Так и хотелось начать этот рассказ стандартной фразой: “Неиссякаема талантами земля русская.”. Но нет: каждый талант – неповторимая личность, и другого такого – не сыскать, насколько бы одарён он ни был.

Также и Александр Астраханцев: сколько раз я встречал на улице этого рядового работника ЗАО “Горковский рыбозавод”, инженера по охране труда, но вот послушал его биографию, посмотрел картины, созданные этим художником-любителем, и открылся человек совершенно другой стороной: скрытой, тайной, духовной. Да и что значит – “художник-любитель”? В этом виде творчества иной любитель может стать всемирно значимой величиной, как, к примеру, Нико Пиросмани.

Родился Александр Астраханцев в Усть-Баргузине, на берегу Байкала. Сама богатая природа этого края рождает художников. Со школы Александр неплохо рисовал, особенно помогали развивать эти способности педагоги -выходцы из Ленинграда: учителя, заметив тягу мальчика к рисованию, давали на лето особые задания по зарисовке местной флоры.

– Мой дед Александр Петрович работал егерем-лесником в Баргузинском заповеднике. В детстве я часто бывал у него на кордоне, где и привык наблюдать за природой: делал гербарии, зарисовывал цветы, следы птиц на песчаной косе, – рассказывает Александр Алексеевич. – А летом в наш посёлок приезжали практиканты Ленинградского художественного училища, которые зарисовывали старинные дома. Я познакомился с ними, показал свои рисунки, и они мне помогали советами, книгами по живописи.

В 1973 году Александр окончил Тобольское мореходное училище и начал работать на речном рыбном флоте штурманом, затем -капитаном. В 1983 году приехал в Горки на рыбозавод, чтобы работать на судах.

– Мой отец, Алексей Александрович – известный на Байкале линейный механик, а позже – директор УКК по подготовке судоводителей, вёл дневник морских катастроф, затем передал его мне, – вспоминает Астраханцев. – С детства я вёл и свой дневник наблюдений за природой, где тоже делал рисунки. Когда работал на флоте, любил рисовать и чеканить картины парусных кораблей, которые затем раздаривал друзьям. В детстве делал рисунки цветными карандашами, и когда стал постарше, перешёл на масляные краски. Работая в Тобольске, увлекался чеканкой по металлу, общался с местными художниками, театралами и даже со священнослужителями. Вместе с одним из художников мы делали заказы: вывеску для местного совхоза, барельеф Дзержинского для отделения милиции, рисунки для винозавода. Художники учили меня премудростям живописи, снабжали красками, книгами по искусству.

Начинал свой путь в живописи Александр Алексеевич с пейзажей, но со временем пробовал себя и в портретном жанре. Рассматривая его работы, собранные дома, невольно останавливаешь взгляд на портрете бабушки, на картине “Беркутич” с беркутом”. И всё же главная тема большинства картин Астраханцева – природа.

– Портрет – это довольно сложный и серьёзный жанр, у меня идёт с трудом, – говорит Александр Алексеевич. – Но я всё же пробовал, делал и портреты. А в природе – посмотришь, вначале кажется всё мило, а на самом деле -борьба за выживание. Когда рисуешь природу, отвлекаешься от будничного. В зрелые годы ружьё в руки уже берёшь пореже, а всё хочется рисовать. Выезжая на лодке в своё зимовьё, часто делаю зарисовки с натуры, а затем зимой начинаю листать альбом, из эскизов вырастает картина. Иногда, день – два, и картина готова, иногда этот процесс длится дольше.

Интересны многочисленные картины Астраханцева с птицами, где тщательно проработаны детали оперения, выстроены любопытные ракурсы в полёте. Местная северная природа проявляется в картинах во всём разнообразии. Но есть среди картин и подражания великим художникам, как, например, картина гор, – подражание Рерихам.

Оригинально, экспрессивно выполнена картина “Рябина под снегом”. И уж, безусловно, не обошёл Астраханцев и жанр церковной архитектуры, которую столь много можно было наблюдать в Тобольске.

По своей скромности, отдавая своё свободное время живописи, Александр Алексеевич мало внимания уделял продвижению, популяризации своих работ в народе: создания выставок на поселковом и районном уровне. Безусловно, в Горках народ, особенно мужского пола, больше интересуется охотой и рыбалкой, чем искусством. Может быть, поэтому и заказывали художнику местные охотники разрисованные чучела гусей и уток. Но по тщательности выполнения и уровню художественного образа картины Александра Астраханцева стоят не только того, чтобы некоторые из них выставлять по большим праздникам, как это уже делалось в местном Доме культуры, но однажды собрать их в персональную экспозицию. Ведь только объединённые вместе, в одном зале, они смогут сказать многое о художнике, его душе и уровне его дарования.

Николай Письменный.
Фото автора.

23 марта 2013 года № 12