Ежегодно отмечаемый в последнее воскресенье октября профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, также называемый «День водителя», приобрёл статус народного. Сейчас в этот день поздравляют не только профессиональных водителей, но и всех, кто за рулём. С каждым годом стремительно растёт число автолюбителей, чего не скажешь о тех, кто специализируется на вождении общественного транспорта: в нашем сельском районе всего один водитель автобуса – Сергей Анатольевич Гындыбин

С профессией водителя Сергей Гындыбин определился ещё в детстве, когда вместе с отцом впервые сел за баранку колёсного трактора, а позже уже самостоятельно управлял рычагами гусеничной спецтехники на сенокосных полях. После окончания школы поехал учиться на водительские права в Ханты-Мансийский ДОСААФ. Получив категорию «В», отправился в армию, где довелось служить на должности водителя. Там он не только наработал опыт, но и повысил квалификацию, попутно освоив профессию крановщика, специализируясь на тяжёлом КрАЗе. Уже после службы получил водительские права категорий «D» и «E». Работал на своей малой родине – в посёлке Игрим Берёзовского района. Уже четвёртый год Сергей Анатольевич развозит пассажиров райцентра Шурышкарского района на автобусе по привычному маршруту и расписанию, осуществляя семь рейсов в день.

Водитель автобуса отмечает, что продолжительность одного рейса может доходить до 50 минут и зависит от времени года и погоды. От этого же зависит и количество пассажиров: так, в сильные морозы или в метель желающих добраться куда-либо в тепле и комфорте существенно больше.

В автобусе 21 сидячее место и 39 стоячих, и в «часы пик» бывает, что на всех мест не хватает. Самый загруженный – первый утренний рейс, особенно с остановки Комсомольская, 3 (центральная площадь). На него в основном приходят школьники и мамы с детьми. На второй рейс садится преимущественно взрослое рабочее население.

– Всегда осуществляю движение строго по времени. Ведь если, скажем, с одной остановки уеду раньше, то на следующей кто-то может не успеть, – говорит Сергей Гындыбин. – При виде бегущего за транспортом пассажира, конечно, остановлюсь, а если опоздавший просто махнул рукой и идёт не торопясь, то заставлять ждать остальных пассажиров не стану.

Отдельно водитель отмечает недостаточное воспитание учащихся при нахождении в автобусе: некоторые не уступают места пенсионерам и мамам с маленькими детьми. Пока со стороны взрослых пассажиров или от самого водителя, а это ему приходится делать постоянно, не последует замечание, школьники не пойдут на уступки, и это несмотря на то, что им ещё за партой сидеть весь учебный день. Но есть и положительные перемены: Сергей Анатольевич отметил, что в автобусе мусорить стали меньше, раньше после рейса приходилось долго вычищать салон от шелухи семечек, пластика, бумаги.

Учитывая, что габариты автобуса немалые, а мужевские улицы не самые широкие, особенно разъезды, и движение по ним не такое активное, как в городе, управлять автобусом не так просто, как кажется на первый взгляд.

– Сейчас многие местные водители перестали занимать места остановок, при виде автобуса сразу уступают, не препятствуя посадке и высадке пассажиров, – продолжает сотрудник «СпецТрансСервиса». – Вообще сегодня большая проблема – это отсутствие оборудованных автобусных остановок. Хотя бы одну такую поставили бы на парковке у центральной площади. Подъезжаешь, а там всегда утром много детей стоит, которым элементарно негде укрыться от ветра: кто прячется за здание, кто друг за друга. Вероятно, оборудовать заезд к остановке, не создающий помех проезжающим автомобилям, или расширить полосу нет возможности из-за смежных с дорогой частных и иных земель, но поставить конструкцию для ожидающих пассажиров, я считаю, вполне возможно. Этот вопрос уже неоднократно озвучивался, имея поддержку от населения, но остался открытым.

За девять месяцев 2021 года работы ОГИБДД
ОМВД России по Шурышкарскому району
пресечено 861 административное правонарушение
(АППГ – 820). Среди нарушителей 12 водителей задержано
в нетрезвом состоянии, 17 отказались от
медицинского освидетельствования,75 управляли
транспортным средством, не имея прав, 182 водителя

управляли ТС, не пристегнувшись ремнём безопасности,
19 нарушили правила перевозки людей, 7 не
уступили дорогу пешеходам, велосипедистам,
пользующимся преимуществом, 7 водителей
оставили место ДТП. 29 нарушений ПДД

совершили пешеходы, пассажиры.
По итогам прошедшего периода наложено
административных штрафов на сумму 1 219
200 рублей, взыскано 72,3% или 882 100 рублей.
В суд направлено 53 материала, из них в 20
случаях принято решение о лишении
водительского удостоверения, в 25 – об аресте.

Единственный пассажирский автобус с выходом на маршруты этой осенью, как оказалось, пересёк интересы таксистов. Самозанятые водители жаловались Сергею Анатольевичу, мол, клиентов забрал себе. А зачем платить за поездку на такси нынешний тариф в 200 рублей, если можно вовремя прийти к автобусной остановке и приехать в нужный пункт назначения вовсе бесплатно? К слову, Сергей Гындыбин рассказал о случаях, когда гости села, садясь в общественный транспорт, спрашивали, сколько стоит проезд. Один раз водитель в шутку ответил, что 150 рублей, и наивный пассажир, даже не спросив, почему так дорого, поспешил достать кошелёк, а когда Сергей Анатольевич остановил его и сказал правду, тот лишь засмеялся.

Помимо маршрутных рейсов водитель часто привлекается на работу в выходные, праздники, когда автобус обслуживает артистов, перевозит туристов и иных особых гостей района.

На вопрос «почему часто автолюбители, находясь за рулём, ведут себя далеко не вежливо?», Сергей Анатольевич отвечает:

– У всех одна мысль – быстрее сесть и быстрее приехать, спешка есть всегда, даже если нет пробок, а здесь их не бывает, поэтому сложно объяснить. Видимо, у автолюбителей низкая культура вождения (к автозимнику это не относится). Могу смело сказать, что даже в городе ездить намного легче, пусть даже в большом потоке. Вообще в целом здесь другое отношение на дорогах, но это применительно к автобусу.

Вениамин Горяев.
Фото автора.