Навигация 2012 года в самом разгаре. Несмотря на малую воду в реке, в регионе Шурышкарского района выполняются все пассажирские рейсы по Большой и Малой Оби. И даже на самом опасном Кушеватском перекате уровень воды на фарватере – более трёх метров, и теплоходы медленно и осторожно, но проходят мелководный участок реки.

В этом году регулярно ходят до Горок из Салехарда теплоходы “Метеор”, а из районного центра Мужи до Горок и Лопхарей дважды в неделю – во вторник и в пятницу – ходят скоростные катера, – рассказывает шкипер пассажирской пристани села Горки Павел Чумакин. – Правда, в последнее время катера стали ходить медленнее, осторожно проходя мелководные места фарватера.

Шкипер на пристани дежурит днём, а по ночам охраняют дебаркадер и принимают ночные теплоходы матросы Владимир Антипин и Владимир Май. Шкипер следит также за порядком на дебаркадере, в зале ожидания пассажиров. Поскольку уровень воды в реке постоянно падает, нужно следить и за положением дебаркадера, вовремя оттаскивать его на глубину, чтобы все пассажирские суда безопасно швартовались к причальной стенке.

Старая проблема горковской пристани – местоположение дебаркадера в весеннее-летний период: когда вода в реке большая, его устанавливают возле крутого берега реки, и прибывающие пассажиры вынуждены карабкаться с вещами и детскими колясками по крутой лестнице на высокий берег, чтобы попасть в село. В этом году, когда уровень в реке быстро падал, дебаркадер оставался возле крутого берега до двадцатых чисел июня, но в обычные годы он может оставаться там и до средины лета. Администрация округа уже несколько лет обещает отсыпать и оборудовать постоянный причал в низменной части реки. Поскольку последние два лета идёт интенсивная отсыпка дорог села Горки щебнем, можно надеяться, что и этот проект вскоре будет выполнен.

Самый востребованный маршрут, безусловно, до Мужей, куда едут с окрестных сёл и деревень по делам: для оформления всевозможных документов, к родственникам или в отпуск. Два рейса в неделю сделали этот маршрут удобным именно для деловых поездок: за неделю можно выехать из села в райцентр, во вторник, оформить документы и вернуться в пятницу назад. Этим же рейсом, – из райцентра в отдалённые сёла, – выезжают для торговли и предприниматели. Немало народу пользуется этим катером и для того, чтобы навестить летом своих родственников в соседнем селе.

Точно знать время прибытия этого катера в Горки из Мужей или обратно – из Лопхарей, невозможно, так как время в пути зависит и от загруженности судна, от условий плавания, особенно сейчас, когда река обмелела, и катера движутся по фарватеру осторожно. Поэтому пассажиры в зале ожидания ждут катер иногда по часу и дольше. Как говорит шкипер Павел Чумакин, среди текущих проблем пристани – отсутствие туалета, который должна бы выстроить администрация села. Нет в зале и отопительной системы, а ведь здесь приходится ждать теплоход по ночам, особенно осенью, и родителям с маленькими детьми.

Николай Письменный.
Фото автора.

18 августа 2012 года № 33