Школьный музей Финно-угорских культур был создан в 2000 году. Это своего рода образовательный центр формирования у обучающихся понимания необходимости включения себя в систему мировых культурных
ценностей. Он воспитывает у обучающихся чувство патриотизма и толерантности к людям других культур, религий.

Учредитель Музея – МБОУ «Питлярская СОШ «Образовательный центр». В создании музея активное участие приняли учителя школы.

У истоков создания музея стоит Орлов Александр Анатольевич, именно ему пришла идея создания школьного музея Финно-угорской культуры. Введение в учебный план федерального и регионального компонентов дало возможность глубже и лучше познакомиться с родным краем.

«Когда разрабатывал авторскую программу факультативного курса история ФУК, – рассказывает Александр Анатольевич, – не было никакого материала для ведения этого предмета. Подумали с коллективом педагогов – единомышленников и решили – создать музей».

«Изначально задумывался музей имени Романа Ругина – нашего земляка, известного поэта и писателя. Но это имело слишком узкое направление. Хотелось показать хантыйский народ в сравнении с другими народами финно-угорского корня. Так стали собирать по крупицам все, что касалось финно-угров. В 1998 году был Александр Анатольевич в городе Тюмень на курсах, посетил музей Севера, где получил в подарок книги о северных народах и альбом Г.С. Райшева» – рассказывает директор Питлярского образовательного центра Горнова Нина Александровна.

Так в музее появились первые книги. Решили собирать литературу: книги, брошюры, альбомы, газетные статьи. Так появилась музейная библиотека. Сейчас это богатая, уникальная, самобытная сокровищница, в которой насчитывает более 1000 экземпляров, собранных за 10 лет кропотливого труда. Многие книги с автографами авторов.

«Следующим этапом в накоплении материала музея стали экспедиции под названием «Живая вода» – 2001, 2002, 2003…2008. Почему «Живая вода»? «Живая вода» как в сказке оживляющее средство, которое способное вылечивать и придавать новую силу, т.е. она способна нашу оживить работу» – продолжает Нина Александровна.

Экспедиции давали свежий, новый, чистый глоток в развитии музейной педагогики, побуждали к новым творческим идеям. Начались археологические раскопки, практическое изучение флоры и фауны родного края. Через эту форму обучение детей идет гораздо больше и интереснее, чем на уроках. Учащиеся развивают такие качества, как: коммуникабельность, взаимовыручка и взаимоподдержка, происходит становление и закалка характера, ребята учатся просто жить и выживать в природных условиях, саморазвиваются и самовоспитываются. Так появились первые экспонаты с раскопок Ханты-Питлярского городища в самодельных витринах школьного музея.

В 2008 году было построено новое здание для музея. «Затем возникла идея – познакомиться с представителями финно-угорских народов. С большим трудом удавалось организовывать каждое лето поездки», – с гордостью и теплотой вспоминает Александр Анатольевич о Байкале, Карелии, Китае и Венгрии.

Все то, что ребята видели, с чем знакомились, они отражали на планшетах и стендах музея; в своих научно-исследовательских работах, с которыми выступали на конференциях и фестивалях. Благодаря поездкам приобрели новых друзей.

В настоящее время фонд музея содержит более 500 единиц хранения: основной фонд – 300, вспомогательный – 200, книжный фонд составляет более 1000 экземпляров.