Оленевод со стажем в два десятка лет знает все секреты успеха в истинно северном деле

23 декабря Иосиф Никифорович отметил свой юбилей, 80 лет! В документах местом его рождения значится деревня Вытвожгорт, на самом же деле мальчишка, единственный сын своих родителей, появился на свет недалеко от речки Несьюган, в лесу.
Когда пришло время учиться в школе, стал жить в овгортском интернате. В девять лет его и еще почти две сотни девчонок и мальчишек со всего округа, больных педикулезом, забрали в санаторно-лесную школу.
– В Салехарде два года проучился, а когда домой приехал, в Вытвожгорт, мать не отпустила больше в школу, хотя председатель сельсовета настаивал, -рассказывает мужчина. – С шестнадцати лет стал рыбачить и охотиться: ондатры и белок в те времена было много.
Молодой, но удачливый промысловик легко выполнял и перевыполнял поставленные начальством планы, за что часто бывал премирован. В 1970-м году ему вручили юбилейную медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», в качестве премии выделили оленя. В этом же году Иосиф начинает работать в оленеводстве.

Семь лет трудился пастухом. С премудростями кочевой жизни был знаком давно, с детства зимой периодически бывал в оленеводческих стадах, а в 1977-м его назначают бригадиром шестой бригады.
С этого времени поголовье начинает уверенно расти, а позиции и авторитет бригады в ряду остальных – крепнуть. Вскоре соревноваться внутри района становится скучно, в качестве и количестве оленей бригадир Куртямов мог потягаться на уровне округа. Еще бы: в это время численность стада достигает рекордных четырех тысяч голов!
– Осенью в кораль на просчет приходилось в два захода загонять. Много частных оленей было в стаде, все стремились нам своих животных отдать, хотя рядом еще две бригады стояли, – рассказывает Иосиф Никифорович, с легкостью переходя с русского языка на ханты и обратно. – Два года подряд на забой сдавали по 700 голов! Однажды важенок насчитали больше тысячи, и по приказу главного зоотехника Александра Александровича Ваймера 150 голов передали другим бригадам в помощь.

– В то время оленей докармливали комбикормом, они становились упитанные, – добавляет мужчина. – Телята, как собачки, понимали, что сейчас кормить будут, бежали за человеком.
Передовую бригаду за хорошие показатели часто премировали, в том числе оленями, передавая в личное пользование оленеводов по пятьдесят – шестьдесят голов. Но случались и трудные годы. Самое страшное для оленевода природное явление – наст, когда олень не может разбить прочную корку льда и добраться до ягеля. Случалось, что и дикие животные – медведи, волки, досаждали, нападали на оленей.
– Молодежи в бригаде было много, – вспоминает оленевод. – Нужна была помощь и поддержка. Позвал с собой каслать Гаврила Васильевича Лонгортова, опытного и мудрого оленевода. Три года он ездил со мной и, можно сказать, стал моим наставником.
Самым важным в своем непростом деле бывший бригадир называет дисциплину. Рассказывает, что все задания и приказы раздавал с вечера, чтобы сберечь такое ценное, особенно зимой, светлое время.
– Гаврил Васильевич всегда мне говорил, чтобы стать хорошим бригадиром, нужна крепкая рука: ладонь раскрыл, руки всех оленеводов собрал, сжал кулак, да так и держишь! Главное в работе – дисциплина, я это навсегда запомнил! – рассказывает Иосиф Никифорович.
И хоть говорит оленевод, что в его бригаде ленивых и дерзких не было, да стали молодые жаловаться и сплетничать, мол, сами хорошо можем работать: строгую дисциплину не каждый мог выдержать.
– Получилось, что меня выжили, а так бы поработал еще, – сокрушается собеседник. – Ушел во второе стадо пастухом. В 1995 году решил закончить кочевать, через год снова поехал с дочкой и зятем. Год прокаслал, а потом уже остался в селе.
А вот в передовом и успешном шестом стаде бригадиры надолго не задерживались, менялись, не проработав и пары лет. Поголовье уменьшалось, пока его и вовсе не объединили с седьмой бригадой. Второй такой крепкой руки, как у Иосифа Куртямова, не нашлось.

Переехав сначала в Овгорт, а потом в Мужи, Иосиф Никифорович работал на звероферме, в коровнике, на забое песцов. Сидеть без дела не привык, работа для него не необходимость – потребность души и тела. Начал мастерить лыжи на продажу, весла. Заказчики есть и сейчас.
Каждый год передовик оленеводства получал почетные грамоты, благодарности, медали и знаки отличия. Но убедиться в их количестве и разности рангов сейчас не удастся. Несколько лет назад заботливо собранные регалии сгорели в пожаре. Вспомнить хотя бы пару наименований наград мужчина отказывается: не ради грамот он всю жизнь трудился, а во благо общего дела.
Сегодня в оленеводстве продолжает работать внук, Роман Лонгортов, и дед этим очень гордится. В первом браке у мужчины родилось шестеро детей – сын и пять дочерей. Больше тридцати лет назад он познакомился с Зоей Ивановной, в браке родилась дочь Маша. Все они, любя и с уважением, держатся за крепкие руки Иосифа Никифоровича.

Валентина Никитина.
Фото Татьяны Паршуковой.