Это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность делу. А династии учителей – это не просто выбор специальностей, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение.

В Горках педагогическая династия семьи Белых вписана в славную историю Горковской коррекционной школы. Белых Алексей Алексеевич, учитель трудового обучения, воспитатель интерната, в 80-е годы прошлого столетия возглавил самую первую семейную группу воспитанников школы-интерната, на практике доказав жизнеспособность теории воспитания по семейному типу, которую внедряла в жизнь директор школы Альбина Георгиевна Русских. А затем педагог-новатор возглавил коллектив в качестве директора школы.

Невероятно энергичный, целенаправленный Алексей Алексеевич из результатов первого опыта воспитания по семейному типу создал новую систему учебно-воспитательной работы в школе. В её основе были такие принципы и подходы, формы и методы воспитательного воздействия, которые работали на всестороннее развитие учащихся, их последующую успешную реабилитацию и интеграцию в самостоятельную жизнь.

Яркий, творческий, деловой директор успешно интегрировал наработанный опыт воспитательной работы коллектива и новые требования, задав более высокую планку развития школы. Именно тогда в семейных группах были заложены такие традиции, как домашний уют, воскресные чаепития, празднование Нового года, задушевные беседы перед сном. Разве это было возможно в общем интернате? Общие дела, заботы сплачивали коллектив детей. Жизнь по семейным обычаям и порядкам решила проблемы плохой дисциплины, бесхозяйственности, улучшился микроклимат взаимоотношений детей и взрослых.

Для стимулирования деятельности (прежде всего самих воспитанников) Алексей Алексеевич ввёл внутришкольное соревнование, отражающее все стороны жизнедеятельности, как семейной группы, так и класса. Учитывалось всё: поведение, чистота, хозяйственная деятельность, учеба, дисциплина, внешний вид, бережливость, участие в трудовых делах, спорте, художественной самодеятельности – и это способствовало развитию навыков самоуправления, формировалось общественное мнение, развивалась методика коллективных творческих дел.

Это был титанический труд директора, его бессонные ночи и дни, наполненные множеством мелких и крупных проблем, забот, взлётов и падений творческой мысли. Ошибок и гениальных решений, когда снова хотелось, засучив рукава, пробовать, экспериментировать, дерзать и вдохновлять коллектив, вести коллег к новым вершинам мастерства.

Ледовый корт, досуговый центр, система трудового воспитания и обучения, хозяйственная деятельность самих детей (огородничество, животноводство), сохранение национальных традиций, обычаев и языка, краеведение, организация летнего отдыха (по две смены в детских лагерях на Чёрном море), педагогическое и методическое творчество, большое строительство новых корпусов для семейных групп и мастерских, здоровьесберегающие технологии нового уровня, создание службы сопровождения – этим жил коллектив школы под руководством Алексея Алексеевича Белых.

Вместе с Алексеем Алексеевичем в новаторском деле – создании системы семейного воспитании в школе-интернате – активно участвовала его жена, Лариса Вениаминовна Белых, воспитатель, учитель русского языка и литературы. В двухквартирном доме, выстроенном школой хозспособом, проживали воспитанники интерната и семья Белых. И это означало, что для детей Алексей Алексеевич и Лариса Вениаминовна были вторыми родителями. Они организовывали быт, режим, порядок, решали семейные проблемы.

Лариса Вениаминовна была требовательна, строга, но, как отмечали дети, справедлива. А ещё отзывчивая, внимательная, доброжелательная. В ней есть все, что должно быть присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемая энергия.

Впоследствии Лариса Вениаминовна заняла пост заместителя директора по учебной работе, а затем несколько лет возглавляла коллектив школы. Она бережно относилась к наработанному управленческому и педагогическому опыту предшественников, продолжила все добрые школьные традиции, поддержала развитие приоритетных направлений образовательного учреждения. За время управленческой работы зарекомендовала себя как очень ответственный руководитель, творчески подходящий к решению любой задачи учебно-воспитательного процесса. Коллеги точно определили её кредо – творчество и трудолюбие. Стиль работы – делать всё качественно, с любовью. Профессиональное мастерство, преданность своему получили заслуженное признание педагогов школы.

И сегодня для коллег Лариса Вениаминовна – наставник, старший товарищ, непререкаемый авторитет. И если она делает замечание, то обязательно прислушиваются, принимают критику, стараются исправиться. А когда необходимо поддержать коллег, подставить плечо, Лариса Вениаминовна рядом, её слово успокаивает, придаёт силы, вдохновляет на новые добрые дела.

Педагогическую династию семьи Белых продолжил их сын, Вениамин Алексеевич. И немудрено, ведь дети таких педагогов-сподвижников с детства приобретают особый дар – учить, проявлять интерес ко всему непознанному, стремиться к самореализации.

Учитель информатики, в 2020 году прошел профессиональную переподготовку и приступил к должности учителя трудового обучения. В первый же год работы разработал проект «Современный многофункциональный кабинет технологии для мальчиков», в рамках которого был приобретен фрезерный станок с числовым программным управлением, – так началось обновление столярной мастерской, а у ребят появилась возможность освоить современное оборудование.

Сам педагог получил специализацию – «Оператор станков с программным управлением». И уже в апреле 2021 года в окружной столице на V Арктическом образовательном форуме Вениамин Алексеевич успешно продемонстрировал изделия, выполненные ребятами школы.

В этом же году Горковская коррекционная школа включилась в реализацию федерального проекта «Современная школа» и мероприятий «Доброшкола», в рамках которых было приобретено новое оборудование столярных мастерских. Сам учитель принял активное участие в отработке перечня необходимого оборудования, его установке и наладке. И в сентябре 2021 года столярная мастерская открыла свои двери для школьников. По окончании учебного года выпускники школы впервые проходили государственную итоговую аттестацию по предмету «Столярное дело» с использованием станков с числовым программным управлением. Все 8 учеников сдали экзамен на «хорошо» и «отлично»!

Чтобы поддержать интерес ребят к столярному делу по инициативе педагога была создана «Мастерская столяра», где ученики изготавливают сувениры из древесины, а также декорации для школьного театра. Изделия ребят часто демонстрируются на выставках села и района.

Успешная деятельность педагога, положительные результаты учебной деятельности, современное образовательное пространство в мастерских «Доброшколы» позволило открыть новую страницу в истории школы – организацию профессионального обучения.

В 2022-2023 учебном году в рамках реализации программ профильного обучения, при сотрудничестве с Ямальским многопрофильным колледжем, педагог успешно реализовал программу профессионального обучения «Столярное дело» для учащихся 10 класса. По окончании обучения девятиклассники успешно сдали экзамен и получили свидетельства о профессиональном образовании.

На сегодняшний день в копилке учеников Вениамина Алексеевича победы в муниципальном профориентационном чемпионате «Юные профессионалы», в окружных выставках, и одна из самых значимых – победа десятиклассника Дениса Лонгортова в региональном этапе VIII чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс», в номинации «Столярное дело», в апреле 2023 года.

А буквально несколько дней назад мастерская столярного дела «Доброшколы» превратилась в площадку для проведения отборочного конкурса национального этапа профессионального чемпионата «Абелимпикс». Эту возможность школа получила также благодаря профессионализму педагога. Вся техническая поддержка площадки – трансляция в онлайн режиме осуществлялась Вениамином Алексеевичем, который является экспертом чемпионата. Результат отборочного тура успешен! Ученик Горковской коррекционной школы Денис Лонгортов стал шестым из пятидесяти конкурсантов в номинации «Столярное дело», уступив первенство участникам с Сахалина, из Московской области, Красноярского края! Значимая победа! Впервые в истории школы наш горковчанин достойно представил Ямал на уровне России!

Династии учителей продолжаются из поколения в поколение, передаются высокие идеалы добра, гражданского долга, любви и верности профессии. И сколько же нужно терпения, а порой и мужества человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию.

И отрадно, что молодое поколение совершает этот выбор и учительство продолжается!

Екатерина Дитц.
Фото предоставлено автором.