Особая роль в организации мероприятий активного отдыха детей в каникулы принадлежит родителям, совместному семейному отдыху, пропагандирующему здоровый образ жизни

Совсем скоро наступят летние каникулы у детей, пора отпусков у родителей. Возникает вопрос: «Как организовать отдых, чтобы он был полезным?». Постараемся дать на него ответ.

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес – благотворно действуют на детей и их родителей.

Совместный активный досуг:
• способствует укреплению семьи;
• формирует у детей важнейшие нравственные качества;
• развивает у детей любознательность;
• приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
• расширяет кругозор ребёнка;
• формирует у ребёнка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
• сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

Совместный семейный отдых в выходные дни и в каникулярное время имеет целый ряд компонентов:

  1. Физкультурно-оздоровительный.
    Дети и родители находятся в движении, они активны. Физкультурная активность (велосипедные прогулки, подвижные игры, длительные туристические переходы) в сочетании со свежим воздухом несут оздоровительную и укрепляющую функию.
  2. Социально-коммуникативный.
    Дети и родители, а также дети между собой, постоянно общаются, причем в новых коммуникативных условиях. Происходят знакомства с новыми людьми, укрепляются взаимоотношения со старыми друзьями. Дети и родители узнают друг друга с новой, непривычной для них стороны, в новых условиях.
  3. Эмоционально-психологический.
    На детей, как, впрочем, и на взрослых, усиливается эмоционально-психологическая нагрузка. Дети, под влиянием личных примеров взрослых, оказываются более подготовлены к возможным экстремальным ситуациям, пытаются самостоятельно находить выход из затруднительных житейских ситуаций. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.
  4. Эстетический.
    Дети, находясь под умным, чутким, ненавязчивым руководством взрослых, учатся эстетическому восприятию окружающей природы, памятников старины, исторических достопримечательностей.
  5. Познавательный.
    Дети знакомятся с новыми для них растениями, животными. Они узнают истоки происхождения своего края, историю своей малой родины.
  6. Прикладной.
    У детей формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костёр под обязательным контролем взрослых, оказать первую помощь).

Каждый вид семейного отдыха принесёт ожидаемый результат только в том случае, если будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение оздоровительного эффекта и удовольствия от совместного содержательного времяпрепровождения.

Подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовым видом физических упражнений для детей. Многие современные виды развивающих игр (компьютерные, электронные) не способствуют укреплению здоровья детей и формированию тех важных нравственных качеств (взаимопомощи, честности, смелости, справедливости и др.), основа которых закладывается только в коллективных подвижных играх во дворе. Родители смогут стать зачинщиками такого досуга, помочь оборудовать площадку для игр, смастерить недостающий инвентарь, продумать и подготовить призы. Обычно участниками дворовых состязаний становятся папы, старшие братья, дедушки. Но поддержать инициативу девочек в организации игр в классики, прыгалки, резиночку по силам только маме с её природным даром к высокой координации, ловкости и богатым двигательным опытом.

А сколько радости приносят ребятам шумные увлекательные игры, в которых принимают участие взрослые и разновозрастные дети всего двора!

Очевидно, что при нынешней занятости родителей такие мероприятия не могут повторяться часто. Но достаточно, чтобы взрослые объединялись с детьми для совместных игр в выходные дни и в дни каникул.

В заключение хочется обратить внимание родителей на сформулированные семейные правила (семейный кодекс здоровья), касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.

Социальный педагог МБУДО «ЦВиДО» Е.В. Михайлова.