13 апреля в режиме видеоконференцсвязи состоялось очередное заседание клуба замещающих семей

На встрече были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся всех возрастов детей, проживающих в семьях опекунов и приемных родителей. Это влияние микроклимата семьи на поведение детей; оказание помощи детям с речевыми нарушениями в дошкольном или младшем школьном возрасте; готовые домашние задания – плюсы и минусы; дети в мире информации; понятие о детской безопасности в сети Интернет.

Специалисты службы психолого-социального сопровождения замещающих семей доступно с применением практических заданий донесли важную информацию для опекунов и приемных родителей. Вспомнили стили семейного воспитания, попробовали определить, какой стиль они используют в своей семье. Также были даны рекомендации родителям по снижению тревожности детей. В большинстве случаев детей тревожат отношения в семье с родителями, сестрами, братьями (то есть со значимыми для них людьми), ближайшее будущее, связанное со сдачей экзаменов и дальнейшим поступлением в учебное заведение. Сделали вывод о том, что микроклимат в семье играет огромную роль, как в воспитании, так и в обучении ребенка.

На заседании была затронута проблема, которая с каждым годом, к сожалению, становится все более глобальной – речевое развитие детей. Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь ко времени поступления в школу, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь. Очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. Родителям были предложены простые и доступные приемы и методы обучения и коррекции речи ребенка. Не обошли вниманием и психологическую готовность ребенка к школе, знания его об окружающем мире, о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной и стремлением к приобретению знаний.

В процессе работы специалисты службы социально-психологического сопровождения вместе с опекунами и приемными родителями решали вопрос о применении готовых домашних заданий (ГДЗ) в обучении детей. Как известно, сколько людей, столько и мнений, но участники заседания пришли к единому выводу: в результате бездумного списывания суть домашних работ теряется. Вместо того чтобы разобраться и закрепить материал, ученик открывает сайт с готовыми ответами, переписывает все в тетрадь, то есть перестает думать и пытаться найти решения самостоятельно. Придя на контрольную работу или экзамен, ребенок не может сообразить и выполнить предложенные задания, так как он не закрепил и не усвоил материал, следовательно, обучающийся становится неуспешным.

Но есть и положительный момент при использовании готовых домашних заданий: если использовать ГДЗ только для проверки домашнего задания и своего решения, не дожидаясь, когда проверят родители и учитель. Также хорошо пригодятся готовые тексты в интернете для написания сочинений. Можно прочитать несколько источников, пропустить их через себя, а потом на их основе написать своё сочинение. Но при условии, что это будет полностью авторский текст, а не бездумно списанный из первого же источника.

Еще один важный вопрос был озвучен на заседании: детская безопасность в сети Интернет. Были приведены примеры информационных угроз, которые не замечают дети, но их должны знать родители и научить детей, как на них реагировать.

Одна из угроз – это недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а также от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на ребенка. Когда мы радуемся, что ребенок, сидящий за компьютером, рядом с нами, мы не задумываемся над тем, что ребенок виртуально далеко от нас. Кто в этот момент управляет им? Кто манипулирует? Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в компьютерных играх, ведет к неосознаваемому порой желанию подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов.

Совместно с родителями специалисты службы сопровождения сделали вывод о том, что негативная информация несет вред здоровью ребенка и выражается это в переутомлении, психологической зависимости, дети чаще болеют соматическими заболеваниями, снижается работоспособность, происходит переоценка нравственных норм, снижается интерес к чтению, часто ребенок переносит образцы поведения из виртуальной действительности в реальность. У ребенка возникают трудности в обучении: не хватает времени на чтение, выполнение домашнего задания, происходит перегрузка излишней информацией и, как следствие, снижение успеваемости.

Другая угроза, о которой шла речь – это злоупотребление информационно-коммуникационными технологиями и их использование для совершения преступлений против детей (киберпреступность и кибербуллинг), которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания, доступности информации. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки.

Опекуны и приемные родители узнали о Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Также были даны рекомендации о том, как обеспечить безопасность ребёнка в Сети. Совместно с родителями сделали вывод о том, что обеспечение безопасности детей в сети Интернет это важно, но нужно быть реалистами: никогда не получится создать волшебный мыльный пузырь и оградить ребенка от всего плохого, что существует в мире. Рано или поздно дети в сети Интернет столкнутся с нежелательным контентом, со страшными фильмами и с травмами. Дело родителей – помочь, поддержать, всегда быть рядом.

Разговор с опекунами и приемными родителями получился конструктивным, важным и полезным.