16 июня 1868 года в село Мужи вошла фантастического вида длинная повозка, запряженная двумя десятками оленей. Это был цирковой фургон; на одном из его бортов красными буквами на золотом фоне красовалась надпись на английском языке «Труппа Цезаря Каскабеля». Обитатели фургона любовно называли его «Прекрасной Колесницей» или «Красоткой». Повозка возлежала на четырех крепких колесах и была снабжена стальными рессорами.

Внутри фургона, в четырех отсеках размещались семь человек: глава цирковой семьи Цезарь с супругой Корнелией занимали самую дальнюю от входа спальню. В следующем отсеке, похожем на корабельный кубрик, с четырьмя койками в два яруса, проживали дети Каскабелей – старший Жан, младший Сандр и средняя по возрасту Наполеона, а также принятая в труппу танцовщицей дочь индейского племени Кайетта. Далее располагался салон, или столовая, где все обитатели могли собраться вместе, там же давались сеансы гадания, а еще там была поставлена койка для русского графа Сергея Васильевича Наркина, путешествовавшего вместе с циркачами. Наконец, в первом от входа отсеке находилась кухня с небольшой печуркой, на которой Корнелия готовила для всех обеды и ужины. Здесь же на ночь натягивали гамак для неприхотливого от природы клоуна Клу-де-Жирофля по прозвищу Гвоздик, давно уже ставшего членом циркового семейства. В пути к ним прибились еще двое русских моряков – Ортик и Киршев. Кампанию дополняли две дрессированные собачки Вермут и Гладиатор, мартышка Джон Булль и попугай Жако. Цирк, да и только!

Фургон совершал дальнее сухопутное «плавание», которое началось в феврале 1867 года в штате Калифорния, в южной части Северной Америки. После двадцати лет в Соединенных Штатах цирковая семья приняла решение вернуться на родину – во Францию. Накопив необходимую сумму, чтобы заплатить за проезд на большом океанском корабле, Каскабели отправились в путь до Нью-Йорка. Но в дороге их сбережения были украдены, и тогда глава семьи принял смелое решение добираться в Европу другим путем – через всю Северную Америку до Аляски, затем по льду Берингова пролива на Азиатский континент, через Сибирь, Урал и европейскую часть России…

И вот, спустя шестнадцать месяцев необыкновенного путешествия, полного опасностей и приключений, «Прекрасная Колесница», переправившись через Обь речным паромом, въехала в Мужи…

Вы, конечно, скажете, что я фантазирую, но это не совсем так. Я лишь пересказываю сюжет романа всемирно известного французского писателя Жюля Верна, мастера приключений, научного фантаста, более других наук любившего науку географии. Для сегодняшних подростков, не знающих этого имени, скажу, что сюжет о приключениях героев Жюля Верна в Мужах – это все равно, что если бы Джоан Роулинг написала, что в нашем селе Гарри Поттер уничтожил один из крестражей Лорда Волан-де-Морта.

Роман, о котором идет речь, называется «Цезарь Каскабель». Он вышел в свет в 1890 году, пополнив серию книг писателя «Необыкновенные путешествия». Так и слышу недоуменные вопросы: как в произведение Жюля Верна могло попасть маленькое сибирское село? Мог ли великий писатель знать о его существовании? Может быть, это совсем другое место, просто созвучное по названию? Ну, что ж, судите сами.

Жюль Верн. Цезарь Каскабель. Часть 2, глава 10 «От Оби до Урала»:

«…спутники, остановившись на правом берегу реки, наблюдали за ее течением. Там и сям выступали островки, поросшие ивой… Вверх и вниз по течению сновали многочисленные суда…Перевоз при помощи парома был устроен недалеко, и скоро «Красотка» перебралась в посад Мужи, находящийся на левом берегу Оби. В сущности, это был не посад, а деревушка, и здесь… не было полицейского поста».

Вы скажете, что паромы тогда не ходили. Конечно! Но ведь во времена Жюля Верна не было и подводной лодки, вертолета и космического корабля, которые писатель нафантазировал в своих произведениях. Многие его прогнозы стали научными и техническими открытиями будущего. Вот и в Мужи сегодня уже можно приехать на пароме!

В 1868 году Мужам было всего 28 лет. По данным церковных метрических книг известно, что в середине 1860-х годов в селе постоянно жили и оставались здесь на летние месяцы не более 15 семей. Дома жителей располагались между Юганом и Обью вблизи храма (ныне район центральной площади) и к северу от него. Это вполне соответствует оценке Жюля Верна.

Самое раннее описание села было сделано чиновником Министерства путей сообщения И. М. Воропаем, исследовавшем возможные пути через Урал в 1886 году: «…в селе Мужах до 70 домов и больше двухсот душ, живущих, по-видимому, не худо. Правда, зажиточных домов здесь около 4-х, а прочие живут, как здесь говорят, ровненько, но все-таки, по-видимому, не нуждаясь».

А вот сведения от участников геологической экспедиции купца Сыромятникова, побывавших здесь в 1892 году: «Дома одноэтажные, но высокие, так Через Мужи пролегал путь героев романа «Цезарь Каскабель» в Европейскую Россию что издали кажутся двухэтажными. Более достаточные зыряне строят дома в 6 окон на 2 половины, заключающие в себе одинаковое число комнат с одинаковым расположением… Лучшие из домов — купчихи Корниловой, купца Окунева, Филиппова (сельский староста в 1878-1892 годах – прим. автора), священника и дьякона».

Продолжаем читать роман:

«Жители деревни Мужи оказали путешественникам прекрасный прием, и они решили пробыть здесь сутки, чтобы немного отдохнуть. К Каскабелю явился городничий и попросил показать бумаги, которые ему тотчас же и предъявили».

Городничим писатель заменил мало понятного ему сельского старосту или старшину, который фактически осуществлял функции органа местной власти. Все путешественники тех лет, а их было немало, отмечали исключительное гостеприимство жителей и встречались с сельским старостой. В конце 1860-х годов, вероятно, сельским старостой являлся Филимон Зосимович Рочев, первый постоянный житель села, обосновавшийся здесь в 1843 году. Его имя упоминается в нескольких документах, в том числе в дневниковых записях Дмитрия Юрьева – участника Уральской экспедиции Русского географического общества 1848 г. Филимон Рочев встретил путешественников, находившихся в бедственном положении, на Мужинском Урале и привел в свое жилище – «теплую и гостеприимную избу».

А вот как описал визит к сельскому старосте Жюль Верн:

«В этот же вечер вся труппа отправилась к дому городничего. Он жил в довольно просторном доме, раскрашенном в золотистые тона в память об Александре Первом, обожавшем подобную расцветку. На стенах висели иконы, изображавшие Богородицу и русских святых, обрамленные в красивые серебряные оклады. Скамейки и лавки послужили креслами городскому голове, его жене и трем дочерям. Хозяева дома пригласили полдюжины почетных гостей разделить с ними радость этого вечера; простые обыватели сгрудились вокруг дома, довольствуясь тем, что видели через окна».

В реальности у Филимона Рочева была супруга Иулита Георгиевна, пять дочерей (Ульяна, Афанелия, Евлампия, Минодора и Марфа) и сын Сергей. Из исторических документов нам известно, что в 1880 году сельским старостой в Мужах был Петр Сидорович Филиппов, а в 1886-м, как сообщает И. М. Воропай, – сын Филимона Рочева Сергей Филимонович, занимавшийся также купеческим делом.

Итак, по сюжету Жюля Верна, путешественники дали в Мужах цирковое представление:

«Семейство Каскабель было принято приветливо. Оказалось, что долгое отсутствие упражнений не повлияло на ловкость артистов, и все сошло отлично. Акробатические проделки Сандра и грация Наполеоны, которая, за неимением проволоки, протанцевала какой-то танец на полу, были награждены аплодисментами. Жан восхитил всех своим искусством жонглера. Окончательно победили все сердца Каскабель и, особенно, Корнелия, которая одной рукой подняла и пронесла по комнате двух зрителей. Сергей Васильевич тоже принял участие в представлении и довольно ловко проделал несколько фокусов…».

Удивительное совпадение! В Тобольских губернских ведомостях за 1865 год был описан такой «курьезный случай». Один из березовских служащих, возвращаясь из Обдорска через селение Мужи, услыхал, что «приехали сюда же в Мужи и едут в Обдорск некие господа в количестве 4-х человек, якобы купцы казанские за покупкою пушнины». На деле же оказалось, что купцы эти были «фокусники-промышленники», другими словами, циркачи, ехавшие на Обдорскую ярмарку показать свои искусства. «Их обманули где-то в России, сказав, что в Обдорске можно зашибить копейку их ремеслом, а те, не зная, что за край в Обдорске, поверили и решились ехать…». На январском морозе в Обдорске им не удалось «позабавить публику на торгу, на открытом воздухе разными карточными фокусами» и, понеся тяжелые убытки, они должны были ни с чем возвратиться вспять. «К счастью, – отмечает автор заметки, – березовское общество, сочувствуя их горю, согласилось помочь им, посмотрев их балаганные фокусы, и тем дали возможность выехать им из Березова с миром».

Вполне вероятно, что этот случай стал известен Жюлю Верну и способствовал рождению сюжета романа «Цезарь Каскабель». Герои романа целенаправленно въехали в Европу через Мужи, а не через более крупные центры Обдорск или Березов, поскольку для них важно было миновать полицейские посты. По сюжету, граф Сергей Наркин, прибившийся к цирковому семейству, являлся беглым ссыльным, который возвращался в Россию нелегально. И для села Мужи автор приготовил особую миссию – именно здесь на документах путешественников была поставлена виза, открывающая им путь в Европейскую Россию!

«После представления подали угощение: душистый чай с вареньем и сладким пирогом с коринкой (сорт мелкого винограда, кишмиш – прим. автора). Когда вечеринка подошла к концу, городничий без колебаний завизировал бумаги, представленные ему господином Каскабелем. Теперь «Прекрасная Колесница» законно находилась на русской земле. Следующий день посвятили отдыху. Корнелия пополняла свои запасы, купив муки, рису, масла и кое-что из напитков. Все это стоило здесь очень недорого. Что касается консервов, то здесь их нельзя было достать, но большой беды в этом не было, так как по дороге дичь водилась в изобилии».

Жюль Верн неспроста написал о пополнении провианта в Мужах. Источником информации для него служили материалы Русского географического общества, которым в 1840-80-х годах была предпринята серия экспедиций на Урал и в полярные области Западной Сибири, и практически все они не миновали Мужей. Как правило, здесь экспедиции запасались продуктами и нанимали проводников и транспорт – летом лодки с гребцами или лошадей, зимой – оленьи упряжки.

Участники экспедиции Сыромятникова 1992 года так характеризуют Мужи: «Село Мужи, собственно говоря, торговая фактория, обороты которой в прежние времена были довольно крупны… У Корниловой здесь целое поместье, расположенное на берегу Оби: амбары и много надворных построек; к реке сделаны сходни вроде маленькой пристани. Хлебных амбаров три: Корниловой, Окунева и Бронникова. В лавках Корниловой и Окунева можно найти всевозможные товары, начиная со смолы и кончая зрительными трубами, которые покупают зыряне для своих путешествий по Уралу…».

Непосредственным образом получать данные из первых рук писатель мог от русского географа Петра Кропоткина, который консультировал французских коллег относительно географии Азиатской России. Некоторые исследователи творчества Жюля Верна полагают, что именно Петр Алексеевич запечатлен в образе беглого князя Наркина.

Что в сюжете романа Цезарь Каскабель правда, а что фантазия автора? Разобраться в этом вопросе попробуйте на новом экскурсионном квест-маршруте по селу Мужи «От Оби до Урала», на который в скором времени можно будет попасть с Центром развития туризма «ЗЕМЛЯ ЛУГУЯ». Главное, что уже в первые десятилетия своего существования Мужи – маленькое провинциальное село у подножия Уральских гор – было достойно внимания великих ученых, путешественников, писателей. А Жюль Верн открыл наши края для широкого круга читателей. Наступило время и нам, живущим здесь в XXI веке, открыть забытые страницы из прошлого своего края для себя и наших гостей!

Директор Центра развития туризма «ЗЕМЛЯ ЛУГУЯ» Анна Брусницына, при поддержке Фонда президентских грантов.
Иллюстрации предоставлены автором.