В череде больших и малых событий, в потоке новостей и ритме современной жизни как-то осталась незамеченной одна очень важная история – история присоединения и освоения Сибири, история, к которой причастны и мы, жители Шурышкарского района. Для нашего района, да и для округа, эта история связана с ныне не существующим селением Кушеват, чей возраст в этом году насчитывает 430 лет.

Присоединение сибирских земель – проект настолько значимый для истории всей России, что по своей масштабности его трудно сравнить с каким-либо другим. Укрепление московского царства, становление государственности, мощный толчок в развитии страны. История нашего округа и нашего района началась именно в этот период. И началась она именно с Кушевата – первого русского поселения на Ямале, сведения о котором впервые появились в 1593 году. Сегодня это 430 лет пути, вместившие в себя взлёт, расцвет, падение и почти полное забвение. Даже в современных публикациях об истории округа не упоминается Кушеват, как первое русское поселение на Ямале, но ведь не из воздуха появились в этих краях люди? Шли в неизведанные дали посланцы московского царя, оставляя за собой зимовья, малые крепости, остроги, обозначая, таким образом, своё присутствие и утверждая свою власть на этих землях. Примерно по сто километров в год. А потом понадобилось еще примерно лет сто, чтобы добиться стабильности и обеспечить приток переселенцев, способных вывести этот край на уровень развития, преумножая богатство и мощь государства. Именно так началась история Кушевата.

Читатели могут поспорить и сказать, что о Кушевате написано и рассказано немало, и будут правы. В местных СМИ и на просторах интернета найдётся большое количество информации: от глубоких, продуманных публикаций и видеороликов, сделанных с душой до кое-как сляпанных статей, с путаницей дат и событий. А однажды даже встретился совсем уж фантастический роман-ужастик, в котором автор просто взял звучное название местности, но само произведение не имеет никакого отношения к нашей истории. Но кто бы и что бы ни писал о Кушевате – основой всей информации является большой исследовательско-краеведческий материал Гудкова Павла Михайловича – учителя Горковской средней школы, талантливого педагога, замечательного краеведа, уроженца Кушевата и самого большого патриота своей малой Родины. Именно его краеведческие работы, воспоминания, очерки, интервью, экскурсии и походы с учениками позволили не только сохранить исторические факты, но и поддержать интерес к этой теме не одному поколению горковчан. А чего стоит прекрасная коллекция картин Павла Михайловича, картин-иллюстраций, визуальных образов к его замечательным рассказам, картин-образов, картин-памятников! Прочитать подробнее об этой стороне творчества Павла Михайловича можно в народном журнале «Северяне» №3, 2023 г.

Второй год у нас в Горках ведет свою деятельность туристическо-краеведческий проект «Наше Семигорье». Одним из направлений поисково-исследовательской работы является кушеватская тема. Мы, авторы проекта, хотим предложить читателям цикл статей по истории этого поселения, чтобы попытаться представить картину целиком, собрав воедино то, что знали и то, что удалось узнать во всем разнообразии её многочисленных граней. И ещё раз напомнить об уроках истории, ведь всё в мире наполнено разумным смыслом, позволяющим осознать свою роль в круге рождения, роста, жизни и смерти.

В повседневных делах бывает трудно найти минуту, чтобы остановиться, чтобы оглянуться назад, чтобы вспомнить и переосмыслить, задуматься и понять, осознать себя частью этого мира, этой вселенной, попытаться ответить на извечные вопросы бытия и извлечь из истории свои уроки, а потом рассказать это своим детям и внукам.

Ведь по меткому определению Виктора Астафьева «Память – это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим».

Умирают деревни, умирают деревни!
Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь,
Где отыщется слово, суровей и гневней,
Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!
Эдуард Асадов.

Первое русское поселение на Ямале, возникшее на 2 года раньше, чем наш окружной центр город Салехард (ранее Обдорский городок или просто Обдорск), край мягкой рухляди, центр Куноватской волости, приют лихой ямщицкой гоньбы, поющие кедры и место силы… Такой значимый след оставил Кушеват в истории.

Исчезнувшая Родина, Рай с заколоченными окнами, смирение перед неизбежным, – это всё о Кушевате, несуществующем ныне посёлке, история которого уходит в глубину веков и насчитывает сегодня 430 лет. Величественный холм у кромки векового ельника, заслоняющего небо космами разлапистых ветвей. Именно на этом крутом холме, под защитой могучих деревьев в 1593 году застолбили место для будущего поселения казаки московского царя для создания со временем острога и постоянного поселения. Надо сказать, что знаменитая златокипящая Мангазея начала строиться только спустя 8 лет, в 1601 году. Как говорят нам исторические исследования и факты, «застолбить место» – это значит поставить свои знаки принадлежности земельный угодий – сторожевую башню, поклонный крест и оборудовать зимовье – срубить пару избушек, лабаз, а затем построить и острог – в те времена так называлась небольшая, укреплённая крепость. С местным населением, испокон веков проживающим на этих землях, старались в конфликт не вступать – силы были неравными, да и задачи были иными – как можно дальше пройти вглубь неизведанного северного пространства, обозначить своё присутствие на этих просторах, присоединить земли и укрепить могущество Московского царства. Поэтому и выбирали места неподалёку от традиционных поселений местного населения. Напротив Кушеватских юрт на правом берегу полноводной протоки, в 1,5 верстах от впадения её в могучую Обь, на высоком холме возникла Кушеватская застава, а позже селение Кушеват – первое русское поселение на Ямале.

Название будущей заставе оставили традиционное, хантыйское – «куш» – коготь, «ават» – мыс – Когтистый мыс.

Кушеват, географическое положение:
Координаты. 65°3’2’’ с.ш., 65°21’28’’в.д.
GPS координаты: N 65° 3’ 2.7324» E 65° 21’ 28.5984»

Время показало, что место для селения было выбрано удачно. Когтистый мыс Кушеват и поросшая лесом гора защищали от ветров и штормов, создавая особый микроклимат. Но не зря, позже уже, прозвали Кушеват родиной комаров, отогнать эту нечисть было невозможно, вот и свирепствовали комары с ранней весны до поздней осени. А потом, в советское время, когда произошло укрупнение населённых пунктов и жителей Кушевата переселили в Горки, те долго не могли привыкнуть к дующим со всех сторон и продувающим всё насквозь ветрам. Но деваться было некуда, привыкли.

Казацкие отряды шли дальше, покорять новые земли и только через 2 года в 1595 году дошли до Обдорского княжества и основали Обдорский острог.

Долгие годы Кушеват представлял собой небольшую заставу и служил пунктом сбора ясака с местного населения, пунктом сбора ясачной дани – это были ценные меха соболя, лисы, горностая, белки, а также деликатесные породы рыбы, как метко подметил П.М. Гудков «дань стали брать «хвостами», но в меньшем количестве.

Неукротимо катилось время. Были усмирены, где силой, где договором местные племена, проторены зимние и летние пути, и вслед за казацкими отрядами в нашу сторону двинулись русские торговые люди, свободные крестьяне, промышленники. Кто в поисках лучшей доли, кто с целью разбогатеть, привлечённый рассказами о несметных богатствах северной земли, разные любители авантюр и приключений. Были и «гулящие» люди – те, кто скрывался от закона и правосудия, или просто беглые каторжники. Кто-то уходил дальше, кто-то возвращался назад, но были и те, кто осел и пустил корни на этой земле. Долгое время Кушеват был небольшим селеньем. Вероятно то, что изначально, вначале заселения этих земель русскими, на месте зимовья был построен острог.

По меткому выражению Гавриила Державина «Начало построения города сего Древность от нас скрыла», поэтому остаётся только предполагать и опираться на мнение специалистов о том, как же выглядел наш маленький северный форпост.

Скорее всего, по мнению «ревнителя северных древностей», доктора архитектуры, профессора Александра Викторовича Ополовникова, Кушеватский острог имел такую же форму, что и Берёзовский острог, не было возможности в те времена для особых архитектурных изысков, строили по единому образцу, с единой целью – закрепиться на этих землях, утвердить российскую государственность.

И, конечно, по правилам того времени, в остроге обязательно строили небольшую церковь – часовню. Таким образом, русские поселенцы принимали участие в христианизации местного населения. И способы эти были более гуманные, чем у представителей официальной власти, что в дальнейшем, послужило хорошей основой для налаживания социально-экономических связей и дружеских отношений между местным населением и русскими переселенцами. Об этом мы расскажем в следующих публикациях.

Наталья Русских, участник проекта «Наше Семигорье».