Уже полгода советская армия ведёт ожесточённые бои против фашистских захватчиков, а оставшиеся в тылу – трудятся не щадя своих сил. Газета «Сталин юш хуват» продолжает вести историческую летопись. На страницах пожелтевших уже подшивок – хроника положения дел на фронте и жизнь Шурышкарского района

Продолжение. Начало в №17.

Начался 1942 год. «Истёкший 1941 год стал не только годом мирного строительства, но и годом войны с немецкими захватчиками, вероломно напавшими на нашу миролюбивую страну. Несмотря на это колхозы района ещё дальше продвинулись вперёд по пути организационного и хозяйственного укрепления. Годовой план рыбодобычи удалось выполнить на 124,6%. Значительно увеличились ряды передовиков, стахановцев, выполняющих и перевыполняющих свои планы» – пишет «районка» 1 января наступившего года.

Уже порядком вымотанные военным положением дел взрослые находят в себе силы организовать новогодние ёлки для ребят. Впрочем, даже на наивно сказочном детском празднике не обошлось без отсылок к наболевшей теме. Кроме «снежинок», «хлопушек» и «клоунов» к действию присоединился пленённый «Гитлер», ведомый двумя «красноармейцами». Костюмы придумали и смастерили четвероклассники Обливин и братья Вторушины.

На газетных страницах по-прежнему печатаются сводки Советского информбюро, регулярно публикуются заметки о фашистском бесчинстве и насилии. Об актах нечеловеческой злобы и жестокости, учинённых фашистами на Псковщине, Смоленщине, в Ленинградской области, Белоруссии и других уголках Советского Союза, и сегодня страшно говорить.

Ширится всесторонняя помощь фронту, особенное патриотическое движение развернулось среди местных женщин. Они шьют и отправляют на передовую меховые и ватные одеяла в большом количестве. Заботливо, по-матерински, вышивают платочки, полотенца, кисеты, собирают посылки. Жёны фронтовиков сдают свои золотые украшения в Фонд обороны, призывают к этому и других женщин. Позднее жертвование серебряных и золотых вещей на нужды войны приобретёт немыслимый размах. В феврале 1942 года женщины Шурышкарского района получают «клич» от жён командиров и бойцов Омской области. Они призывают присоединиться к строительству танковой колонны «Боевые подруги». Северянки с энтузиазмом принимают инициативу, организовывают сбор наличных, отчисляют свой двухдневный заработок на строительство колонны.

Колхозники района перечисляют денежную помощь, подписываются на заем Третьей Пятилетки и незамедлительно направляют облигации в Фонд обороны. К сбору денежной помощи подключаются школьники. Они собирают посильные суммы, посылки с папиросами, махоркой, мылом, другими нужными вещами. Маленькие горковчане несут в помощь нуждающимся детские вещи. Пионеры помогают по хозяйству семьям мобилизованных в армию. Питлярские комсомольцы ставят пьесу «Шестеро любимых», организовывают платный буфет. Вырученные 152 рубля отчисляют в помощь фронту.

Трудящиеся Советского Союза, в том числе и шурышкарцы, включаются в социалистическое соревнование имени XXIV годовщины со дня образования Рабоче-крестьянской Красной армии. Они обещают досрочно выполнить квартальные планы, собрать новые тысячи и миллионы штук тёплых вещей, вложить в Фонд обороны сотни, тысячи, миллионы рублей наличных средств, ценностей, облигаций госзаймов.

Взятые обязательства советские граждане довольно скоро исполняют. Колхозы района уже к 10 февраля выполняют трёхмесячный план по рыбодобыче, сдают в Фонд обороны одиннадцать центнеров рыбы. Не отстают и другие производственники. Досрочно выполняется план по вещевой помощи фронту. Только кушеватцы к середине февраля собрали шесть десятков вещей – полушубки, валенки, фуфайки, рукавицы, брюки, кисы и многое другое.

В 1942 году учреждается весьма внушительный военный налог. К нему привлекаются все граждане СССР, достигшие 18 лет. Сумма зависит от рода деятельности человека. От уплаты освобождаются военнослужащие, пенсионеры, инвалиды. При неуплате налога в установленные сроки начисляется пени, предусмотрены и другие меры взыскания.

Вышедший 22 февраля газетный номер чествует бойцов Красной армии и флота. «Двадцать четвёртую годовщину отмечают в дни, когда сами армейцы продвигаются вперёд, освобождая сотни городов и сёл от фашистских разбойничьих орд, уничтожая живую силу и технику врага, захватывая богатые трофеи» – пишет на передовице «районка».

Восьмимартовский же номер посвящён трудовому подвигу советских женщин, вклад которых в Победу сложно переоценить: они сражались на передовой, работали в тылу, снабжали бойцов тёплой одеждой, принимали на себя заботу об осиротевших детях, становились медицинскими сёстрами, осваивали профессии, заменяя на рабочих местах ушедших на фронт мужчин.

Часто через газетные страницы к читателям обращаются бойцы действующей армии, жители оккупированных территорий. Землякам и родным пишет фронтовик П.Д. Вокуев. Горячо он приветствует жену Марию Фёдоровну, детей Варвару и Геннадия, родственников и знакомых, рассказывает о своих делах.

– Наша разведка 6-й роты привела гитлеровского унтер-офицера, который оказался без нижнего белья, в рваных штанах, в худеньком френче. Наша же Красная армия одета с ног до головы «с иголочки». Победа, несомненно, будет за нами! – пишет фронтовик.

Несколькими номерами ранее – рассказ колхозницы села Белый Раст Екатерины Ивановны Ткачёвой об оккупации деревни немецкими захватчиками. Он, коротенький, в несколько абзацев, способен стать самой яркой иллюстрацией тех страшных, кровавых событий. Пришли немцы, подожгли дом, а когда люди побежали – открыли сплошной огонь. От заключительного предложения пронзительного письма – холод по коже: «Осталась я одна, нет ни мужа, ни сына Володеньки, ни дочушки Мани – убили их. И дом мой сгорел, и все, что было, погибло».

Подшивки листала Валентина Никитина.

Продолжение читайте в следующем номере.