» – поясняет рыбак с пятнадцатилетним стажем.

– Раньше было легче – братья помогали. Сейчас все разъехались. Остался один, – сетует он. – Уровень воды в сорах этим летом был небольшой, поэтому мест под установку сетей было немного. Но, несмотря на трудности, годовой план я выполнил – поймал 15 тонн рыбы. Сейчас съезжу за бензином, и опять на рыбалку.

За семь месяцев текущего года предприятиями агропромышленного
комплекса Ямала выловлено свыше 5 тысяч тонн рыбы,
что составляет более половины годового плана.
В 2021 году намечено добыть порядка 10 тысяч тонн.
Пока лучшие результаты путины у Горковского рыбозавода – 900 тонн рыбы.

Пока мы беседовали с Денисом Владимировичем, грозовой фронт подступал уже со всех сторон, а порывистый ветер усиливался всё сильнее. С третьим рыбаком – Вячеславом Устиновичем Тояровым, также занимающимся промыслом на рыболовецких угодьях Хиш-пана, удалось пообщаться прямо на рабочем месте, то есть на плаву. Работа рыбака тяжёлая и напрямую зависит от погодных условий. Например, утром на замёте сетей погода Вячеславу Устиновичу благоприятствовала, но уже на выборе через два часа ему пришлось работать под проливным дождём при шквалистом ветре, вспышках молний и раскатах грома. Когда мы подъехали к нему, опытный рыбак, ловкими движениями рук распутывая сети, вынимал рыбу одну за другой. Вёслами же умело управлял его родственник Вячеслав Матвеевич Лонгортов.

– Сейчас, конечно, погода не совсем подходящая для рыбалки, но улов неплохой, – говорит он. – При безветренной погоде за день удаётся проплыть четыре раза, а иногда и по пять успеваем. Получается, что весь день ты проводишь на воде. Сначала закидываешь сети, ждёшь два часа, когда пройдёт плав, потом выбираешь улов и сдаёшь на плашкоут.

Вся жизнь и этого человека связана с рекой. С рыбалкой он знаком с детства. Каждое лето помогал родителям в рыболовном деле. После службы в армии устроился рыбаком в Горковский рыбозавод и вот уже несколько десятков лет продолжает дело отца.

– Сейчас на плаву язь начал хорошо ловиться. За день сдаю больше ста килограммов. Сырка пока нет, с чем это связано, не знаю. Может быть, с низким уровнем воды. Налим тоже ловится, но мало – всего по две-три штуки за плав. В сентябре планируем рыбачить неводом на щуку и щурогай. Здесь будем рыбачить до заморозков, а потом вернёмся к себе в деревню, – рассказывает Вячеслав Устинович.

После недолгой беседы едем сдавать улов на плашкоут, который находится напротив угодий. Шкипер – приёмщик Наталья Кузебная лихо взвешивает улов и называет цифру. За период летней навигации для неё это шестая стоянка. С мая она трудится на судне. Приехала из Тюмени, сама же родом из Украины. Увидев объявление в интернете, решила, поработав на Севере, попробовать свои силы.

– Сейчас за два дня принимаем около тонны рыбы. В июле, когда стояли в Лопхарях, за день принимали полторы-две тонны. Работать мне здесь нравится – свежий воздух, природа. Насекомые были только в июле. В общем, романтика, – говорит девушка.

Рыбаки же до конца сентября будут заниматься промыслом, а затем, собрав весь домашний скарб, вернутся со своими семьями на «малую родину» – в деревню Самгымгорт. Им нравится жить на природе, в тишине и уединении. Другой они жизни себе и не желают. Только сетует Тимофей Алексеевич, что пенсия у него уж очень маленькая, а Вячеслав Устинович делится переживаниями – при оформлении документов на пенсию, выяснилось, что не хватает ему пенсионного стажа.

Татьяна Созонова.
Фото автора.