Краткий исторический экскурс

Зимники, наверное, существовали и действовали с тех пор, как люди заселили эти северные края. Но зимник зимнику рознь. Одно дело – санная дорога конной или оленьей упряжки на знаменитой почтовой «верёвочке» от Салехарда до Березово через Мужи и Ямгорт. И другое дело – нынешние зимники. Большая, как говорится, разница. Не будем заглядывать слишком далеко – в конную историю.
Но и от первых грузовых тракторных и автопоездов до нынешних накатанных зимних автодорог – путь немалый и порой драматичный.
С появлением мощной грузовой автомобильной техники в 90-е годы, когда подорожали авиарейсы Ан-2, стали торить зимник механизаторы организаций – совхозные автопоезда завозили сотни тонн субпродуктов, морепродуктов для звероферм, рыбозавод вывозил уловы на рыбокомбинат, рыбкоопы везли продукты. Горковчане свой путь торили через Питляр, мужевские – по традиционному маршруту. Рейсы (туда-сюда) доходили порой до недели. И каждый рейс, по сути, новая тропа.
История же обустроенных зимников насчитывает порядка двух десятилетий. С начала нулевых уже можно говорить о целенаправленной очистке зимней трассы Мужи-Лабытнанги. Так, 14 января 2002 года распоряжением администрации официально открывается движение по зимнику Мужи-Лабытнанги. В последующие годы и до сего дня зимник на Салехард официально открывался обычно 25-28 декабря. Но фактически «тропа жизни» действует уже с конца ноября.
В 2003 году первый рейс по зимней трассе на маршруте Мужи-Лабытнанги в конце ноября совершила механизированная колонна Мужевского потребобщества. Два вездехода и УАЗ завезли в райцентр овощи и фрукты. Мнение водителей: работы по обустройству зимника надо начинать раньше, намораживать лёд на переправах, а не ждать от природы морозов. С чем соглашается тогдашний начальник транспортного предприятия Михаил Владимирович Некрасов, говоря о том, что уже нанят человек, который займётся наморозкой ледовой переправы в Войкарах. Тогдашние стандарты на зимнике: ширина дорожного полотна семь метров, на сложных участках – Войкарский и Восяховский сор – в два раза шире.
С какого же времени, помимо разговоров и мечтаний о зимнике в южную сторону, начались реальные действия?
4 декабря 2004 года на страницах газеты «Северная панорама» было опубликовано интервью с директором Мужевской дирекции материально-технического снабжения Михаилом Владимировичем Некрасовым, который обещал сдать полностью зимник по направлению Мужи-Лабытнанги к первому января. Сдерживало открытие толщина льда на водных переправах (река Войкар). В прошлом году предприятие обслуживало дорогу от Мужей до Усть-Войкар и до Азовы в южную сторону. В текущем же году дирекция планировала взять под контроль все местные зимние трассы по району. И осуществить наконец задумку – проложить дорогу в сторону Теги Березовского района. В предыдущем году была сделана первая попытка, но не было вездехода. С его появлением шансы проложить наконец «дорогу жизни» вполне вероятны, считал директор. Экономия при завозе грузов из Тюмени – 1800 километров. В штате транспортного предприятия 89 человек. В этом же году случился форс-мажор на зимнике. Пурга пришла без предупреждения, и на зимнике Мужи-Лабытнанги было заблокировано 14 машин «УАЗ» с пассажирами. 7 марта в спасательный рейс отправились два «Кировца», две «Вахтовки», «Урал», фургон и бензовоз.
В 2005 году Мужевская дирекция материально-технического снабжения занимается и перевозкой пассажиров по зимним трассам.
В праздничные и предпраздничные дни, с 29 по 31 декабря, пассажирские «Вахтовки» перевозили студентов, новогодние подарки, выполняли заявки управлений.
Пассажирские рейсы Мужи-Лабытнанги выполнялись три раза в неделю: среда, пятница и воскресенье. Один раз в неделю, по вторникам, «Вахтовка» ходила в Овгорт. В стадии рассмотрения вопрос об открытии пассажирской линии Мужи-Горки.
Тогда же в разведрейс по маршруту Мужи-Азовы-Теги отправились две машины «Урал» с волокушей. Но высокий уровень воды в Ильягортской протоке не позволил идти дальше.
Вскоре появился еще один вид зимнего транспорта, который с середины нулевых начал внедряться на маршруте Мужи-Салехард. Но первые их рейсы были довольно тревожными. Так, 13 января 2007 года судно на воздушной подушке из-за поломки остановилось где-то на полпути между Шурышкарами и Мужами по Малой Оби. И спасательная операция велась и по земле, и по воздуху. Из Шурышкар пробились снегоходы и вывезли троих взрослых и детей. Вылетевший же вертолет не смог найти место аварийной стоянки. Позже пришла еще одна «подушка» из Салехарда и вывезла оставшихся пассажиров в Шурышкары, и уже оттуда автотранспортом в Мужи. Вот такие сюжеты были с первыми «подушками». По-прежнему пассажирские «Вахтовки» работают три дня в неделю на маршруте Мужи-Лабытнанги, стоимость проезда 750 рублей. Один раз в неделю «Вахтовка» выполняла рейс Мужи-Азовы-Горки-Лопхари. В этот год из высокого снежного покрова на очистке зимней трассы были применены БАТы – большие армейские тягачи, они чистили трассу на участке от Салехарда до Шурышкар.
2008 год. Очередная попытка выбрать «свою колею» обернулась 40-часовым снежным пленом на трассе от Лабытнанги до Мужей. Впрочем, эта практика сохранилась и до сего дня – до официального открытия и после его закрытия бить «свою колею». Когда погода благоприятствует, такой «самопальный» зимник действует. Но вот 12 декабря один за другим вышли из Лабытнанги 14 автомобилей, и вскоре в вихре налетевшей пурги все они собрались где-то в районе Холам-лора (великого и страшного), и встали. И развернулась очередная мучительная спасательная операция. Помощь пришла из Мужей: трактор МТЗ по четыре машины «на галстуке» вытягивал их через сор. А впереди были еще и Войкарский сор, и множество соймов, которые помогала преодолевать «Урал»-вахта. На вертолеты билетов не было, 19 человек выбрали «свою колею» и отхватили экстрима.

Продолжение в следующем номере.

Обзор подготовил Николай Рочев.
Фото из открытых источников.