С 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда», но что именно она из себя представляет, знает не так уж и много людей.

Доступная среда – это формирование коллективными усилиями условий для интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это комплексный процесс планирования и создания безбарьерной среды, при помощи которой люди с ОВЗ смогут быстрее приспособиться к общественной жизни и будут чувствовать себя полноценнее и счастливее.

Не все задумываются о том, что привычные окружающие нас вещи создаются для стандартного пользователя и не всегда доступны для лиц с ограниченными возможностями. В России лишь недавно начали осознавать важность создания инфраструктуры, которая могла бы стать универсальной и удобной для всех граждан, в том числе и граждан с особенностями здоровья.

На сегодняшний день в Овгорте, как и во всей стране реализуется программа «Доступная среда» – на стадии проектирования новых объектов, а также при капремонте учитываются потребности всех категорий населения.

Особая роль во включении людей с особенностями здоровья в общественную жизнь села отведена учреждениям культуры и образования.

В марте этого года в Овгорте открыли новую школу, условия в которой не уступают городским. Просторные холлы и коридоры, большие панорамные окна, светлые кабинеты, столовая и тренажёрный зал. Новая школа – это школа для всех. В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья являются одними из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и людям с ОВЗ.

Входная группа учреждения оборудована пологим пандусом с двухсторонним ограждением – поручнями. Вход в учреждение оснащен вывеской с наименованием учреждения, продублированной шрифтом Брайля. Дверь при входе стеклянная, есть ярко – желтые пометки открывающихся частей. Крыльцо и ступени лестницы с противоскользящим покрытием, также и в самом помещении. Санитарно-гигиеническое помещение для граждан с ограниченными возможностями оборудовано поручнями. Необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников учреждения.

В наибольшей мере именно окружающая среда характеризует воздействие нарушения или инвалидности на будничную жизнь человека. Иными словами, человек неполноценен тогда, когда ему недоступны социокультурные блага и институты, когда он не может принимать участие в политике, трудиться, путешествовать, создавать семью, учиться и т.д.

Реализация проекта позволит не только осуществить доступность объектов для людей с инвалидностью, но и интегрировать их в современную среду: уделить вниманию занятости людей с ОВЗ, информировать общество об их достижениях и вкладах в развитие нашей страны.