Первоклашки – самые неугомонные и непоседливые ученики. И всё же именно с этими ребятами проводит свои уроки музейного дела Павел Гудков, заведующий музеем Горковской средней школы. Созданный всего несколько лет назад, этот музей постоянно пополняется новыми интересными экспонатами, обогащая экспозицию. Но ещё интереснее и богаче жизненный опыт самого Павла Михайловича, который может многое рассказать о каждом из этих экспонатов, связывая некоторые из них в единую историческую цепь развития села, нашего края, и вообще -человеческой цивилизации.

Побывав на одном из уроков музейного дела, я, вместе с детишками, прослушал интересную лекцию с демонстрацией экспонатов о том, как развивались на Руси способы освещения до появления электричества.

– Сейчас всё просто: кнопку выключателя нажали, и в комнате стало светло, нажали ещё раз – и вновь в комнате стало темно, – говорит Павел Михайлович. – Потому что свет в наших домах – от электричества. А что ещё работает от электричества?

И ребята наперебой перечисляют электрические приборы: телевизор, компьютер, телефон, холодильник.

– А вот, интересно, как люди освещали свои дома до использования электричества? – спрашивает Гудков, и ребята на несколько секунд замолкают, но тут же вспоминают – свечами! – Но до появления свечей на Руси использовали лучину, которую устанавливали над емкостью с водой, куда падали искры и обгоревшая зола. Была даже такая народная песня: “Лучина, моя лучинушка берёзовая, Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?… “

И Павел Михайлович демонстрирует горение лучины, затем – свечи. А дети вспоминают о воске, из которого делали свечи, – даже это они уже знают. Но вот керосиновые лампы не все первоклашки видели, и они с интересом слушают рассказ Гудкова о строении лампы, о том, как её наполняют керосином, как зажигают фитиль, подрезают, чтобы огонь был чище и не коптил, как вставляют ламповое стекло, чтобы свет был ярче, как чистят это стекло. Имеется в музейной коллекции и ещё одна разновидность керосиновой лампы – “Летучая мышь” для пользования в подсобных помещениях, в палатке и на улице. А ребята фотографируют эти удивительные вещи “старины глубокой” на свои мобильные телефоны.

Вот и ещё одной крупицей знаний пополнился их жизненный опыт. Пригодится ли это им в жизни? Как знать. Но знания, которые они получают в школе, никогда не будут лишними.

Николай Письменный.
Фото автора.

23 февраля 2013 года № 8