Краткий исторический экскурс

Два десятилетия окультуривания зимних трасс на межмуниципальном и внутрирайонных маршрутах шли в поисках новых решений и совершенствования технологии строительства зимников. А также с появлением новых видов транспортных средств, в частности, судов на воздушной подушке, ТРЭКОЛов.

В плане технологии ямальские дорожники поначалу просто накатывали зимник, утрамбовывая снег. Но возвращающиеся с юга области через Теги водители в голос утверждали, что правильная технология у югорчан – чистить до земли, и потом уже накатывать. Не сразу, но все же переняли этот опыт. Сегодня уже и ширина зимников доходит до 20-ти метров, применяется более мощная техника и оборудование, заливка водой уже накатанной трассы. И доехать от Мужей до Салехарда за три-четыре часа вполне реально. Но все эти новшества выпали на второе десятилетие нового века. Не всё и не сразу вошло в арсенал дорожников.

Так, в 2009 году начинала ходить по Большой Оби от Салехарда через Питляр на Горки и обратно «подушка», способная перевезти за рейс 24 человека. Стоимость от Салехарда до Горок – 2,5 тысячи рублей, до Питляра – вполовину меньше. Предполагали дважды в неделю совершать рейсы. Но недолго продержался этот маршрут.

Поворотным для пассажироперевозок стал 2010 год, когда «СпецТрансСервису» была запрещена перевозка пассажиров по зимнику на транспорте категории «Д». С тех пор эта сфера отошла к частному извозу: ТРЭКОЛы и автомобили возили тех, кто не попадал на вертолет, либо срочно нужно поспеть к самолету в Салехарде.

2012 год. Дорогу Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги длиной 314 километров обустраивают дорожники «ИП Думанищев». Открыли с первого января нового года. Устройство автозимников начинается, когда высота снежного покрова достигает двадцати сантиметров, а толщина льда может выдержать дорожно-строительные машины. Строительство временной дороги в среднем занимает около месяца. На ней устанавливаются вехи, а также дорожные знаки, определяющие грузоподъемность, скорость движения автомобилей. Ширина проезжей части зимника должна быть не менее шести метров.

Январь 2013 года. Ямальских автомобилистов, выезжающих на зимник, предупреждают, что в багажнике автомобиля нужно иметь лопату, буксировочный трос и запас горючего. По зимним автодорогам запрещается движение одиночных неполноприводных легковых автомобилей без сопровождения. 25 декабря работала комиссия по приемке транзитного участка зимника Лабытнанги – Теги, проходящего по территории района. Было принято решение открыть движение по зимнику автотранспорта массой до восьми тонн. С установкой контрольно-пропускных пунктов в Лабытнанги, Мужах и Азовы. С учетом запланированного ранее изменения маршрута движения большегрузных машин введен в эксплуатацию участок объездной дороги в райцентре по берегу реки Малая Обь. Администрации поселения Мужевское рекомендовано установить знаки, запрещающие въезд грузового транспорта в южной, северной оконечностях села, а также во всех местах въезда в село со стороны реки. Объездная дорога с южной части села уходит по береговой полосе, которая летом была очищена от металлолома и подготовлена для проезда техники. У грузового причала организована ледовая переправа с наморозкой льда до необходимой толщины. Далее дорога опять идет по берегу реки с выходом за аэропортом на трассу основного зимника. На обустройстве внутрирайонных зимних трасс по субсидиям работает местный подрядчик «СпецТрансСервис».

2014 год. К середине декабря несанкционированная трасса от Мужей до Лабытнанги уже действовала – ТРЭКОЛы, машины везли грузы и пассажиров. «СпецТрансСервис» обустраивал внутрирайонные трассы – 131 километр. Сдача планировалась до 10 января 2015 года. Конкурс на три года на обустройство транзитного участка Лыбытнанги – Теги выиграла подрядная организация «Ямалавтодор». «СпецТрансСервис» на субподряде обустраивал участок Черный мыс – Восяхово. А участок Теги – Азовы отдан субподрядной организации из Игрима. «Ямалавтодор» планировал до 15 декабря обустроить свои участки и подготовить к приемке. В обязанности строительства зимника входит: очистка трассы, намораживание ледовых переправ, установка вешек и дорожных знаков.

2015 год. Дорожники восстанавливают зимник Лабытнанги – Теги после пурги. 14 января провели оперативный мониторинг зимней автомобильной дороги Лабытнанги – Теги, который сильно пострадал от непогоды. Шестого и седьмого января выпала месячная норма осадков, плюс метель, все это осложнило движение автотранспорта по зимнику. В районе села Шурышкары в пургу застряли более семидесяти машин. Дорожники незамедлительно пришли на помощь. Возвращались в Лабытнанги по одной колее, вслед за спецтехникой, которая прочищала занесенный путь. Движение на зимнике открыли двенадцатого января для всех видов транспорта массой до пятнадцати тонн. Но треть участка протяженностью сто километров пришлось строить практически заново. По технике безопасности движение по автозимнику в условиях ограниченной видимости запрещено, но ямальских водителей ничто не останавливает и не пугает, – сетуют дорожники. Если в пургу со стороны ХМАО на два дня движение по зимнику запретили, и люди понимали, что речь идет о жизни и смерти, с нашей же стороны никакие запреты не действуют, водители идут напролом, и ничто их не останавливает.

2017 год. Дороги зимние в введении «Ямалавтодора». С начала декабря ведутся работы по очистке, намораживаются ледовые переправы. Но из-за оттепели и высокого уровня снега сдерживается выход тяжелой техники для очистки. К середине января «Ямалавтодор» обслуживает зимники до Мужей и до поселка Теги, движение транспорта до 20 тонн открыто.

2019 год. 23-24 декабря ожидался выезд комиссии по приемке качества работ на зимнике. Устанавливаются дорожные знаки, в населенных пунктах установлены КПП. А вот по направлению Азовы – Теги все гораздо сложнее, к 20 декабря игримская спецтехника была еще в 35-ти километрах от Азовы. А трассу эту ждут выезжающие на новогодние каникулы и шурышкарцы, и салехардцы.

Массовые перевозки грузов по сквозному зимнику шли всё второе десятилетие. Достаточно вспомнить такой факт: некая фирма перегоняла грузовики-самосвалы в Лабытнанги, и по подсчетам контролеров на пропускном пункте только за эту зиму их прошло более двух сотен. Эти «паркетники» даже малейший косогор брали тройной тягой. Летом «останки» той колонны уже возвращались по реке на понтонах.

Но в целом, если говорить о зимниках, то при нынешней технике возможно проложить зимник в любом направлении и на любое расстояние, несмотря на торфяники, горы и болота. Так, за месяц с небольшим была обустроена и действует вторую зиму дорога к песчаному карьеру на Вышке в 11 километрах от райцентра.

В зиму 2013 года функционировал зимник по, казалось бы, уж совсем фантастическому маршруту: Усть-Войкары – Вершина Войкары – Варчато, где за зиму проходило до пятисот машин с грузами. Словом, зимник возможен в любом направлении, были бы цель и средства.

А что же с пассажироперевозками? Кроме рейсов автобусных Мужи – Восяхово, другие направления коммерциолизированы. Здесь сложилась своя система перевозок, свой сервис и свои цены, которые, по сути, сравнялись с вертолетными.

Впрочем, в конце прошлого года на встрече с предпринимателями глава района Олег Попов выразил готовность поддержать тех предпринимателей, которые возьмутся за организацию пассажироперевозок на субсидируемых внутрирайонных маршрутах.

Преимущества для пассажиров очевидны – субсидируемые билеты, твердое расписание.

Такими в третье десятилетие нынешнего века шагнули зимники. Но, как говорится, нет предела совершенству. Растут потребности и требования пользователей.

Николай Рочев.
Фото Татьяны Паршуковой.