Чтобы попасть в верховья реки Сыня не обязательно иметь снегоход, можно проехать и на внедорожнике, во всяком случае, до Оволынгорта дорога позволяет. По пути маршрута около Вытвожгорта, что находится между Нымвожгортом и Оволынгортом, мы встретили местного жителя, проверяющего ставные сети, им оказался рыбак общины «Согласие» Афанасий Кириллович Куртямов, который охотно рассказал о себе и своей промысловой деятельности

С ранних лет Афанасий приобрел рыбацкий опыт, помогая родителям на промысле вместе со старшим братом Емельяном. Семья была многодетная, трое братьев и пять сестер. В то время, родители трудились в совхозе «Мужевский», на летний сезон они переезжали в Аканлейм, где вели промысел вплоть до конца сентября. В отличии от старшего и младшего братьев Емельяна и Эрнста, в оленеводство попасть выпускнику школы не получилось, его призвали на службу в Советскую армию. Служба проходила в танковых войсках в Томской области в должности механика-водителя. Последующее обучение в медучилище ему пришлось не по душе, впрочем, как и многим студентам рыболовецких деревень, в те времена, предпочитавшим образованию традиционную отрасль. Однако рыбаком он отработал недолго, потому как его назначили бригадиром овгортской молочно-товарной фермы. В то время на молочно-товарной ферме содержалось около 20-ти лошадей, 30 дойных коров, без учета нетелей и молодняка.

– Времена были неплохие, – с некоторой грустью вспоминает Афанасий Куртямов, – работали, конечно, много, но было свое молоко с фермы, заготавливали сено, возили дрова. Около сорока человек трудилось на ферме, а в период сенокоса дополнительно привлекали рабочих. Все это было, пока не развалился Союз, а за ним и совхоз. В это время я уже закончил четвертый курс сельхозакадемии заочно, в итоге вынужден был оставить учебу, нужно было семью поднимать. Работал завхозом местной больницы и наконец, вернулся в рыболовецкую отрасль, как вышел на пенсию. А чтобы не сидеть без дела, устроился в общину «Согласие», конечно, здесь много не заработаешь, но квота на добычу рыбы есть небольшая, да что-то для себя, что-то отправить детям и сестрам.

Проверив четвертую сеть, Афанасий Кириллович поймал около десятка мелкого пыжьяна.

Конечно, можно больше сетей ставить, но рыбы очень мало, поэтому смысла нет, да и возраст дает о себе знать, – между делом говорит пенсионер, – в прошлом году рыбы тоже не было. Вообще в последний раз хороши лов был лет шесть-семь назад, хорошо шла загарная рыба, в тот год были сильные морозы, когда по малой воде река встала, а снега не было. Нынче хоть и уровень воды мал, зато снега много. Кстати, заметил, что за последние годы рыба стала оставаться в верховьях, помимо той, что всегда обитает в ямах горной реки. Скорее всего это связано с загрязнением Оби.

Однако основной промысел рыбаки ведут на неквотируемую черную рыбу. Пик путины приходится на осень (ноябрь-декабрь) и весну, перед ледоходом, когда щука начинает идти. Весной период лова очень короткий, зато продуктивный. В канун весновки Афанасий Куртямов вместе с братьями переезжают в деревню на промысел.

Как представитель КМНС Афанасий Куртямов ведет полуоседлый образ жизни, и поэтому имеет льготы на получение социальных доплат и материальной поддержки от Департамента КМНС ЯНАО. Однако, как отмечает пенсионер, условия работы в плане поддержки в общине сильно отличаются от рыбодобывающих предприятий и далеко не в лучшую сторону, несмотря на то, что сбыт продукции уходит в единую точку – Салехардский рыбокомбинат. Также отметил один плюс, что, наконец, представителям традиционной отрасли стали выдавать деньги на самостоятельную закупку качественных бензопил.

Днем ранее в родовую деревню Куртямовых приезжали туристы из Перми, один из которых давний друг Афанасия Кирилловича, не первый год посещающий сынские края. Для гостей у хозяина есть отдельная изба, где они ночуют и отдыхают.

С дровами жители глубинки вопрос заранее определяют, заготовку проводят весной по насту и в преддверии зимы.

На вопрос, что их привлекает здесь, пенсионер отвечает:

– Просто им нравится наша природа и даже погода. Посидеть с удочкой, отдохнуть в лесу, сменить обстановку. Им даже неважно, будет ли улов или нет, причем, как ни странно, белая рыба их вообще не интересует, а вот крупных окуней и щук отвезти домой родственникам они всегда рады.

– А почему бы вам просто не оставить рыбалку и сидеть дома у телевизора? – спрашиваю я.

– В свое время наше поколение приучили к физическому труду, поэтому многие знакомые еще готовы работать, а вот мы своих детей, наверное, нет, не приучили. Не могу долго в четырех стенах находиться, а телевизор я и в избушке посмотреть могу. Сейчас дальние сети проверю, приеду в деревню, запущу станцию, чтобы по телевизору посмотреть открытие Зимних Олимпийских игр.

Супруги Афанасий Кириллович и Альбина Михайловна вырастили и воспитали четырех детей: старшему Даниилу 35 лет, младшему Роману – 26, старшая дочь Алена так же как и братья проживает в родном Овгорте, а Анастасия переехала в Салехард.

Вениамин Горяев.
Фото автора.