Вот и закончился 2019-2020 учебный год. Учебный год, который запомнится не столько значимыми образовательными событиями, интересными мероприятиями, духом творчества или ребячьими проказами, сколько сложившейся ситуацией в стране и мире. Неведомый и невидимый микроорганизм без предупреждения перевернул с ног на голову и привычный уклад школьной жизни, жестко поменял правила и ориентиры, переподчинил цели и задачи нашей деятельности, заставил переосмыслить свою роль учителя и своё место в учебном процессе. Это было нелегко, это было непонятно и немного страшно, это не поддавалось устоявшимся стереотипам и не вмещалось в привычные рамки. Но это было реальностью времени, его новым вызовом. Вызовом, на который нужно было отвечать. По возможности быстро, профессионально и конструктивно, потому что за нашей спиной были наши воспитанники, наши дети – меру ответственности за них не смог пошатнуть даже вирус. И это, на мой взгляд, самая значимая победа наших педагогов в сложившейся ситуации.

Не для красного словца я употребляю здесь слово «победа». За этим словом стоит мощное сплочение коллектива, интеграция технических возможностей и методического опыта, разработка настоящей стратегии и тактики дальнейших действий – действий по созданию новой образовательной системы, в основе которой предполагалось всего лишь одну из технологий обучения сделать фундаментом нового формата образования – формата дистанционного обучения. И это при весьма скромных технических возможностях и практически при полном отсутствии методической базы и готовых методических ресурсов. Делать это пришлось в ограниченные сроки, так сказать «переобуваться на бегу» – мобилизовать весь имеющийся опыт и на этой базе найти ту единственно правильную, приемлемую, эффективную, работоспособную, доступную модель дистанционного обучения. При этом не забывая об особенностях и возможностях наших учащихся.

Главные идеи и предложения, подбор соответствующих программ шли от наших «компьютерных гениев» – молодых педагогов Белых В.А. и Майзингера М.В.

В этот период они стали наставниками, учителями, вдохновителями, помошниками для педагогов-стажистов, обладающих не такими мощными компетенциями в интернет-технологиях. Это была не просто помощь, это было мощное плечо поддержки, готовность поделиться опытом, это было настоящее творческое взаимодействие и сотрудничество, это был дух командной работы. В привычной обстановке классно-урочной системы это было не так важно и воспринималось не так значимо. Многим эта поддержка помогла не растеряться и не впасть в депрессию, ощущая себя никчёмным, бесполезным, отработанным элементом, потому что у нашей молодёжи хватило и такта, и терпения, и убеждённости, и целеустремлённости, и желания помочь и поддержать своих старших коллег. Я вижу в этом один из огромных плюсов непростой стуации прошедшего учебного года. Именно эта атмосфера запомнится и останется в памяти о его событиях.

Огромное вам спасибо, Вениамин Алексеевич и Максим Викторович, за ваши уроки взаимовыручки! У вас есть чему поучиться!

Но система не стала бы системой, эффктивно работающей и приносящей свои результаты, без второго мощного плеча поддержки – без организаторской работы наших воспитателей. Именно они оказались на переднем плане учебного процесса. Именно от их умения чётко организовать урок, настроить детей, помочь адаптироваться в новых условиях и научиться по-другому воспринимать учебный материал, снять стрессовые моменты, проконтролировать обратную связь, просто поддержать ребят добрым словом и напомнить об ответственности зависила результативность всего дистанционного обучения. И у них это получилось на «5+».

Оперативно, по-деловому, без лишних вопросов были организованы учебные занятия в семейных группах, налажена обратная связь. И снова я говорю об атмосфере сотрудничества, профессионального взаимопонимания, командном духе совместной работы, нацеленности на результат. И снова я отмечаю огромный плюс непростой ситуации прошедшего учебного года.Плюс, который останется в памяти.

Без позитивного настроя Трегубовой Оксаны Геннадьевны, целеустремлённости Мединской Марии Иосифовны, ответственности Щупаковой Оксаны Владимировны, строгости Ларионова Александра Юрьевича, деловитости Пукий Ольги Ивановны, требовательности  и исполнительности Мадеевой Татьяны Петровны невозможно было бы говорить о результативности нашего большого общего  дела, этого неожиданного эксперимента, этого профессионального испытания, этого экзамена на звание «педагог».

Надёжность, умение работать в команде, понимание общих целей и задач, организаторские таланты, высокий уровень нравственных качеств – вот главные деловые черты наших воспитателей.

Мы выдержали. Мы выстояли в непростых условиях самоизоляции, всегда находясь на связи друг с другом. Вместе мы находили правильные решения, разруливали проблемы. Мы – коллектив. Мы – команда. Мы – соучастники большого эксперимента. Мы не только «подняли» новый формат обучения, мы сформировали систему дистанционного обучения. Каждый внёс частичку не только знаний,  умений и компетенций, но и лучшие качества человечности.

Спасибо вам, дорогие мои коллеги, уважаемые учителя и воспитатели ещё за один опыт сотрудничества и ещё за одну профессиональную совместную победу. С вами не скучно, потому что интересно, надёжно, творчески и вдохновенно, потому что плюсы такие значимые, что они перекрывают все минусы и неудобства, потому что они-то и останутся в памяти и ощущениях о закончившемся учебном годе.

Русских Н.К. учитель математики Горковской МС(К)ОШИ.
Фото предоставлено автором.