Судоходство в ЯНАО неразрывно связано с деятельностью Иртышского и Обь-Иртышского пароходства и историей освоения и развития богатейшего Западно-Сибирского региона. Начало плавания по реке Иртыш и его притокам было положено первопроходцами ещё в XIII веке. Продвигаясь по рекам, они основывали на берегах поселения, некоторые из них впоследствии разрослись в города.

В 1838 году ростовский купец Никита Мясников получил десятилетнюю правительственную привилегию на устройство пароходного сообщения по pекам Обь, Тобол, Иртыш, а в 1846 году образовалось первое пароходное предприятие «Пароходство Поклевского-Козелла и К0 ». Интенсивное развитие судоходство на Ямале получило в начале XX века. Навигационный период в Заполярье составляет от 100 до 145 суток южнее Северного Полярного круга. После окончания гражданской войны остро встал вопрос о восстановлении флота. В эти годы речники выполняли ответственные задачи народного хозяйства страны: так называемые хлебные, или Карские экспедиции везли в европейскую часть России из Сибири хлеб и пушнину. Грузы по рекам доставлялись в Обскую губу, где перегружались на морские суда.

Речной транспорт сегодня играет немаловажную роль в освоении и развитии нефтегазовых месторождений. С освоением газовых месторождений грузовой флот пароходства пополнялся за счёт судов, приходивших по трассе Северо-морского пути. Транспортную деятельность на реках организуют пароходства, речные порты, другие предприятия. Пассажирский флот обслуживает население приречных городов и посёлков от города Омск до заполярных пунктов. В 1950-е на реке Иртыш появилась большая серия пассажирских судов типа Т-1 постройки Тюменского судостроительного завода, а также более крупные пассажирские суда проекта 646 из Германии, в 1960-х прибыли теплоходы на подводных крыльях «Ракета-8», «Метеор-21», что послужило началом массовых перевозок пассажиров, как на местных, так и на транзитных, межобластных линиях. В 1991-95 гг. состоялось акционирование предприятий речного транспорта. В настоящее время на территории ЯНАО осуществляют судоходство более сотни судовладельцев. Речной пассажирский транспорт в период летней навигации пользуется значительным спросом у населения округа, особенно на линиях Салехард – Омск, Салехард – Ханты-Мансийск, обеспечивая связь с окружным центром и населенными пунктами всего Приобья, а также на линиях, где отсутствуют другие виды транспортного сообщения.

У истоков формирования этой важной отрасли на Ямале, а именно в Шурышкарском районе стояла династия речников Рочевых. Общий стаж работы на флоте всей семьи насчитывал 142 года. В отрасли речного пароходства с 1939 года начал работать бакенщиком Рочев Миновей Зиновьевич. С 1940 года там же с 14 лет началась трудовая биография его сына Рочева Виталия, проработавшего в техучастке 63 года. Вместе с Виталием работали сыновья Николай, Михаил и Анатолий, проходил практику внук Сергей, получивший диплом капитана. Зять Виталия Миновеевича, Долгополов Владимир, продолжил дело тестя.

А начиналась династия речников Рочевых с Миновея Зиновьевича.

В семье Миновея Зиновьевича Рочева, которая проживала в селе Мужи, было четверо детей – три сына и одна дочь. В 1933 году их семья была репрессирована: забрали дом, построенный собственными руками хозяина, оленей в 600 голов, множество ценных вещей, наложив налог в 17 тысяч. Жена Миновея, Клавдия Ивановна, вынуждена была устроиться работать банщицей в сельской бане, где они и жили. Миновей Зиновьевич получил работу бакенщика Нижне-Обской дистанции Тобольского технического участка в селе Мужи – Войкаровский перекат Сале-Хардского района.

В апреле 1939 года семья переехала в село Шурышкары. Здесь Миновей Зиновьевич получает должность старшего бакенщика (обстаршины).

7 декабря 1962 года Миновея Зиновьевича не стало. Все свои знания, умения он передал сыну, научил его всему, что знал и умел сам.

Его сын, Виталий, которому было 12 лет, все лето работал напарником с рыбаком Максаровым Егором Петровичем. С 1940 года Виталий начинает работать помощником со своим отцом. Сначала они работали на весельной лодке, а позже на бударке. В 1941-ом Виталий заканчивает 7 классов. В 14 лет его приняли на работу гребцом.

Началась Великая Отечественная война. Все военные годы подросток трудился вместе с отцом. В марте – апреле 1945 года Виталий попадает в команду для отправки на фронт, но в мае 1945 отменяют отправку в связи с победой в Великой Отечественной войне. Он продолжает трудиться в Обско-речном районе обстановки Салехардского техучастка. Во время зимнего периода (с ноября по май) в связи с закрытием навигации их переводят работать на дроволесозаготовки, где они заготавливают материал для бакенов. В мае их вновь переводят на флот. Виталий переведен на должность старшего бакенщика. В 1949 году его назначают на должность обстаршины. Через 6 лет его назначают мастером пути.

В 1952 году Виталий Миновеевич создает семью с Коневой Анной Гавриловной, которая всегда была его поддержкой и опорой. Жили дружно, воспитали 8 детей – четырех сыновей и четырех дочерей. Анна Гавриловна была награждена медалью «Мать-героиня».

До 1965 года Виталий Миновеевич продолжает работать в Обско-речном районе обстановки Салехардского техучастка. Протяженность участка, который они обслуживали, составляла 45 км от Шурышкарского острова до югана Тушвош (Туш-Вож). Простейшее оборудование, отсутствие техники создавали большие трудности в работе. Задача состояла в том, чтобы в любую погоду нужно было выезжать на участок в вечернее время и зажигать керосиновые лампы для обеспечения перевозок речным транспортом в ночное время, и ранним утром, на рассвете, снова объезжать участок и гасить фонари на бакенах. Керосиновые лампы нуждались в постоянной чистке и заправке керосином. Один объезд участка занимал порядка 10-12 часов на веслах и 7-9 часов на маломощном лодочном моторе. Количество бакенов составляло 40 штук. Около каждого бакена выставлялись вехи, которые играли роль дублёров в случае отсутствия бакена. Иногда во время шторма или позднего ледохода из Шурышкарского сора, бакены уносило, разбивало волной, нужно было найти и вернуть их на место. В 1958 году появились первые лодочные моторы типа «Л-6», «Л-3», «Л-12», а керосиновые лампы заменили электрическими. Работать стало легче, но пришлось освоить и научиться пользоваться моторами.

В 1965 году Рочев уходит с флота в Шурышкарский рыбкооп, но здесь он трудится недолго и вскоре возвращается на флот старшим рабочим по обстановке. Спустя месяц его переводят на должность путевого мастера прорабского участка № 20. В конце 1965 года его отправляют в учебный комбинат города Салехард, а 1 июля 1968 года переводят на должность путевого мастера – старшины.

Весь этот период он трудится на бударке и лишь в июне 1969 года на их участок выделяют небольшое судно. Первым катером был «Балиндер» мощностью 4л.с. ТБС, и Виталий освоил специальность моториста. Работать стало интереснее, в его подчинении находится уже команда. Обслуживаемый ими участок увеличивают. Его протяженность становится 59 км – от селения Парысьгорт до югана Тушвош (Туш-Вож).

В осеннее время команда объезжала рыбацкие участки и доставляла детей рыбаков в школу-интернат с.Шурышкары.

В июне 1974 года на их участок выделяют теплоход «Путейский – 68» мощностью 78 л.с. Виталий Миновеевич назначается на должность капитана – сменного помощника механика – мастера пути. В состав команды теплохода «Путейский – 68» входили Логинов Герман, Петрачук Иван Иванович.

В 1979 году Рочев В. М. назначен на теплоход «Ронжа» мощностью 150 л.с. капитаном – сменным помощником механика – мастером пути. В состав команды теплохода «Ронжа» входили: его сын Рочев Николай, Федоров Виктор Николаевич, Петрачук Иван Иванович. Во время работы на теплоходе «Ронжа» экипаж занимал 2-ое место по всем показателям в Омском Управлении речных путей.

В 1979 году был большой паводок, вследствие которого добавилось работы и у речников. Работу осложняли и другие аспекты этого тяжелого труда – после окончания ледохода команда участка выставляла обстановку. Сегодня это занимает 5-6 суток, а в более ранний период на это уходило около двух недель. Периодически бывали случаи, когда уже после ледохода ветром из Шурышкарского сора выносило огромные льдины. Команде приходилось снимать часть обстановки, искать унесенные льдом плавучие знаки.

19 февраля 1982 года Рочеву Виталию Миновеевичу было присвоено звание «специалист высшего класса», а в 1988 году переведен на теплоход «Глухарь» мощностью 170 л.с., и затем на новый теплоход «Журавль» в том же командном составе.

На тот момент протяженность участка составляла 76 км. Но в какой бы организации ни числился их участок, Виталий Миновеевич всегда хорошо выполнял свою работу. Знание всех проток, соров позволяло быстро передвигаться по участку, четко выполнять свои обязанности, вовремя устранять неполадки. Это способствовало развитию судоходства, отсутствию аварий на их участке.

27 февраля 2004 года на 77 году ушел из жизни Рочев Виталий Миновеевич, мастер высшего класса, капитан – сменный механик – мастер пути. Своим трудом он внес большой вклад в становление и развитие речного пароходства, его высокий профессионализм и мастерство способствовали тому, что на участке, где он работал, проходящие грузовые и пассажирские суда в любое время суток беспрепятственно продвигались своими маршрутами. Это давало возможность увеличивать перевозки – и грузовые, и пассажирские, способствовало развитию речного пароходства на Ямале. Имя Виталия Миновеевича было занесено в книгу Почёта Иртышского флота, награжден Почетными грамотами, тремя медалями, имеет множество дипломов:

Медаль «За трудовое отличие» Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 апреля 1981 года, медаль «Ветеран труда» от 24 мая 1983 года, юбилейная медаль от 22 марта 1995 года «50 лет в Великой Отечественной войне 1941-1945» (Президент Российской Федерации), медаль «300 лет Российскому флоту» Указ от 7 июня 1996 года (Президент Российской Федерации). Дело тестя продолжил его зять Долгополов Владимир Анатольевич. В 1992 он был году принят на теплоход «Журавль» рулевым-мотористом, монтером обстановки Ханты-Мансийского, а затем Салехардского района водных путей. Вскоре назначен на должность сменного помощника капитана – сменного помощника механика – мастера пути теплохода «Журавль». В 2004 году переведен на должность капитана-механика, с 2010 года – капитан – 1 помощник – механик.

С ранней весны члены экипажа под его руководством готовятся к навигации: ремонтируют, проводят покраску судна, а также приводят в порядок плавучие навигационные знаки – для установки на участках реки. Владимир Анатольевич прирожденный организатор, умеет направить коллектив на выполнение поставленных задач, пользуется авторитетом и уважением в коллективе, среди жителей села. Женат, отец двух детей. Родители создали все условия для развития детей, заложили в них нравственные и культурные ценности. Дети получили достойное образование, выросли воспитанными, трудолюбивыми, ответственными.

Владимир Анатольевич человек неравнодушный, всегда готов оказать любому помощь и поддержку. Летом 2018 года, находясь на теплоходе «Журавль», у пирса села Шурышкары, заметил, как в воду упала девочка двенадцати лет. Не раздумывая, Владимир Анатольевич бросился в воду, не теряя ни секунды на размышления. Вскоре он оказался рядом с испуганным ребенком и вместе с ней выбрался на берег. Девочку удалось спасти благодаря мужеству и мгновенной реакции Владимира. За свой героический поступок Владимир Анатольевич был отмечен грамотой главы района. Сам же Владимир Анатольевич не видит в своем поступке ничего особенного и героического, и считает, что так поступил бы каждый.

Владимир Анатольевич Долгополов

За отличные результаты капитан теплохода «Журавль» Долгополов Владимир Анатольевич был награжден Почетной грамотой Министерства транспорта от 20 мая 2013 года; объявлена благодарность Министра транспорта Российской Федерации И. Левитина от 22 июня 2009 года; Благодарность Законодательного Собрания ЯНАО от 03 июня 2010 года; Наградным знаком «Флотский крест» от 20 июня 2018 года; наградными знаками отличия за безаварийную работу, юбилейным наградным знаком в честь 200-летия управления водными и судоходными сообщениями от 07 сентября 2009 года.

24 мая 2020 года Владимир Анатольевич уволился в связи с выходом на пенсию.

Сегодня команда теплохода «Журавль» обслуживает участок протяженностью 121 км, и количество плавучих знаков составляет 78 штук. Изменились условия труда, появилось более совершенное оборудование, возросли требования к профессии путейца.

В статье использована исследовательская работа Долгополова Николая, выпускника Шурышкарской средней школы. Научный руководитель Паутонен В.А., учитель истории и обществознания, Почетный работник образования, учитель высшей категории.